Дело № 2-238/11
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации«24» января 2011 года Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Крячко М.И.,
при секретаре Григорьевой В.Ю.,
с участием прокурора _____________________,
адвоката _____________________, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степчук Екатерины Николаевны к администрации МО «город Гатчина» Гатчинского муниципального района, Управлению федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании жилого строения пригодным для постоянного проживания, третье лицо: СНТ РНИИ «Электронстандарт»,
У С Т А Н О В И Л:
Степчук Е.Н. обратилась в суд с иском к администрации МО «город Гатчина» Гатчинского муниципального района, Управлению федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании жилого строения пригодным для постоянного проживания. В обоснование своих требований истица указала, что на основании договора купли-продажи от **** она является собственником земельного участка для ведения садоводства, площадью ** кв.м, находящегося по адресу: ***, ***, *** **, *** и садового дома по указанному адресу. В этом доме она постоянно проживает со своей семьей, дом пригоден для постоянного проживания, имеется водоснабжение, отопление, электричество. Её строение (садовый дом) на садовом участке из числа земель поселений может быть признано жилым, т.к. является изолированным недвижимым имуществом, т.е. обособленным от других объектов, пригодно для постоянного проживания в течение всех сезонов, а не только в летнее время. Истица потребовала признать жилое строение - садовый дом общей площадью ** кв.м, расположенный по адресу: ***, массив *** ** «*** пригодным для проживания.
Суд в качестве третьего лица для участия в деле привлек СНТ РНИИ «Электронстандарт».
Истица, явившись в судебное заседание, настаивала на удовлетворении иска, подтвердив указанные в нем обстоятельства.
Представитель ответчика администрации МО «город Гатчина» Гатчинского муниципального района, представитель Управления федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в судебное заседание, а также представитель третьего лица не явились, будучи надлежащим образом извещенными о слушании дела.
Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения истицы, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к следующему.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному **** Управлением федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (л.д. 6) Степчук Е.Н. является собственником земельного участка площадью ** кв.м, расположенного по адресу: ***
На этом земельном участке расположен садовый дом - жилое строение общей площадью ** кв.м, право собственности на который также зарегистрировано за Степчук Е.Н. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается представленным свидетельством о регистрации права (л.д. 5). В названном свидетельстве указано, что объектом права является садовый дом - нежилое строение, мансардный этаж.
Указанные обстоятельства послужили основанием для отказа в постоянной регистрации истицы по месту расположения её садового дома.
Между тем истица другого постоянного места жительства не имеет.
Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Порядок регистрация и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации осуществляется территориальными органами УФМС России в соответствии с Законом РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», «Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ и перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 713 от 17 июля 1995 года, а также «Административным регламентом предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденным Приказом ФМС № 208 от 20 сентября 2007 года.
Федеральный законодатель определил место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ), поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, т.е. предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства.
Согласно ст. 19 (ч. 2) Конституции Российской Федерации государство обязано гарантировать каждому равенство прав и свобод перед законом независимо от места жительства.
В соответствии со ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только соразмерно конституционно значимым целям.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (ч. 2 ст. 35) позволяет включать в состав жилых зон зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, а также зоны жилой застройки иных видов. Возникают идентичные правовые режимы земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства и для ведения дачного хозяйства, на которых фактически возведены индивидуальные жилые дома.
Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 14 апреля 2008 года № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго ст. 1 Федерального Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан» признал не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3), абзац второй ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
Конституционным Судом РФ разъяснено, что жилищное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, пункт «к» части 1, Конституции РФ), исходя из чего субъекты Российской Федерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить, как это предусмотрено в ст. 32 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки.
По делу была назначена строительно-техническая экспертиза о соответствии садового дома по адресу: *** строительно-техническим нормам и правилам, а также о его пригодности для постоянного проживания.
Согласно сообщению начальника Отдела надзорной деятельности Гатчинского района ГУ Министерства РФ по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области исх. ** от **** в ходе проведенной проверки установлено, что спорный садовый дом расположен на участке в соответствии с Генеральным планом застройки садоводства. Помещения дома отвечают минимальным требованиям правил пожарной безопасности (ППБ 01-03, л.д. ________).
По заключению эксперта * ** от ****: «Строение - садовый дом, расположенный по адресу: *** является фундаментальным и пригодным для постоянного круглогодичного проживания отдельной семьи. Его конструктивные и теплотехнические характеристики рассчитаны для строительства соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические, СНиП 31-02-2001 и постановлением от 28 января 2006 года № 47 о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 № 494) и пригоден для постоянного проживания. Угрозы жизни и здоровью граждан в садовом доме, а также жилым застройкам, расположенным в непосредственной близости с ним, при сохранении строения по указанному адресу, не представляет».
Указанное заключение является доказательством, соответствующим требованиям ст. 86 ГПК РФ и является, в совокупности с вышеуказанными документами, основанием к удовлетворению требования истицы.
На основании изложенного руководствуясь ст. ст.12, 67, 167, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать принадлежащий на праве собственности Степчук Екатерине Николаевне садовый дом – жилое строение, расположенное по адресу: *** пригодным для постоянного проживания.
Решение является основанием для регистрации Степчук Е.Н. и членов её семьи по месту их проживания в садовом доме по адресу: ***
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Гатчинский городской суд в течение 10 дней.
Судья М. Крячко
Мотивированное решение изготовлено 26 января 2011 года.
Судья М. Крячко