2-267/2011



Дело № 2 – 267/2011 28 января 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Гиренко М. В.,

С участием представителя заявителя адвоката Шваревой Л. А., представившей удостоверение № ** и ордер № ** от ****,

Представителя заинтересованного лица Березовской Е. А. по доверенности № ** от **** сроком на 1 год,

При секретаре Юдиной Т. В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никуленко Александры Павловны, заинтересованное лицо: Администрация МО «Гатчинский район» о признании постановления необоснованным и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

Заявительница обратилась в суд с заявлением о признании постановления необоснованным и обязании поставить на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Впоследствии истицей были учтонены основания заяаленных требований, в обосновании чего она указала, что **** обратилась в Администрацию МО «Город Гатчина» с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма, с приложением необходимых для этого документов. По акту обследования помещения от ****, необходимо и возможно проведение капитального ремонта, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик в соответствии с установленными требованиями. Заключение межведомственной комиссии от ****, помещение признано пригодным для проживания. Письмом Администрации «Город Гатчина» от **** № ** заявительнице отказано в принятии на учет в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы. **** Постановлением Администрации МО «Город Гатчина» Гатчинского муниципального района № **, ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Такой отказ заинтересованного лица считает необоснованным по следующим основаниям: - никакой собственности она не имеет, что подтверждается уведомлением УФРС по СПб и ЛО от **** ** об отказе в предоставлении информации в регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, в связи с ее отсутствием, поэтому ссылка Администрации о том, что она уже обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы, не основана на законе, т. к. в соответствии с Решением Совета депутатов МО «Город Гатчина» от **** **, учетная норма на одного человека составляет * кв.м. общей площади. Она зарегистрирована и проживает в доме № *** Ленинградской области с ****. На основании договора дарения от ****, удостоверенного Чернышевой Э.Н. нотариусом г. Гатчины, р-р№ **, собственником * доли одноэтажного жилого дома общей площадью * кв. м. расположенного по адресу: *** Ленинградской области является сын заявительницы Р Из технического паспорта Гатчинского БТИ от ****, одноэтажный жилой дом, расположенный но адресу: ***, год ввода в эксплуатацию: ****, * доли жилого дома от общей площадью * кв.м. принадлежащие ее сыну, включает в себя две комнаты площадью * и * кв.м. и кухню площадью * кв.м. У комнат стены каркасно-засыпные, воды нет, канализации нет, в доме печное отопление, газ баллон, туалет во дворе в * метрах от дома, дровяной сарай находится в * метрах от дома, под полом вода, зимой вода в доме замерзает, а температура воздуха в доме не поднимается более 10 градусов. В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 51 ЖК РФ, заявительница проживает в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям, что является основанием для признания ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, что подтверждается экспертным заключением по результатам лабораторно- инструментальных исследований филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в JIO в Гатчинском районе» ** от ****; протокола инструментальных замеров параметров микроклимата ** от ****, которыми установлено, что в жилой комнате Никуленко А.П., температура воздуха и относительная влажность в жилой комнате не соответствует требованиям Сан-ПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и составляют: температура воздуха -19,5-19,8 гр.С, при допустимых показателях в теплой период года (20,0-28,0 гр.С), относительная влажность - 68,5 - 68,8 % при допустимом показателе 65,0%. Заявительница является инвалидом Великой Отечественной войны второй группы, что подтверждается Удостоверением инвалида Великой Отечественной войны, справкой ВТЭ- 208 **. Указанные документы вместе с заявлением о постановке на учет она подала в отдел по учету и распределению жилой площади Администрации МО «Город Гатчина». В соответствии с ФЗ «О ветеранах» от **** № 5-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 7 мая 2008 года № 714 (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 г. № 30) она имеет право на получение жилого помещения. В соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их материального положения. Заявительница просит признать постановление Администрации МО «Город Гатчина» от **** № ** об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, необоснованным и обязать осуществить постановку ее на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как Инвалида Великой Отечественной войны.

Заявительница в судебном заседании требования заявления поддержала в полном объеме по указанным в нем основаниям.

Адвокат Шварева Л. А. требования заявления поддержала в полном объеме по указанным в нем основаниям.

Представитель заинтересованного лица требования заявления не признала, ее возражения приобщены к материалам дела о том, что заявитель в своем заявлении в обосновании своих требований ссылается на ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ. Согласно п.4, ч.1 ст. 14 указанного закона, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной воины имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Заявителем действительно при обращении в орган местного самоуправления были представлены копии документов, подтверждающих инвалидность. Однако, ссылка на указанное положения федерального закона «О ветеранах» неправомерна. Главным условием обеспечения жильём Инвалида Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета является признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий, при этом у заявителя Гражданина, являющегося инвалидом ВОВ, не испрашиваются и не исследуются документы о его имущественном положении (в соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 закона «О ветеранах»). Законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления постановки на учет граждан, как инвалидов Великой отечественной войны. Орган местного самоуправления осуществляет учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно ст. 51 ЖК РФ установлен полный и исчерпывающий перечень оснований для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях. Никуленко Александра Павловна зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: *** ****. Никуленко Александре Павловне принадлежала * указанного домовладения на праве собственности (согласно договора купли-продажи от ****). Доля домовладения была подарена **** сыну - Р Согласно данных Кадастрового паспорта от **** (предоставлено заявителем) общая площадь домостроения составляет * кв. м. Согласно Решения Совета депутатов ** от **** учетная норма жилого помещения - * кв. М. Заявитель проживает в помещении, превышающем учетную норму. Таким образом, Никуленко А.П. является членом семьи собственника жилого помещения- Р Признание Никуленко А.П.— гражданином, нуждающимся в жилых помещениях, является прямым нарушение положения п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, согласно которого: гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):...члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (общая площадь - * кв.м; учетная - * кв.м.общей площади на одного человека). Согласно ст. 292 ГК РФ, члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. Согласно п.7 ст.З Областного закона Ленинградской области от 26.10.2005 N 89-03. (ред. от 03.06.2009) «О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

а) не представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

б) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

в) не истекло пять лет со дня совершения гражданами намеренных действий, в результате которых такие граждане могли быть признанными нуждающимися в жилых помещениях.

Никуленко А.П. не доказала и не представила документы подтверждающие ее право на признание нуждающейся в жилом помещении. Таким образом, Администрация МО «Город Гатчина» действовала в полном соответствии с требованиями законодательства. Требования Никуленко А.П. не основаны на законе.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему:

Согласно имеющимся материалам дела Никуленко А. П. является инвалидом второй группы вследствие военной травмы, что подтверждается справкой ВТЭ-208 ** (л. д. 5). Она является инвалидом Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 14 ФЗ РФ «О Ветеранах» (л. д. 31).

Никуленко А. П. зарегистрирована и проживает по адресу: ***, что подтверждается справкой формы 9 (л. д. 7).

В настоящее время * доля в праве общей долевой собственности на вышеуказанный дом принадлежит на праве собственности Р на основании договора дарения от **** (л. д. 9), право собственности которого зарегистрировано Гатчинским БТИ, что подтверждается справкой ** от **** (л. д. 11).

Вышеуказанный дом **** год постройки общей площадью * кв. м, * доля, принадлежащая на праве собственности Р представляет собой две комнаты общей площадью * кв. м и * кв. м, а также кухню * кв. м, а всего общей площадью * кв. м, материал фундамента бутобетонный и бутовые столбы, стены бревенчатые, каркасно-засыпные и дощатые 2-ой обшивки, крыша шиферная, что подтверждается техническим паспортом Гатчинского БТИ по состоянию на **** (л. д. 14 – 16).

Заявительница на праве собственности какими-либо объектами недвижимости не владеет, что подтверждается уведомлением УФРС, кадастра и картографии по Ленинградской области (л. д. 6), а также справкой Гатчинского БТИ (л. д. 8).

Согласно экспертному заключению по результатам лабораторно-инструментальных исследований ** от **** проведенных в жилой комнате по адресу: *** температура воздуха и относительная влажность по допустимым величинам показателей микроклимата не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (л. д. 18).

**** Межведомственной комиссией МО «Город Гатчина» было проведено обследование помещений в составе комнаты * кв. м, комнаты * кв. м, кухни * кв. м, пристройки * кв. м, помещения * кв. м, соответствующих * доли в праве собственности, принадлежащей Р, расположенных по адресу: ***, которым установлено, что необходимо и возможно проведение капитального ремонта помещений, данные помещения пригодны для постоянного проживания, что подтверждается актом обследования помещения б/н от **** (л. д. 20-21) и заключением о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания б/н от **** (л. д. 24).

**** Никуленко А. П. обратилась в Администрацию МО «Город Гатчина» с заявлением о принятии ее на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л. д. 22-23).

Данное заявление было рассмотрено и вынесено постановление № ** от **** «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Никуленко А. П.» (л. д. 25). Отказ был мотивирован тем, что заявительница обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы, что следует из письма и. о. главы Администрации МО «Город Гатчина» Вихрова В. № ** от ****, направленного в адрес Никуленко А. П. (л. д. 26).

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 30 Жилищного Кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что собственником жилого помещения, в котором проживает истица является Р

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона РФ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного Кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Как следует из п. п. а п. 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 14 от 02.07.209г. «О некоторых вопросах возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

С учетом изложенных норм действующего законодательства суд приходит к выводу о том, что заявительница не является членом семьи собственника жилого помещения, хотя она и является матерью собственника Р и проживает в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, но как установлено материалами дела, не проживает с ним совместно, а соответственно подпадает под категорию граждан, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, т. к. она занимает жилое помещение на основании фактического найма жилого помещения.

Таким образом, ссылки Администрации МО «Город Гатчина» об обеспеченности заявительницы общей площадью жилого помещения более учетной нормы не основаны на фактических обстоятельствах дела, т. к. данная норма закона применима при постановке на учет лиц, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, либо членами семьи такого нанимателя, либо собственниками жилого помещения, либо членами семьи собственника жилого помещения. В данном случае Никуленко А. П. подпадает под иную категорию лиц, подлежащих постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, а именно по основаниям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным постановление Администрации МО «Город Гатчина» № ** от **** «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Никуленко А. П.».

Обязать администрацию МО «Город Гатчина» Гатчинского муниципального района принять Никуленко Александру Павловну на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ст. 14 ФЗ РФ «О Ветеранах»).

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней.

Судья: