№2-3463/2010



Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 2 – 3463/2010 г.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 ноября 2010года г. Гатчина

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Красиковой Л.А.,

При секретаре Москвиной Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власовой Марии Николаевны к КСЗН Гатчинского муниципального района о взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Истица первоначально обратилась в суд с иском к КСЗН Гатчинского муниципального района о взыскании денежных средств в сумме ** рублей.

В обоснование заявленных требований истица пояснила, что КСЗН Гатчинского муниципального района выплачивал доплату до величины прожиточного минимума в Ленинградской области всего 10 % от положенной суммы.

Согласно ст. 7 ФЗ «О государственной социальной помощи» до среднепрожиточного уровня по РФ как федеральный стандарт ответчик задолжал истице за период 2005-2009 гг. сумму в размере ** тыс. рублей + индексация 11%, всего ** рублей.

Ответчик добровольно возместить задолженность отказался ответом от ****

Истица в судебном заседании поддержала заявленные требования, просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика КСЗН Гатчинского муниципального района в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о дате и времени слушания дела, от него имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что считает исковые требования истицы не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению, просит применить срок исковой давности.

Суд, выслушав пояснения истицы, изучив материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что Власова Мария Николаевна состоит на учете в КСЗН Гатчинского муниципального района как пенсионер с ****, что подтверждается справкой о выплате ей пенсии (л.д.28-29). Кроме того истице выплачивалась государственная социальная помощь до величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в Ленинградской области, что подтверждается справкой о выплате (л.д.68-69).

В соответствии областным законом «О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Ленинградской области» № 105 – ОЗ от 01.12.2004 года и постановлением Правительства Ленинградской области «Об утверждении порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи отдельным категориям получателей из числа малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан в Ленинградской области и установлении категорий получателей государственной социальной помощи» № 291 от 18.10.2006 года, и на основании личного заявления от 16.10.2007 года, Власовой М.Н. была назначена государственная социальная помощь в виде ежемесячной денежной доплаты к пенсии до величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в Ленинградской области.

Размер государственной социальной помощи в виде ежемесячной денежной доплаты гражданам, достигшим пенсионного возраста (женщины – 55 лет и старше) определяется как разница между действующей величиной прожиточного минимума на момент выплаты, установленной для пенсионера в Ленинградской области, и получаемых доходов с учетом пенсии, ежемесячных денежных выплат и компенсаций из средств областного и федерального бюджетов.

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете дохода гражданина для оказания им государственной социальной помощи утвержден Постановлением Правительства РФ № 512 от 20.08.2003 года (в редакции Постановления Правительства № 847 от 30.12.2005 года).

Судом установлено, что выплата доплаты Власовой М.Н. производилась с ноября 2007 года по ноябрь 2009 года на почтовое отделение ** ***. За декабрь 2009 года выплаты не было, так как доход превышал величину прожиточного минимума (размер пенсии за декабрь 2009 года составляет ** рублей ** коп, а прожиточный минимум для пенсионеров был существенно ниже, т.о. доплаты истице производились в установленном законом порядке в соответствии с величиной прожиточного минимума, что подтверждается представленной в дело справкой КСЗН( л.д.68-69).

В связи с внесением изменений в ФЗ «О государственной социальной помощи» № 178 ФЗ от 17.07.1999 года, а так же в Областной закон № 105-ОЗ от 01.12.2004 года, с января 2010 года социальная доплата до прожиточного минимума выплачивается Управлением Пенсионного фонда по городу Гатчине и Гатчинскому району.

Кроме того, судом установлено, что Власовой М.Н. выплачивалась единовременная государственная социальная помощь в 2006 году в размере ** рублей и в 2007 году в размере ** рублей. Таким образом, установлено, что Власовой М.Н. в соответствии с действующим законодательством выплачены все положенные по закону меры социальной поддержки, в том числе ежемесячная денежная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума.

Суд считает, возражения КСЗН Гатчинского муниципального района обоснованными, т.к. они подтверждаются материалами дела. Выплаты истице соответствуют Закону Ленинградской области от 07.04.2006 г. № 19-оз и Закону Ленинградской области от 20.11.2009 г. № 92-оз, которыми установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров(л.л.9-10).

По смыслу ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежат нарушенные права гражданина.

Как следует из материалов дела, обратившись в суд за защитой нарушенных прав, истица сослалась на представленные ею расчеты (л.д.13,24-25), суд оценивает их критически, поскольку они основаны на неверном толковании закона.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1), вместе с тем не определяет конкретные объемы, способы и порядок предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который располагает определенной свободой усмотрения при установлении мер социальной защиты, включая выбор формы их предоставления (денежной или натуральной).

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 25.11.2006 N 195-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 01.03.2008 N 18-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ, от 22.12.2008 N 269-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009), от 25.12.2009 N 341-ФЗ) определяет правовые и организационные основы адресной государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам и направлен на регулирование отношений, связанных с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством РФ.

Правовой основой государственной социальной помощи является ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.

Обязанность осуществлять социальную защиту граждан лежит на федеральных органах государственной власти РФ и органах власти субъектов Федерации, следовательно, правовое регулирование государственной социальной помощи обеспечивается как федеральными законами, так и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Одним из федеральных законов, являющихся правовой основой государственной социальной помощи, является Федеральный закон от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", в котором прожиточный минимум определен как стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные сборы и платежи. Прожиточный минимум определяется как в целом по Российской Федерации, так и в субъектах РФ и предназначен для оценки уровня жизни населения РФ и субъектов РФ при разработке и реализации социальной федеральной и региональной политики, разработке федеральных и региональных социальных программ. Он является обоснованием установления на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, размеров пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также оказывает влияние на формирование федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Размер потребительской корзины устанавливается для каждой из социально-демографических групп населения - для трудоспособного населения, пенсионеров и детей с периодичностью не реже одного раза в пять лет.

К группе "пенсионеры" относятся мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности.

В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.

Оказанию государственной социальной помощи в обязательном порядке предшествует проверка материального положения лиц, которые обращаются с заявлением об оказании им социальной помощи. Из этого следует адресный характер материальной помощи, а также ее индивидуализация.

Из материалов дела установлено, что с заявлениями об оказании материальной помощи к ответчику истица не обращалась с 2007 г., доводы истицы, что она приходила в КСЗН Гатчинского муниципального района и у нее не брали заявления, ничем не подтверждены, поэтому суд не может их принять во внимание.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Истицей не представлено суду доказательств, подтверждающих ее доводы о том, что ответчиком нарушены ее права.

Согласно п.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом по заявлению стороны в споре. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии с п.1 ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Суд считает, что истица пропустила установленный законом срок исковой давности, согласно п.2 ст.200 ГК РФ по требованию о взыскании недоплаченных сумм с 2005 г. по июнь 2007 г., о применении которого просит ответчик (л.д.72).

Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд находит исковые требования не доказанными.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Власовой Марии Николаевны к КСЗН Гатчинского муниципального района о взыскании денежных средств в размере ** рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней.

СУДЬЯ: