Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 2 – 2659/2010 г.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 октября2010 года г.Гатчина
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Красиковой Л.А.,
При секретаре Москвиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пиногоровой Галины Николаевны к УПФ РФ в г.Гатчина и Гатчинском районе об обязании включить в специальный стаж период работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, об обязании назначить пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
Истица первоначально обратилась в суд с иском к УПФ РФ в г. Гатчина и Гатчинскому району об отмене Решения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Гатчина и Гатчинском районе Ленинградской области от *** ***; об обязании зачесть в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы в должности фельдшера здравпункта ОАО «Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат» с *** по *** и по настоящее время, об обязании назначить трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии, т.е. с ***
25.08.2010 г. от нее поступило уточненное исковое заявление о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы в должности фельдшера здравпункта ОАО «Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат» с *** по *** и по настоящее время; об обязании назначить трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии, т.е. с ***
Определением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 13.09.2010г. производство по иску в части п. 1 иска от 07.06.2010 г. об отмене решения УПФ РФ в г.Гатчина и Гатчинском районе ЛО от *** ***, было прекращено в связи с отказом истицы от указанной части заявленных требований.
В обоснование требований истица пояснила, что она обратилась *** в Управление Пенсионного фонда РФ по г. Гатчина и Гатчинскому району Ленинградской области по вопросу назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001г. (в связи с осуществлением медицинской деятельности).
Решением *** от *** УПФ отказало истице в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа. В ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, не был включен период работы с *** по *** в должности фельдшера здравпункта ОАО «Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат».
Этот период не включен в стаж на том основании, что Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 предусмотрены только фельдшерские и врачебные здравпункты и отсутствует наименование структурного подразделения «ЗДРАВПУНКТ».
С данным решением согласиться не может по следующим основаниям: Истица имеет среднее медицинское образование. С *** по настоящее время работает в должностях, связанных с выполнением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При этом *** была принята на должность фельдшера здравпункта ЛКФ (в настоящее время ОАО «СПб картонно-полиграфический комбинат») в Коммунаровской больнице. Здравпункт ЛКФ являлся структурным подразделением Коммунаровской больницы и находился на территории предприятия.
В 1992г. здравпункт стал структурным подразделением Ленинградского картонно-полиграфического комбината.
Фактически с *** по настоящее время рабочее место истицы не изменялось. В течение рабочего времени осуществляла медицинскую деятельность - непосредственно обслуживала работников предприятия, в том числе оказывала первую медицинскую помощь, выполняла прививочную работу, санитарно-профилактическую работу, назначения врачей.
Имевшее место переподчинение лечебного учреждения - здравпункта не повлияло на выполняемую ею работу.
Считает, что по роду своей деятельности она имеет право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях с Российской Федерации (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а так же направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Истица в судебном заседании поддержала заявленные требования, просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика УПФ РФ в г. Гатчина и Гатчинском районе иск не признала, просила суд в удовлетворении иска отказать, пояснив, что Управление Пенсионного Фонда РФ /государственное учреждение/ в городе Гатчина и Гатчинском районе Ленинградской области не признает исковые требования Пиногоровой Г.Н.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что Пиногорова Г.Н. обратилась в Управление *** с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с работой в качестве лица осуществляющего лечебную деятельность. Указанный подпункт 20 предусматривает назначение пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах и сельской местности и поселках городского типа, независимо от возраста. При определении профессий и должностей здравоохранения, дающих право на назначение досрочной пенсии по старости по указанному подпункту 20, применяются: Списки профессий и должностей работников здравоохранения и санаторно-эпидемиологических учреждений лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066; Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449)
Решением комиссии *** от *** истице было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы - 25 лет (специальный стаж работы на *** составил 20г. 09мес.08дн.), а также было рекомендовано обратиться в Управление за назначением трудовой пенсии по старости по достижении общеустановленного пенсионного возраста – 55 лет (л.д. 6-9). В стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 не включен следующий период работы: с *** по *** работа в должности фельдшера здравпункта ОАО « Санкт-Петербургский КПК», т.к. открытое акционерное общество не является учреждением здравоохранения и наименование указанной организации отсутствует в вышеуказанных Списках … Уточняющая справка, подтверждающая особый характер работы, выданная ОАО «Санкт-Петербургский КПК», отозвана администрацией как необоснованно выданная ( письмо *** от ***).
Суд считает данный отказ основанным на законе, т.к. согласно Уставу основными видами деятельности предприятия являются: производство коробочного картона и его переработка; изготовление упаковочных коробок и пачек; производство полиграфической продукции и т.д. Из устава усматривается, что ОАО «Санкт-Петербургский КПК» не является учреждением здравоохранения.
Согласно ст.120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично.
Учредительным документом учреждения является устав, если из устава усматривается, что организация имеет уставной капитал, осуществляет деятельность коммерческого характера, то такую организацию нельзя отнести к учреждениям.
Согласно Уставу, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, ОАО «Санкт-Петербургский КПК» может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В материалах дела имеется копия лицензии *** от *** на осуществление медицинской деятельности (доврачебной помощи). Данный документ подтверждает, что ОАО «Санкт-Петербургский КПК» не осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения. Срок действия указанной лицензии с *** по *** Из представленных в материалы дела документов (должностная инструкция фельдшера здравпункта, свидетельство о повышении квалификации, журнал амбулаторного приема) усматривается, что основными должностными обязанностями истицы является выполнение профилактических мер по охране здоровья сотрудников комбината, а также осмотр и допуск их к работе.
В сведениях индивидуального персонифицированного учета, отраженных на индивидуальном лицевом счете гр. Пиногоровой Г.Н. отсутствуют сведения о специальном стаже в спорный период (код льготы не проставлен).
Требование о необходимости отражения на лицевом счете указанных сведений установлено пп. 10 п. 2 статьи 6 Федерального закона « Об индивидуальном / персонифицированном / учете в системе обязательного пенсионного страхования », согласно данного пункта в общей части лицевого счета застрахованного лица указываются периоды трудовой и /или / иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда. Обязанность предоставления сведений возложена на работодателя. Таким образом, судом установлено, что, не предоставляя сведения о специальном стаже сам работодатель не признает данные периоды работы льготными.
Из материалов дела установлено, что истица работала в должности фельдшера здравпункта ОАО «Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат» с *** по *** и по настоящее время, что подтверждается копией ее трудовой книжки (л.д.10-17), в спорный период здравпункт ОАО «Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат» не являлся структурным подразделением никакого учреждения здравоохранения.
Допрошенный в судебном заседании свидетель А пояснила, что работает вместе с истицей, и они оказывают медицинскую помощь сотрудникам ОАО «Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат». У суда нет оснований не доверять показаниям свидетеля.
Суд считает, что ответчик при исчислении специального трудового стажа истицы, обоснованно исключил из стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии период работы в должности фельдшера здравпункта ОАО «Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат» с *** по *** и по настоящее время, поскольку в соответствии пунктом 2 статьи 13 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ установлено, при подсчете страхового стажа периоды работы и / или / иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего закона, после регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом « Об индивидуальном / персонифицированном / учете в системе государственного пенсионного страхования » подтверждаются на основании сведений индивидуального / персонифицированного учета.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 22.04.2010 № 520-О-О устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28)); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 84-О и от 29 января 2009 года N 67-О-О).
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости и выделение в особую категорию - лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, - отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут расцениваться как нарушающие принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающие право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 906-О-О).
Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.
Аналогично реализовалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), которое также не предполагало включения в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, работы в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066).
Таким образом, действующее законодательство устанавливает право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, - отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения только в учреждениях здравоохранения, к которым здравпункт ОАО «Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат» не относится.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд находит исковые требования не доказанными.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований Пиногоровой Галине Николаевне к Управлению Пенсионного Фонда РФ в городе Гатчина и Гатчинском районе Ленинградской области об обязании зачесть в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы в должности фельдшера здравпункта ОАО «Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат» с *** по *** и по настоящее время и обязании назначить ей трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии, т.е. с ***, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней.
СУДЬЯ:
Мотивированное решение изготовлено 06.10.2010 г.