Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 2 – 2660/2010 г.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2010 года г. Гатчина
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Красиковой Л.А.,
При секретаре Лазинской Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кусакиной Татьяны Евгеньевны к УПФ РФ в г.Гатчина и Гатчинском районе о включении в специальный стаж период работы в должности старшей пионервожатой, об обязании назначить досрочную трудовую пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась в суд с иском к УПФ РФ в г. Гатчина и Гатчинскому району об обязании включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости период работы с ** ** **** года по ** ** **** года (*** лет *** дней) - работа в должности старшей пионервожатой в Коммунаровской средней школе №1 в г.Коммунар Гатчинского района Ленинградской области; об обязании назначить досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п.п. 10 п.1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях» с момента обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии - ** ** **** года.
В обоснование заявленных требований истица пояснила, что ** ** ****г. ответчик письмом за №*** отказал ей в удовлетворении ее заявления о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
В обоснование своего отказа ответчик указал, что период работы с ** ** **** года по ** ** **** года в должности старшей пионервожатой в Коммунаровской средней школе не может быть включен в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости. Указанный вывод ответчиком сделан на основании Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года.
Однако в силу подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г.
В разделе «Наименование должностей» Списка должность пионервожатой не указана.
Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Вместе с тем согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397. учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.
В силу п. 4 данного Положения период работы в должности «пионервожатая» засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности «пионервожатая».
С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пен ни, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Такова позиция Верховного Суда РФ изложенная в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 01.08.2007 года.
Истицей были представлены исчерпывающие документы, свидетельствующие о том, что с ** ** **** года по ** ** **** года (*** лет *** дней) она работала в должности старшей пионервожатой в Коммунаровской средней школе №1 в г. Коммунар Гатчинского района Ленинградской области (Справка №*** от *** года) и что к моменту обращения за назначением пенсии отработала не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (трудовая книжка). На момент обращения в суд истица продолжает работать в должности учителя в МОУ «Коммунаровская СОШ № 2 (дополнительно *** месяцев и ** ** **** дней к моменту отказа в назначении пенсии).
В соответствии с п.п. 10 п.1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Истица в судебном заседании поддержала заявленные требования, просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика УПФ РФ в г. Гатчина и Гатчинском районе иск не признала, просила суд в удовлетворении иска отказать, пояснив, что Управление Пенсионного Фонда РФ /государственное учреждение/ в городе Гатчина и Гатчинском районе Ленинградской области не признает исковые требования Кусакиной Т.Е.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что Кусакина Т.Е. обратилась в Управление ** ** **** года с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.
Решением УПФ РФ в г. Гатчина и Гатчинском районе от ** ** **** г. *** в назначении досрочной пенсии по старости ей было отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа л.д. 7-9).
В силу ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями) право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Однако в силу подп. 10 п. 1 ст. 28 названного закона ранее достижения указанного возраста трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждения для детей независимо от их возраста.
Согласно п. 3 ст. 28 названного Федерального закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подп. 7-13 п. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действующий список должностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, действительно утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Вместе с тем ответчик при разрешении вопроса об установлении педагогического стажа и назначении досрочной пенсии неправомерно применил указанные выше списки.
Оценку пенсионных прав истицы необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённым Постановлением Совмина от 06 сентября 1991 года №463.
Согласно п.3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшими до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В период работы Кусакиной Т.Е. с ** ** **** года по ** ** **** года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с п. 2 положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Таким образом, истица имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
При таких обстоятельствах суд считает Решение УПФ РФ (ГУ) в городе Гатчине и Гатчинском районе Ленинградской области от № *** от ** ** **** г. об отказе истице в назначении досрочной пенсии является неверным. Период работы истицы в качестве старшей пионервожатой Коммунаровской средней школы № 1 с ** ** **** года по ** ** **** года подлежит включению в специальный стаж.
Указанный период подтверждается записями в трудовой книжке истицы л.д. 22-23). Верность записи ответчиком не оспаривается.
Истица обратилась в УПФ РФ (ГУ) в городе Гатчине и Гатчинском районе Ленинградской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости ** ** **** г.
На момент обращения в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Гатчине и Гатчинском районе Ленинградской области истица уже имела право на досрочную пенсию по старости по указанным выше основаниям.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд находит исковые требования доказанными.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Управление пенсионного Фонда РФ в г. Гатчине и Гатчинском районе Ленинградской области включить Кусакиной Татьяне Евгеньевне в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости период работы с ** ** **** года по ** ** **** года (*** лет *** дней) - работа в должности старшей пионервожатой в Коммунаровской средней школе №1 в г.Коммунар Гатчинского района Ленинградской области.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Гатчине и Гатчинском районе Ленинградской области назначить Кусакиной Татьяне Евгеньевне льготную пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п.п. 10 п.1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях» с момента обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии – с ** ** **** года.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней.
СУДЬЯ: