об обязании привести медицинский пункт в соответствие с действующим законодательством



Дело № 2-2827/2010 06 сентября 2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Гиренко М. В.,

С участием прокурора Ивановой Е. Ф.,

Представителя третьего лица Ермаковой Л. И.,

При секретаре Юдиной Т. В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гатчинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Гатчинский муниципальный район», 3-е лицо МОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 1» об обязании привести медицинский пункт в надлежащее состояние,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику в интересах неопределенного круга лиц, третье лицо МОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 1» об обязании привести медицинский пункт в надлежащее состояние. В обосновании своих требований указал, что Гатчинской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения муниципальными образовательными учреждениями Гатчинского муниципального района Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-I, а также санитарно-эпидемиологического законодательства. В ходе проверки установлено, что в МОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 1» медицинский пункт не соответствует установленным законодательством нормам: медицинский кабинет расположен на втором этаже учреждения, отсутствуют стоматологический кабинет и отдельный санузел, тогда как согласно п. 2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002г. № 44, медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длинной не менее 14 кв. м, кабинет зубного врача, площадью 12 кв. м, оборудованный вытяжным шкафом, процедурный кабинет, площадью 14 кв. м, кабинет психолога, площадью 10 кв. м, при медпункте оборудуется самостоятельный санузел. Учредителем МОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 1» является муниципальное образование «Гатчинский муниципальный район» в лице администрации Гатчинского муниципального района. Действующим законодательством обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройству прилегающих к ним территорий возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов. Истец просит обязать ответчика привести медицинский пункт МОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 1» в соответствие с действующих законодательством за счет средств бюджета Гатчинского муниципального района.

Прокурор Иванова Е. Ф. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика Администрация МО «Гатчинский муниципальный район» в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о дате и времени слушания дела, в подтверждении чего имеется расписка в получении судебной повестки. (л. д. 40). В предварительном судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признала и пояснила, что стоматологический кабинет не оборудован, но при этом, стоматологическая помощь оказывается. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития при отсутствии стоматологических кабинетов в образовательных учреждениях стоматологическая помощь обучающимся оказывается в детских стоматологических поликлиниках или стоматологических кабинетах в детских поликлиниках. Так и происходит в настоящее время. Должность стоматолога штатным расписанием не предусмотрена, в связи с чем она вряд ли будет оказываться и при наличии стоматологического кабинета. Санузел в школе есть.

Представитель третьего лица Ермакова Л. И. исковые требования поддержала и пояснила, что школа строилась в ** ** **** году, тогда по проекту был предусмотрен медицинский кабинет площадью *** кв. м, зубной кабинет площадью *** кв. м, рядом находится три туалета, один из которых закрыт для медицинских работников. Есть небольшая приемная, где дети могут подождать врача. В последние 20 лет медицинского оборудования не имеется. Также имеется проблема с обеспечением кадрами. В настоящее время у них имеется помещение под медицинский кабинет, есть помещение под стоматологический кабинет, который ничем не оборудован, летом он используется как изолятор. Медицинский кабинет расположен на втором этаже здания школы, процедурного кабинета нет, медицинский кабинет перегорожен медицинской ширмой и одна его часть используется под процедурный кабинет.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, находит требования истца подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно письма начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Гатчинском районе от ** ** **** г. № *** медицинский пункт МОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 1» не соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.1789-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»: по набору помещений (в наличии один кабинет); по обеспечению медицинским оборудованием и инструментарием согласно приложения № 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02. (л. д. 10).

В соответствии с п. 1. 1 Устава МОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 1» является муниципальной собственностью МО «Гатчинский муниципальный район» и расположено по адресу: Ленинградская область, *** (п. 1.3 Устава). Учреждение непосредственно подведомственно Комитету образования Гатчинского муниципального района Ленинградской области. Отношения между Учредителем и учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с действующим законодательством ( п. 1.6 устава) (л. д. 43).

Согласно п. 2.1 Договора взаимоотношения между администрацией Гатчинского муниципального района и МОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 1» учредитель обеспечивает финансирование деятельности Учреждения за счет бюджетных средств на основании утвержденных учредителем уведомлений о бюджетных ассигнованиях в соответствии с утвержденной бюджетной росписью. (л. д. 57).

Согласно п.1.18 Устава МОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 1» медицинское обслуживание в учреждении обеспечивают органы здравоохранения, медицинский персонал которых наряду с администрацией и педагогическим персоналом учреждения несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. Для работы медицинского персонала Учреждение создает необходимые условия. (л. д. 43 оборот).

Однако, в ходе проведенной проверки установлено, что необходимые условия для работы медицинского персонала ответчиком не созданы.

Медицинский кабинет, расположенный в МОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 1» расположен на втором этаже здания, площадь кабинета *** кв. м, в данном кабинете располагаются 2 помещения, один из которых сам по себе медицинский кабинет и процедурный кабинет. Также имеется кабинет психолога площадью *** кв. м, стоматологический кабинет, а также санузел в медицинском кабинете отсутствуют. (л. д. 7). Таким образом, отсутствует кабинет зубного врача площадью не менее *** кв. м, оборудованный вытяжным шкафом, а также сам медицинский кабинет и процедурный кабинет не соответствуют по метражу нормам, предусмотренным СанПиН, т. к. их суммарная площадь должна составлять не менее 28 кв. м, а она составляет *** кв. м. и он расположен на втором этаже, тогда как в соответствии с п. 2.8.5 СанПиН 2.4.2.1178-02 медицинский пункт располагается на первом этаже и включает кабинет врача и процедурную. При этом, суд полагает, что имеющийся санузел можно считать оборудованным при медицинском кабинете, т. к. он находится в непосредственной близости к медицинскому кабинету и не имеет свободного доступа. (л. д. 65).

В силу ч. 1, 2 ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу ст. 51 ФЗ № 3266-1 от 10.07.1992г. «Об образовании» образовательные учреждения обязаны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» № 3266 – 1 от 10.07.1992г. к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 вышеуказанного Закона к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов РФ и неопределенного круга лиц.

Прокурор выступает в интересах неопределенного круга лиц в связи с тем, что медицинские услуги необходимы неопределенному кругу лиц, оказание данного вида услуг должно отвечать санитарным нормам и правилам, учащиеся школы нуждаются в оказании медицинской помощи в соответствующих условиях.

В силу п.4 ст. 27, п.3 ст. 35 ФЗ « О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обстоятельства, указанные в иске нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Обязать администрацию МО «Гатчинский муниципальный район» привести медицинский пункт МОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 1» в соответствие с действующим законодательством за счет средств бюджета Гатчинского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней.

Судья: