2-205/2011



Дело № 2-205/2011 13 января 2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Гиренко М.В.

Представителя истца УФС Роспотребнадзора по Ленинградской области Козака В.П. по доверенности ** от **** сроком по ****,

Представителя ответчика ФГУПЭКП ПИЯФ РАН Яныкин А.А. по доверенности ** от **** сроком по ****,

При секретаре Юдиной Т.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску УФС Роспотребнадзора по Ленинградской области к Федеральному государственному унитарному производственно – эксплуатационному коммунальному предприятию ПИЯФ им. Б.П. Константинова РАН о признании приказа незаконным и его отмене, обязании опубликовать решение суда в средствах массовой информации г. Гатчина,

У с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании приказа ** от **** незаконным и о его отмене, обязании ФГУПЭКП ПИЯФ им. Б.П. Константинова РАН опубликовать решение в средствах массовой информации г. Гатчина. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения документарной проверки было установлено, что за выдачу справок формы № 9 и формы № 5 взимается плата по * рублей, за выкопировку из поэтажного плана – * рублей, за справку с места жительства, копию ордера – * рублей. **** ответчиком была направлена истцу копия приказа ** от ****, в соответствии с п. 1 которого утверждаются цены на справки, выдаваемые гражданам для осуществления приватизации, покупки, продажи, дарения, мены, обмена, вступления в наследство и для других гражданско – правовых сделок с жилой площадью, согласно Приложению. В приложении к приказу ** от **** установлены цены на справки формы ** и **, выкопировки из поэтажного плана, справки с места жительства, копии ордера, удостоверение подписи и прочие архивные. Истец считает, что любое установление оплаты не входит в компетенцию ФГУПЭКП ПИЯФ им. Б.П. Константинова РАН. Выдача справок ф-5 и ф-9, выкопировки из поэтажного плана, справки с места жительства, копии ордера согласно п.4 ст. 154 ЖК РФ не входит в коммунальные услуги, за которые согласно п.1 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату. Действие всех лиц на территории РФ и издаваемые ими акты должны соответствовать действующим на территории РФ законам и иным правовым актам.

Представитель истца в судебном заседании требования заявления поддержал по изложенным основаниям, просил суд их удовлетворить в полном объеме заявленных требований.

Представитель ответчика ФГУПЭКП ПИЯФ им. Б.П. Константинова РАН иск не признал, поддержала доводы, указанные в возражениях, которые приобщены к материалам дела. Из них следует, что получение Роспотребнадзором **** оспариваемого приказа не соответствует действительности, т. к. **** ответчиком было направлено только Постановление Президиума РАН ** от **** Приложенный к материалам дела акт КНМ от **** также не соответствует действительности, т. к. в указанный день Козак В. П. находился в отпуске и ответ ответчика был в этот день передан Г Основание предъявления искового заявления противоречит требованиям УФС Роспотребнадзора, т. к. запрета на установление платы за указанные справки и выкопировки не вытекает из требований жилищного законодательства. Кроме того, в п. 2.2 Устава ФГУПЭКП ПИЯФ РАН предусмотрены следующие виды деятельности: оказание всех видов услуг физическим и юридическим лицам, связанных с эксплуатацией жилых и нежилых помещений, регистрация и снятие с регистрационного учета граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту их пребывания и по месту жительства, оказание посреднических услуг при купле-продаже и сдачи в наем (аренду) движимого и недвижимого имущества. Оспариваемый приказ ** касается исключительно компенсации затрат за выдаваемые справки необходимые для осуществления приватизации, покупки, продажи, дарения, мены, обмена, вступления в наследство и для других гражданско-правовых сделок с жилой площадью. Кроме того, истец оспаривает приказ полностью, однако, в оспариваемом приказе утверждаются также расценки на платные услуги по ремонту квартир, выполняемые за счет населения. Кроме того, истцом при подаче настоящего заявления был пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

**** директором ФГУПЭКП ПИЯФ им. Б.П. Константинова РАН подписан приказ **. Пункт 1 названного приказа утверждает с **** цены на справки, выдаваемые гражданам для осуществления приватизации, покупки, продажи, дарения, мены, обмена, вступления в наследство и для других гражданско – правовых сделок с жилой площадью согласно Приложению (л.д. 6). Данный приказ издан с целью компенсации затрат по услугам, оказываемым населению.

Согласно приложению ** к приказу ** от **** установлены следующие цены на платные справки для населения: справка формы ** (состав семьи) – * рублей, справка формы ** (характеристика жилой площади) – * рублей, выкопировка из поэтажных планов – * рублей, справка с места жительства, копия ордера, удостоверение подписи и пр.архивные – * рублей (л.д. 7).

В соответствии с Уставом ФГУПЭКП ПИЯФ им. Б.П. Константинова РАН от **** (л.д. 18 – 27), предприятие создано с целями, в том числе, обеспечения управления, эксплуатации, ремонта объектов жилищного и коммунального назначения, предоставления коммунальных и сервисных услуг, оказания всех видов услуг физическим и юридическим лицам, связанных с эксплуатацией жилых и нежилых помещений, регистрации и снятие с регистрационного учета граждан РФ по месту их пребывания и по месту их жительства, оказания посреднических услуг при купле – продаже и сдачи в наем (аренду) движимого и недвижимого имущества, проведения ремонтных, очистных, сервисных и строительных работ, осуществления посреднических функций по заявкам заинтересованных и физических лиц (п. 2.1 и п. 2.2 Устава).

Пунктом 2 ст. 4 Конституции РФ установлено, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

Согласно ч.1 ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В силу ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В соответствии с ч.2 ст. 5 ЖК РФ, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В силу ч.1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч.1 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ).

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ).

Из Устава ФГУПЭКП ПИЯФ им. Б.П. Константинова РАН следует, что организация, в том числе создана с целью приема от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за жилое помещение и коммунальные услуги (л.д. 24).

В силу ч.11 ст. 4 ЖК РФ, жилищное законодательство регулирует отношения по поводу, в том числе и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Таким образом, действия всех лиц на территории РФ и издаваемые ими акты должны соответствовать действующим на территории РФ законам и иным правовым актам.

Сбор оплаты за выдачу справок формы ** и **, выкопировки из поэтажного плана, справок с места жительства, копии ордеров ответчиком не соответствует требованиям действующего законодательства, ибо выдача гражданам названных справок не относится к коммунальным услугам, за которые должна взиматься плата. Кроме того, выдача справок формы ** и **, выкопировок из поэтажного плана, справок с места жительства, копии ордеров за плату, не должна относиться к видам коммерческой деятельности предприятия.

Доводы представителя ответчика о том, что ФГУПЭКП ПИЯФ им. Б.П. Константинова РАН вправе заниматься и коммерческой деятельностью, в соответствии с п. 1.3 Устава, в том числе и в виде взимания платы при выдаче справок формы ** и **, выкопировки из поэтажного плана, справки с места жительства, копии ордеров, являются несостоятельными, т. к. выдача справок не является коммерческой деятельностью предприятия, а направлена на удовлетворение нужд граждан, проживающих в домах, эксплуатирующей организацией, которой в данном случае является ответчик. Кроме того, выдача платных справок не относится ни к одному виду деятельности, указанному в п. 2.2 Устава. Ответчиком не представлено суду доказательств того, что данный вид деятельности может носить коммерческий характер.

Доводы представителя ответчика о пропуске срока, установленного ст. 256 ГПК РФ нарушен не был.

При этом, суд также установил, что оспариваемый приказ содержит в себе утверждение цены на платные услуги по ремонту квартир, выполняемые за счет населения. Пункт 2 приказа ** истцом не оспаривается, а потому исковые требования подлежат удовлетворению в части отмены пункта 1 приказа ** от **** и опубликования решения суд в СМИ г. Гатчина.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Признать незаконным и отменить ** от **** г. Федерального государственного унитарного производственно – эксплуатационного коммунального предприятия ПИЯФ им. Б.П. Константинова РАН.

Обязать Федеральное государственное унитарное производственно – эксплуатационное коммунальное предприятие ПИЯФ им. Б.П. Константинова РАН в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу довести до сведения настоящее решение суда через средства массовой информации г. Гатчина.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней.

Судья: