Дело № 2-149/2011 11 января 2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Гиренко М.В.
Представитель истицы Гнатюк В.Ф. Козака В.В. по доверенности ** от **** сроком на * год
При секретаре Юдиной Т.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гнатюк Валентины Фроловны к Администрации МО «Сяськелевское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Управлению ФРС по Санкт – Петербургу и Ленинградской области, 3-и лица: ООО «Бюро услуг населению и предприятиям», Бауков Юрий Артурович, Тараканова Ирина Витальевна, Гнатюк Василий Михайлович, о признании права собственности в порядке приватизации,
У с т а н о в и л:
Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права собственности в порядке приватизации на * долей в праве общей долевой собственности на домовладение по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, ***. В обоснование заявленных требований указала, что она на основании ордера ** от **** занимает жилое помещение в виде части домовладения, в ордере указанного как ***, с **** зарегистрирована по спорному адресу. Истица, имея намерение оформить спорную часть домовладения в виде * долей в собственность, обратилась с соответствующим пакетом документов в ООО «Бюро услуг населению и предприятиям», после чего ей были поданы документы в УФРС по Санкт – Петербургу и Ленинградской области Гатчинский отдел, в котором в регистрации права собственности спорной части домовладения Гнатюк В.Ф. было отказано в связи с наличием разночтений в части описания объекта недвижимого имущества и адреса его нахождения. По изложенным основаниям Гнатюк В.Ф. просит признать право собственности за ней на * долей в праве общей долевой собственности на домовладение по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, ***.
В судебном заседании представитель истицы требования поддержал и просит удовлетворить их по изложенным основаниям.
Истица в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом времени и месте судебного заседания, в представленном в суд ходатайстве просила рассмотреть дело в её отсутствие, на иске настаивает.
Представитель Администрации Сяськелевского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о чем в материалах дела имеется уведомление (л.д. 58), направил в суд ходатайство, в соответствии с которым просит рассмотреть дело по иску Гнатюк В.Ф. в отсутствие представителя Администрации во всех судебных заседаниях, возражений по заявленным требованиям не имеет, не возражает против удовлетворения исковых требований в полном объеме (л.д. 55).
Представитель ответчика УФРС по Санкт – Петербургу и Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом времени и месте судебного заседания, о чем в материалах дела имеется уведомление (л.д.56), возражений по иску не представил.
Представитель 3-го лица ООО «Бюро услуг населению и предприятиям» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом времени и месте судебного заседания, о чем в материалах дела имеется уведомление (л.д.57), возражений по иску не представил.
Третьи лица Бауков Ю.А., Тараканова И.В., Гнатюк В.М. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, возражений по иску не представили, представили в суд ходатайства в соответствии с которыми просят рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования Гнатюк В.Ф. поддерживают.
Суд, выслушав пояснения представителя истицы, изучив материалы дела, материалы инвентарного дела **, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истице на основании ордера ** от **** было предоставлено жилое помещение в виде *** *** (л.д. 37 оборот). Согласно справки формы № 9 (о регистрации) в *** с **** зарегистрирована Гнатюк Валентина Фроловна, помимо истицы Гнатюк В.Ф. в спорном жилом помещении зарегистрированы: Бауков Юрий Артурович (сын) с ****, Тараканова Ирина Витальевна (дочь) с ****, Гнатюк Василий Михайлович (муж) с ****, одновременно в справке формы № 9 (о регистрации) указывается, что жилая площадь состоит из 2 комнат, жилой площадью * кв.м. (л.д. 37).
Из справки Гатчинского БТИ следует, что право собственности в порядке приватизации за Гнатюк В.Ф. не зарегистрировано (л.д. 26).
В соответствии с выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от **** за Гнатюк В.Ф. право собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано (л.д. 28).
Согласно уведомления Управления Росреестра по Ленинградской области (Гатчинский отдел) от **** право собственности на объект недвижимого имущества в виде здания *** не зарегистрировано (л.д. 29).
Из письма главы Администрации Сяськелевского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области за ** от **** следует, что согласно областного закона № 20-оз от 10.04.2008 года «Об утверждении перечней имущества, передаваемого от МО «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области в муниципальную собственность МО «Сяськелевское сельское поселение» Гатчинского района Ленинградской области» (л.д. 19-21), а также акта приема – передачи имущества от МО «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области в муниципальную собственность МО «Сяськелевское сельское поселение» Гатчинского района Ленинградской области по состоянию на **** (л.д. 22-24), спорное жилое помещение в виде домовладения *** находится в ведении Администрации Сяськелевского сельского поселения Гатчинского района.
Также в письме за ** от **** Глава Администрации Сяськелевского сельского поселения указывает на то, что представить документы, на основании которых Гнатюк В. Ф. было предоставлено жилое помещение в виде части *** и документы, на основании которых домовладение по вышеуказанному адресу было разделено и стало иметь две квартиры №№ ** не представляется возможным по причине их отсутствия в Администрации, хотя одновременно сообщено, что домовладение *** фактически является двухквартирным жилым домом, имеет два отдельных входа (л.д. 19).
Как следует из преамбулы Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» целью данного Закона является, в том числе, создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилище.
Граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ ( ст.2 Закона).
Согласно ст. 1 Протокола № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности.
При этом, как указывает Европейский Суд по правам человека, понятие собственности может включать в себя как существующее имущество, так и права требования, в силу которых заявитель может претендовать на «законное ожидание» получения эффективного пользования правом собственности.
Гарантированное каждому нанимателю в доме государственного или муниципального жилого фонда право однократно требовать передачи в собственность занимаемого жилого помещения, на которое не распространяется действие ст. 4 Закона, является таким имущественным правом.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти жилые помещения в собственность в порядке приватизации.
В силу ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе, права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
С учетом изложенного суд полагает, что спорное жилое помещение подпадает под определение объекта приватизации жилищного фонда, данное в Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а истица – под определение субъекта приватизации, данное этим же законом. Причин, по которым истице могло бы быть отказано в приватизации занимаемого ей жилого помещения, судом не установлено.
В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1,2 Закона РФ «О приватизации Жилищного фонда в РФ» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений, если они обратились с такими требованиями.
В силу ч.2 ст.1 ЖК РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом.
Ранее истица в приватизации какого-либо из объектов государственного и муниципального жилищного фонда социального использования не участвовала, что подтверждается материалами дела.
Иных причин, по которым истице могло бы быть отказано в приватизации занимаемого жилого помещения, судом не установлено.
С учетом изложенного, требования истицы основаны на законе и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако, суд может по своей инициативе выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Как следует из требований искового заявления, Гнатюк В.Ф. просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на * долей в праве общей долевой собственности на домовладение по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, ***, однако не указывает, какие конкретно жилые помещения входят в состав * долей.
Исходя из договора передачи домовладения (части домовладения) с хозяйственными постройками в собственность граждан от **** следует, что Гнатюк В.Ф. передается в собственность * долей домовладения, что составляет: общую площадь части домовладения * кв.м., жилая площадь * кв.м., состоящая из: двух жилых зимних комнат площадью * кв.м., * доли пристройки площадью * кв.м., * доли туалета площадью * кв.м.; служебных построек и сооружений, расположенных на земельном участке: сарай площадью * кв.м., навес площадью * кв.м. (л.д. 4), а потому суд считает возможным при вынесении решения указать помещения, входящие в состав * долей домовладения по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, ***.
Н основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Признать за Гнатюк Валентиной Фроловной, пол женский, гражданкой РФ, **** рождения, паспорт **, выдан *** Ленинградской области ****, код подразделения **, зарегистрированной по адресу: ***, право собственности на * долей домовладения, что составляет: общую площадь части домовладения * кв.м., жилая площадь * кв.м., состоящая из: двух жилых зимних комнат площадью * кв.м., * доли пристройки площадью * кв.м., * доли туалета площадью * кв.м.; служебных построек и сооружений, расположенных на земельном участке: сарай площадью * кв.м., навес площадью * кв.м. по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, ***.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней.
Судья: