2-3890/2010



Дело № 2-3890/2010 23 ноября 2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Гиренко М.В.

Представителя истца УФС Роспотребнадзора по Ленинградской области Козака В.П. по доверенности от **** сроком до ****,

Представителя ответчика МУП ЖКХ «г. Гатчина» Воронцовой О.Н. по доверенности № ** от **** сроком до ****,

При секретаре Бурдыкиной В.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску УФС Роспотребнадзора по Ленинградской области к МУП ЖКХ «г. Гатчина» о признании приказа незаконным и его отмене, обязании опубликовать решение суда в средствах массовой информации г. Гатчина

У с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании приказа ** от **** незаконным и о его отмене, обязании МУП ЖКХ «г. Гатчина» опубликовать решение в средствах массовой информации г. Гатчина. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения документарной проверки МУП ЖКХ «г. Гатчина» было установлено, что за выдачу справок формы ** и формы ** взимается плата. **** ответчиком была направлена истцу копия приказа ** от **** «Об утверждении стоимости платных услуг для населения». П.1 данного приказа, на основании Распоряжения Главы Администрации г. Гатчина **-р от **** в целях компенсации затрат по услугам, оказываемым населению устанавливает с **** цены на справки, выдаваемые гражданам для осуществления приватизации, покупки, продажи, дарения, мены, обмена, вступления в наследство и для других гражданско–правовых сделок с жилой площадью согласно Приложению. В приложении к приказу ** от **** установлены цены на справки формы ** и **. Истец считает, что любое установление оплаты не входит в компетенцию МУП ЖКХ «г. Гатчина». Выдача справок ** и ** согласно п.4 ст. 154 ЖК РФ не входит в коммунальные услуги, за которые согласно п.1 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату. Действие всех лиц на территории РФ и издаваемые ими акты должны соответствовать действующим на территории РФ законам и иным правовым актам.

Представитель истца в судебном заседании требования заявления поддержал по изложенным основаниям, просил суд их удовлетворить в полном объеме заявленных требований.

Представитель ответчика МУП ЖКХ «г. Гатчина» требования не признает, пояснив, что в структуру платы за жилье и коммунальные услуги как для нанимателей жилых помещений, так и для собственников помещений в многоквартирном доме не входит услуга выдачи справок ** для гражданско – правовых сделок с жилой площадью. Данная услуга оказывается гражданам отдельно за отдельную плату. Считают, что приказ ** от **** издан в пределах полномочий МУП ЖКХ «г. Гатчина» для оказания платной услуги нанимателям и собственникам жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, находящихся в управлении МУП ЖКХ «г. Гатчина», т.е. оспариваемый приказ издан для определенного круга лиц, т.к. установление платы за услугу по выдаче справок не входит в компетенцию органов местного самоуправления. Также, представитель МУП ЖКХ «г. Гатчина» считает, что опубликование вынесенного и вступившего в законную силу решения суда не входит в компетенцию МУП ЖКХ «г. Гатчина», а потому просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

**** директором МУП ЖКХ «г. Гатчина» подписан приказ ** «Об утверждении стоимости платных услуг для населения», которым с **** утвердил цены на справки, выдаваемые гражданам для осуществления приватизации, покупки, продажи, дарения, мены, обмена, вступления в наследство и для других гражданско – правовых сделок с жилой площадью согласно Приложению (л.д. 7). Данный приказ издан на основании Распоряжения Главы Администрации г. Гатчины ** от **** «О передаче полномочий Управлению ЖКХ по установлению цен» (л.д. 32) и в целях компенсации затрат по услугам, оказываемым населению.

Согласно приложению к приказу ** от **** установлены следующие цены на платные справки для населения: справка формы ** – * рублей, справка формы ** – * рублей, выкопировка из поэтажных планов – * рублей, справка с места жительства, копия ордера, удостоверение подписи и др. – * рублей (л.д. 8).

Однако Распоряжение ** – р от **** предоставляло Управлению жилищно – коммунального хозяйства города Гатчина право устанавливать и регулировать предельные цены и тарифы на жилищно – коммунальные услуги, в том числе услуги бань, цеха по обработке белья, санитарной очистке и другие, по согласованию с Администрацией МО «г. Гатчина» (л.д. 32).

В соответствии с Уставом МУП ЖКХ «г. Гатчина» от **** (л.д. 9 – 23), предприятие создано с целями в том числе управления и эксплуатации жилищным фондом, производства текущего и капитального ремонта жилого и нежилого фондов, коммунально – бытового обслуживания населения, оказания агентских и посреднических услуг предприятиям (п. 2.1 Устава).

Представитель МУП ЖКХ «г. Гатчина» в своих возражениях на исковое заявление ссылается на то, что услуга по предоставлению справок не входит в структуру платы за жилье и коммунальные услуги, является отдельной, осуществляется в соответствии с п. 2.2.12 Устава. Однако п. 2.2.12 Устава МУП ЖКХ «г. Гатчина» гласит, что для достижения уставных целей предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации деятельность по ведению регистрационного учёта граждан по месту жительства и месту пребывания на территории Муниципального образования «г. Гатчина». П.п. 4.1. д, ж Устава гласят, что для достижения уставных целей Предприятие имеет право устанавливать цены (тарифы) на все виды производимых Предприятием товаров (работ, услуг) в соответствии с правовыми актами Российской Федерации, Ленинградской области и муниципального образования «г. Гатчина» Ленинградской области; осуществлять другие права, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации, целям и предмету деятельности Предприятия, установленным Уставом.

Если исходить из изложенного, то и Распоряжение ** от **** в данном случае не может являться основополагающим для издания Приказа ** от ****, ибо выдача справок формы ** и ** не входит в структуру платы за жилье и коммунальные услуги, является отдельной, данный факт представителем ответчика не оспаривается, а потому платная выдача справок формы ** и ** должна быть отнесена к другим предельным ценам и тарифам, согласованным с Администрацией МО «г. Гатчина», однако в материалах дела отсутствует документ, подтверждающий факт согласования приложения к Приказу ** от ****, как и факт того, на основании и исходя из каких коэффициент произведен расчет цен на платные справки для населения.

Пунктом 2 ст. 4 Конституции РФ установлено, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

Согласно ч.1 ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В силу ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В соответствии с ч.2 ст. 5 ЖК РФ, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В силу ч.1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч.1 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ).

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ).

Из Устава МУП ЖКХ «г. Гатчина» следует, что организация в том числе создана с целью сбора денежных средств за жилищно-коммунальные услуги с населения и прочих потребителей.

Доводы представителя ответчика о том, что МУП ЖКХ «г. Гатчина» вправе заниматься и коммерческой деятельностью, в соответствии с п. 1.4 Устава, в том числе и в виде взимания платы при выдаче справок формы ** и **, являются несостоятельными по указанным основаниям.

В силу ч.11 ст. 4 ЖК РФ, жилищное законодательство регулирует отношения по поводу, в том числе и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что действия всех лиц на территории РФ и издаваемые ими акты должны соответствовать действующим на территории РФ законам и иным правовым актам.

Сбор оплаты за выдачу справок формы ** и ** ответчиком не соответствует требованиям действующего законодательства, ибо выдача гражданам названных справок не относится к коммунальным услугам, за которые должна взиматься плата. Кроме того, выдача справок формы ** и ** за плату не должна относиться к видам коммерческой деятельности предприятия.

При указанных обстоятельствах требования истца основаны на законе и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Признать незаконным и отменить приказ ** от **** МУП ЖКХ «г. Гатчина».

Обязать МУП ЖКХ «г. Гатчина» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу довести до сведения настоящее решение суда через средства массовой информации г. Гатчина.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней.

Судья: