Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-3887/2010 г. Именем Российской Федерации
09 ноября 2010 г. г.Гатчина
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Красиковой Л.А.
при секретаре Москвиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Учреждению Российской академии наук Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова РАН (ПИЯФ РАН), 3-лицо: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу об обязании получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить разрешение о предоставлении водного объекта, разработать проект зон санитарной охраны водозаборных скважин и получить санитарно-эпидемиологическое заключение по нему,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику с требованиями об обязании получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить решение о предоставлении водного объекта - р. *** в пользование учреждения; разработать проект зон санитарной охраны водозаборных скважин и получить санитарно-эпидемиологическое заключение по нему в срок не позднее девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В своем иске истец указал, что Учреждение Российской академии наук Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова РАН (сокращенное наименование - ПИЯФ РАН) осуществляет деятельность по адресу: ***
При этом ПИЯФ РАН эксплуатирует источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в том числе *** организованных источников и *** неорганизованный источник) в отсутствие специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Все вышеуказанные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух являются стационарными согласно п.п. 2 п. 1.2 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного в действие письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 г. № 14-01-333 (Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством).
Ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» допускает выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником только на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
ПИЯФ РАН имеет *** выпуска сточных вод в поверхностный водный объект - р. *** Однако в нарушение п. 2 ч. 2 ст. 11 и ст. 21 Водного кодекса Российской Федерации решение уполномоченного органа о предоставлении водных объектов в пользование у ПИЯФ РАН не получено.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод дополнительно должно содержать: 1) указание места сброса сточных вод и (или) дренажных вод; 2) объем допустимых сбросов сточных вод и (или) дренажных вод; 3) требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод (ч. 3 ст. 22 ВК РФ), что позволяет обеспечивать безопасность сброса сточных вод в определенный водный объект конкретным субъектом-водопользователем.
Кроме того, ПИЯФ РАН на основании лицензии на право пользования недрами в целях добычи подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения *** эксплуатирует *** водозаборных скважин.
Однако в нарушение п. 2 ст. 43 ВК РФ, п.п. 1.4 и 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (водозаборных скважин) ПИЯФ РАН не организованы, проект зон санитарной охраны не разработан.
Между тем, согласно ст. 5 и п. 2 ст. 43 ВК РФ для водных объектов (в том числе и подземных), используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
П. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусматривает, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО (п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»).
Наличие проекта зон санитарной охраны водозаборных скважин является также обязательным условием, установленным лицензией на право пользования недрами в целях питьевого водоснабжения ЛОД 01141 ВЭ, которое ПИЯФ РАН как пользователь недр обязан соблюдать в соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах».
Проект ЗСО должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»).
В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Отсутствие вышеуказанной природоохранной документации подтверждается АКТОМ ПРОВЕКИ Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу юридического лица от *** № *** прилагается; письмом *** от *** Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Северо-Западного управления Ростехнадзора), уполномоченного выдавать такие разрешения и устанавливать соответствующие нормативы (п.п. 7.4 и 7.6 Положения о Северо-Западном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от *** ***), а также объяснениями инженера-эколога ПИЯФ РАН А от ***
Данные нарушения создают реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания, предусмотренные ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить иск.
К судебному заседанию представитель ответчика Учреждения Российской академии наук Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова РАН (ПИЯФ РАН) представил заявление о признании исковых требований в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные ст.ст.39, 173 ГПК РФ, представителю ответчика разъяснены и понятны, суд принял признание иска представителем ответчика.
Представитель 3-лица Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу в судебном заседании не возражал против признания иска представителем ответчика Учреждения Российской академии наук Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова РАН (ПИЯФ РАН).
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика признал исковые требования истца в полном объеме, судом принято признание иска представителем ответчика.
Согласно ст. 198 ч.4 п. 1 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Поскольку представителем ответчика Учреждения Российской академии наук Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова РАН (ПИЯФ РАН) иск признал, судом принято признание иска представителем ответчика, суд не мотивирует принятое по делу решение.
Руководствуясь ст.ст.12,56,194,198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Обязать Учреждение Российской академии наук Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова РАН получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить решение о предоставлении водного объекта - р. *** в пользование учреждения; разработать проект зон санитарной охраны водозаборных скважин и получить санитарно-эпидемиологическое заключение по нему в срок не позднее девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Гатчинский городской суд в течение 10 дней.
Судья: