2-2803/2010



Дело № ****

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Дубовской Е.Г.

при секретаре Степановой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саволайнен Анатолия Ивановича к Администрации МО «Елизаветинское сельское поселение», Администрации Гатчинского муниципального района о признании решения Совета Депутатов недействующим в части, об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,

установил:

Саволайнен А.И. обратился в суд с иском о признании Решения Совета депутатов Елизаветинского сельского поселения № от **** недействующим в части установления предельных максимальных размеров земельных участков ранее выделенных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства на территории Елизаветинского сельского поселения со дня его принятия и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по стоимости равной десятикратной ставке земельного налога.

В судебное заседание истец не явился, его интересы представляла по доверенности А, которая по существу заявленных исковых требований пояснила следующее. Постановлением Главы администрации Елизаветинской волости от **** № Саволайнен А.И. был предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> в аренду под индивидуальное жилищное строительство. Постановлением Главы администрации МО «Гатчинский район» № от **** на предоставленном земельном участке было разрешено строительство индивидуального жилого дома. Постановлением Главы администрации № от **** возведенному индивидуальному жилому дому был присвоен номер №. В настоящее время истец является собственником дома по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права выданным учреждением юстиции – Ленинградской областной регистрационной палатой ****, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним **** сделана запись регистрации №. **** Саволайнен А.И. обратился к Главе администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области с заявлением о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом за плату по десятикратной ставке земельного налога. **** Комитет по управлению имуществом Гатчинского муниципального района Ленинградской области рассмотрев заявление Саволайнен А.И., сообщил, что в связи с тем, что решением Совета депутатов Елизаветинского сельского поселения № от **** был установлен предельный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства на территории Елизаветинского сельского поселения, истец не может приобрести земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по цене раной десятикратной ставке земельного налога, а потому ему предложено приобрести часть земельного участка по стоимости равной десятикратной ставке земельного налога, а часть в размере его кадастровой стоимости. Саволайнен А.И. полагает, что Решение Совета депутатов № от **** противоречит действующему законодательству, а также нарушает и ущемляет права и свободы истца, а потому просит признать его недействительным в части установления предельных максимальных размеров земельных участков ранее выделенных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства на территории Елизаветинского сельского поселения со дня его принятия и обязать Админисрацию Гатчинского муниципального района заключить договор купли-продажи земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по стоимости равной десятикратной ставке земельного налога.

Представитель Администрации Гатчинского муниципального района, действующая на основании доверенности – С в судебном заседании пояснила, что лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. В настоящее время, с учетом сложившейся судебной практики, администрация Гатчинского муниципального района предоставляет земельные участки гражданам, являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло после вступления в силу Земельного кодекса РФ по цене, равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, вне зависимости от нормы предоставления земельного участка. А потому Саволайнен А.И. имеет возможность приобрести в собственность весь предоставленный ему земельный участок по цене, равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. Полагала, что вопрос приобретения земельного участка может быть решен во внесудебном порядке. В отношении пункта первого просительной части искового заявления пояснила, что оспариваемое истцом решение Совета депутатов применяется не к размерам земельных участков уже предоставленных в собственность, а к размерам земельных участков, отношения по предоставлению в собственность которых возникают после вступления в силу оспариваемого Решения. Таким образом, положения пункта первого решения Совета депутатов Елизаветинского сельского поселения № от **** применяется к отношениям, возникшим после его введения в действие, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель Администрации Елизаветинского сельского поселения Гатчинского муниципального района в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия Администрации МО Елизаветинского сельского поселения (л.д. 61).

Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Судом установлено, что Саволайнен А.И.является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права выданным учреждением юстиции – Ленинградской областной регистрационной палатой ****, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним **** сделана запись регистрации № (л.д. 13).

Постановлением Главы администрации Елизаветинской волости от **** № Саволайнену А.И. предоставлялся земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, в аренду под индивидуальное жилищное строительство (л.д. 8). Кадастровый номер земельного участка № (л.д. 14). Истец использует земельный участок по целевому назначению, с момента предоставления владеет и пользуется земельным участком.

В 2009 году истец обратился в администрацию Гатчинского муниципального района с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату по десятикратной ставке земельного налога, однако в ответ Администрация сообщила, что при расчете выкупной стоимости земельного участка десятикратная ставка земельного налога применятся только на ту площадь, которая не превышает предельно установленную норму – <данные изъяты> кв.м. Выкупная стоимость площади земельного участка, превышающей предельную норму рассчитывается по кадастровой стоимости.

В силу ст.28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление указанных земельных участков осуществляется за плату.

Статьей 36 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления. Цена указанных земельных участков не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка, эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

Постановлением Правительства Ленинградской области от **** № "О регулировании отдельных вопросов приобретения прав на земельные участки, находящиеся в собственности Ленинградской области, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области" установлено, что до **** лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, право которых возникло после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, приобретают такие земельные участки по цене, равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Указанная норма права воспроизводит положения п.2 ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым, до 01.01.2012 года лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, право которых возникло после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

До установления субъектами Российской федерации цены земельного участка применяются минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Отказывая истцу приобрести в собственность земельный участок по стоимости равной десятикратной ставке земельного налога Администрация ссылалась на нормы предоставления земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства, которые Решением Совета депутатов Елизаветинского сельского поселения Гатчинского муниципального района от **** № установлены в пределах от <данные изъяты> га до <данные изъяты> га. Полагала, что площадь земельного участка, предоставленная свыше указанных норм должна передаваться в собственность за плату из расчета кадастровой стоимости земельного участка.

Данное утверждение, по мнению суда, является ошибочным.

Пунктами 2,3 Постановления Правительства Ленинградской области от **** № установлено, что до **** в Ленинградской области продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность, осуществляется по цене, равной 2,5 процента кадастровой стоимости продаваемого земельного участка.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства Ленобласти от 03.02.2010 N 18)

До **** лица, не указанные в пункте 2 настоящего постановления и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

(в ред. Постановления Правительства Ленобласти от 27.02.2010 N 40)

При этом, ст. 36 ЗК РФ, ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и Постановление Правительства Ленинградской области от 11.12.2007 года № 310 не связывают выкупную стоимость предоставляемого земельного участка с его размером и не имеют отсылок к ст.33 ЗК РФ – нормы предоставления земельных участков.

Таким образом, положения о предельных размерах земельных участков к земельному участку, предоставленному в собственность Саволайнен А.И., неприменимы. Из изложенного следует, что расчет выкупной цены части земельного участка <данные изъяты> кв.м, превышающей норму, не может быть рассчитан из кадастровой стоимости земельного участка, а потому Решение Совета депутатов Елизаветинского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области № от **** в части установления предельных максимальных размеров земельных участков ранее выделенных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства на территории Елизаветинского сельского поселения является незаконным.

На основании изложенного, требования истца основаны на законе и подлежат удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст.12, 56,194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Саволайнен Анатолия Ивановича удовлетворить.

Признать Решение Совета депутатов Елизаветинского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области № от **** недействующим в части установления предельных максимальных размеров земельных участков ранее выделенных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства на территории Елизаветинского сельского поселения со дня его принятия.

Обязать Администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области заключить с Саволайнен Анатолием Ивановичем договор купли-продажи земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по стоимости равной десятикратной ставке земельного налога.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней.

Судья: