№ 2-72/2011



Дело № 2-72/2011

Решение

Именем Российской Федерации

03 февраля 2011 года г.Гатчина

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Шумейко Н.В.,

с участием прокурора Дорошенко А.А.,

при секретаре Гомзиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гатчинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Елизаветинская средняя общеобразовательная школа», администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Комитету финансов Гатчинского муниципального района Ленинградской области, об обязании привести медицинский кабинет в соответствие с действующим законодательством,

установил:

Гатчинский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что в МОУ «Елизаветинская СОШ» медицинский пункт не соответствует установленным законодательством нормам: отсутствует стоматологический кабинет, процедурный кабинет, кабинет психолога и отдельный санузел, тогда как должен включать в себя следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 метров, площадью не менее 14 кв.м., кабинет зубного врача площадью 12 кв.м., оборудованный вытяжным шкафом, процедурный кабинет площадью 14 кв.м., кабинет психолога площадью 10 кв.м., и самостоятельный санузел. На основании ст.31, 51 Закона РФ «Об образовании», ч.1 п.3 ст.17 и п.11 ч.1 ст.15 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003, обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, по предоставлению общедоступного и бесплатного школьного образования в условиях гарантирующих безопасность для жизни и здоровья воспитанников возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов. Настоящее исковое заявление предъявлено прокурором в виду того, что бездействие администрации Гатчинского муниципального района ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, проводящих обучение в указанном образовательном учреждении в настоящее время, а также детей, которые в будущем поступят в настоящее бюджетное учреждение, нарушая права неопределенного круга лиц на обучение в безопасных для жизни условиях. Прокурор просил обязать МОУ «Елизаветинская СОШ» привести медицинский кабинет в соответствие с действующим законодательством: оборудовать кабинет зубного врача площадью 12 кв.м с вытяжным шкафом, процедурный кабинет площадью 14 кв.м, кабинет психолога площадью 10 кв.м, самостоятельный санузел, обязать администрацию Гатчинского муниципального района выделить денежные средства на приведение медицинского кабинета МОУ «Елизаветинская СОШ» в соответствие с действующим законодательством.

Представитель Гатчинской городской прокуратуры Дорошенко А.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель администрации Гатчинского муниципального района Федорова А.В. просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме, поддержала объяснения, изложенные в письменном отзыве, где указано, что все требования СаНПиН выполнены, все необходимые кабинеты в школе имеются. В штате не имеется стоматолога, т.к. это не предусмотрено штатным расписанием, утвержденным Правительством Ленинградской области для всех образовательных учреждений данного региона. В связи с этим стоматологическая помощь оказывается ученикам в детской стоматологической поликлинике. Все условия для соблюдения охраны здоровья учащихся созданы. От контролирующих органов никогда не поступало замечаний в адрес данного учреждения, хотя перед началом учебного года Роспотребнадзор и иные органы проводят в помещении школы регулярные проверки. Органы прокуратуры согласно ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» не вправе подменять собой иные надзорные и контрольные органы.

Представители ответчика МОУ «Елизаветинская СОШ», а также Комитета финансов Гатчинского муниципального района, ТО Роспотребнадзора в Гатчинском районе надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представитель школы ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Учредителем МОУ и собственником имущества, переданного МОУ «Елизаветинская СОШ» в оперативное управление, является МО Гатчинский муниципальный район в лице администрации, что подтверждается представленным Уставом учреждения. В п.1.16 Устава указано, что медобслуживание в учреждении обеспечивают органы здравоохранения, медицинский персонал которых наряду с администрацией и педагогически персоналом Учреждения несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. Для работы медицинского персонала Учреждение создает необходимые условия.

В школе всего обучается *** человек, *** учебных классов, медицинский контроль за состоянием здоровья обучающихся осуществляется медсестрой Елизаветинской поликлиники на *** ставки, имеется кабинет врача, стоматологическое кресло, отсутствует кабинет психолога, процедурная (л.д.100).

Согласно сведениям ТО Роспотребнадзора по Гатчинскому району, в МОУ «Елизаветинская СОШ» имеется медицинский кабинет площадью 15,4 кв.м, длиной 6,5 кв.м, отсутствуют кабинеты психолога, зубного врача, процедурный кабинет, а также санузел в медицинском кабинете (л.д.7, 83). Процедурный кабинет не предусмотрен типовым проектом школы, для него выделено отдельное помещение на первом этаже 15,91 кв.м. При медпункте имеется самостоятельный санузел. Кабинет психолога отсутствует, поскольку в штатном расписании школы должность психолога не предусмотрена ввиду комплектности классов (л.д.13).

В силу положений ст.51 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, в том числе внеучебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Исходя из положений ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Подтверждением соответствия конкретного учебного заведения указанным требованием является санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное с соблюдением требований ст. 24 и ст. 24 указанного федерального закона.

В соответствии с п. 2.3.22 «Санитарно-эпидемиологических правил», введенных в действие с 01.09.2003 постановлением главного государственного санитарного врача № 44 от 28.11.2002 (САНПИН 2.4.2.1178-02), медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв. м; кабинет зубного врача, площадью 12 кв. м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв. м; кабинет психолога, площадью 10 кв. м. При медпункте оборудуется самостоятельный санузел. Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета дается в Приложении 1.

В то же время п.2.8.1 и 2.8.5 указанных Правил предусмотрено, что при размещении общеобразовательного учреждения в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для занятий по физвоспитанию, столовую или буфет, медпункт или помещение для медицинского обеспечения, административно-хозяйственные помещения, санузлы, рекреации и гардероб. Площади помещений определяются в каждом конкретном случае, исходя из направления общеобразовательного учреждения, числа и возраста обучающихся, количества классов, в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и по согласованию с территориальными центрами Госсанэпиднадзора. Медицинский пункт располагается на первом этаже и включает кабинет врача и процедурную.

Представитель ТО Роспотребнадзора в Гатчинском районе Козак В.П., привлеченный к участию в деле в порядке ст.47 ГПК РФ, в письменном заключении указал, что органами Роспотребнадзора, на которых возложена непосредственная обязанность по контролю за соблюдением санитарных правил на территории РФ, при обследовании школы перед началом нового учебного *** года было выдано санитарное заключение о соответствии действующего медпункта и образовательного учреждения всем требованиям закона, никаких нарушений выявлено не было. Стоматологический кабинет предусматривается в случае, если в школе более 31 класса. Отсутствие набора помещений не влияет на оказание медицинской помощи школьникам, поскольку данная помощь оказывается по договорам. Исследования о влиянии количества кабинетов на состояние здоровья школьников не проводились, угрозы для жизни и здоровья нет.

В соответствии с п.2 Положения об организации деятельности стоматологического кабинета в образовательных учреждениях, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.12.2009 № 946н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям, страдающим стоматологическими заболеваниями», при отсутствии стоматологических кабинетов в образовательных учреждениях стоматологическая помощь обучающимся оказывается в детских стоматологических поликлиниках или стоматологических отделениях (кабинетах) детских поликлиник.

Таким образом, из анализа действующего законодательства следует вывод о том, что организация стоматологического кабинета в образовательных учреждениях не носит обязательный характер, его отсутствие не создает угрозу жизни и здоровью воспитанников указанных учреждений, поскольку нормативными актами при отсутствии в школах стоматологического кабинета предусмотрен альтернативный порядок оказания медицинской помощи детям, страдающим стоматологическими заболеваниями.

Процедурный кабинет предназначен для проведения различных профилактических мероприятий, в том числе, прививочных, в ходе которых врач, медсестра и учащийся могут без угрозы для здоровья, и некачественного оказания медицинской помощи, проводить данные процедуры на 15,4 кв.м. общей площади.

Вышеприведенные положения санитарных правил позволяют осуществлять в приспособленных помещениях образовательных учреждений деятельность процедурных кабинетов с меньшей площадью по согласованию с органами Роспотребнадзора. В отличие от врачебного кабинета, в Правилах не содержится императивного требования о том, что площадь процедурного кабинета должна составлять не менее 14 кв.м.

В материалах дела имеется акт проверки готовности общеобразовательного учреждения к *** году от ***, в ходе которой не было выявлено нарушений, связанных с организацией медицинского пункта в МОУ «Елизаветинская СОШ».

Помещения медицинского пункта «Елизаветинская СОШ» соответствуют требованиям действующего законодательства, их использование не может создать угрозу для жизни или здоровья неопределенному кругу лиц, прокурор доказательств обратного в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представил.

Требования прокурора основаны на неверном толковании норм материального права, и не направлены на защиту нарушенных прав граждан. Обращений в прокуратуру либо в органы Роспотребнадзора о нарушении прав на медицинское обслуживание, по основаниям, указанным прокурором, от законных представителей несовершеннолетних не поступало.

В связи с конструктивными особенностями здания школы (здание *** года постройки), создание кабинетов стоматолога и психолога ввиду отсутствия в штате таких должностей и количества классов менее 31, приведет к несоизмеримым затратам (реальному ущербу) для образовательного учреждения и районного бюджета, которые в противном случае могут быть направлены на неотложные нужды. То есть средства для устранения предполагаемого вреда будут явно не соразмерны допущенным нарушениям, и выйдут за пределы необходимые для их пресечения, что противоречит требованиям разумности и общественным интересам.

При таких обстоятельствах, исковые требования Гатчинского городского прокурора удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

в удовлетворении заявленных исковых требований Гатчинского городского прокурора об обязании МОУ «Елизаветинская средняя образовательная школа» привести медицинский кабинет в соответствие с действующим законодательством: оборудовать кабинет зубного врача площадью 12 кв.м с вытяжным шкафом, процедурный кабинет площадью 14 кв.м, кабинет психолога площадью 10 кв.м, самостоятельный санузел, обязании администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области выделить денежные средства на приведение медицинского кабинета МОУ «Елизаветинская СОШ» в соответствие с действующим законодательством: оборудование кабинета зубного врача площадью 12 кв.м с вытяжным шкафом, процедурного кабинета площадью 14 кв.м, кабинета психолога площадью 10 кв.м, самостоятельного санузла - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней через Гатчинский городской суд Ленинградской области.

Судья:

Решение суда в окончательной форме изготовлено 07.02.2011