2-1092/2011



Дело № 2-1092/2011 10 мая 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Гиренко М. В.,

С участием представителя ответчика Торосян А. А. по доверенности № ** от **** сроком на * год,

При секретаре Пешко Е. Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ракаускас Николая Миколовича, Ракаускене Татьяны Ефимовны к ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» о признании незаконными начисления коммунальных платежей за отопление, признании незаконным неравномерного повышения цены коммунального ресурса по тепловой энергии, обязании произвести перерасчет коммунальных платежей за отопление и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с иском к ответчику, третье лицо: Ракаускайте И. Н., Администрация ГМР ЛО о признании незаконными начисления коммунальных платежей за отопление, признании незаконным неравномерного повышения цены коммунального ресурса по тепловой энергии, обязании произвести перерасчет коммунальных платежей за отопление, о взыскании компенсации морального вреда. В обосновании своих требований указали, что являются собственниками квартиры *** Ленинградской области. В указанной квартире совместно со ними зарегистрирована и проживает их дочь Ракаускайте И. Н. *** коллективным (общедомовым) прибором учета не оборудован. При этом в их квартире установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии, зарегистрированный в соответствии с требованиями законодательства РФ. Поскольку в квартире есть прибор учета, то плату за потребляемую тепловую энергию (горячую воду и отопление) они должны производить на основании показаний индивидуального прибора учета и установленного тарифа. Тем не менее, ресурсоснабжающая организация ОАО «Коммунальные системы Гатчинского р-на» в счета на оплату коммунальных услуг в течение продолжительного времени включала как расчет отопления по квартирному счетчику, так и расчет отопления по социальной норме, (квитанции с *.). По данному факту они неоднократно обращались в ОАО «Коммунальные системы Гатчинского р-на» как с устными, так и с письменными обращениями. В настоящее время в их адрес выставляются счета, где количество потребленного отопления значительно превышает фактически потребленное отопление согласно прибору учета.(квитанция за * Их обращения в ресурсноснабжающую организацию не получили ответа по существу. Согласно письму ОАО «Коммунальные системы Гатчинского р-на» ** от **** расчет платы за отопление осуществляется организацией во исполнение Постановления Администрации Гатчинского муниципального района № 2800 от 08.10.2009 г. «О мерах по улучшению системы учета потребления коммунальных услуг», где в п. 3.2.6. установлено «объем отопления по показаниям индивидуальных (квартирных) приборов учета, при отсутствии общедомовых приборов определяется с учетом нормативных потерь на внутридомовых трубопроводах системы отопления мест общего пользования». Полагают, что такое начисление платы за потребленную тепловую энергию нарушает их права и законные интересы, поскольку противоречит законодательству РФ. Ответчиком были незаконно начислены платежи на общую сумму *. С **** были увеличены тарифы на коммунальные услуги. Стоимость гикакалории выросла на: 58% для квартир с индивидуальными счетчиками отопления и на 47% для квартир без счетчиков. В конце марта стоимость гигакалории была снижена до уровня: 47% для квартир с индивидуальными счетчиками отопления и 25% для квартир без счетчиков. Разноразмерное увеличение норматива потребления нарушает действующее законодательства РФ. В связи с необоснованным установлением различных цен (тарифов) на один и тот же товар - тепловую энергию, для квартир в многоквартирном жилом доме, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства, считает, что ими произведена излишняя оплата за тепловую энергию. Своими действиями ответчик причинил им материальный ущерб и моральный вред, который выражается в физических и нравственных страданиях. Согласно данным ответчика из-за неправильного расчета коммунальных платежей они в настоящий период времени являются должниками. Просит суд признать незаконными начисления коммунальных платежей за отопление, которые были произведены на *** ОАО «Коммунальные системы Гатчинского р-на» сверх норматива, установленного ст. 157 ЖК РФ, признать незаконным неравномерное повышение цены коммунального ресурса по тепловой энергии, используемой для отопления жилых помещений в многоквартирных жилых домах ( при наличии приборов учета), обязать ОАО «Коммунальные системы Гатчинского р-на» произвести перерасчет коммунальных платежей за отопление, начисленных сверх установленного ст. 157 ЖК РФ, с зачетом платежей на будущий период, взыскать с ОАО «Коммунальные системы Гатчинского р-на» * руб. компенсации морального вреда.

Впоследствии истцами были дополнены исковые треования, они просили признать незаконными начисления коммунальных платежей за период с ****., а также с ****.

В судебном заседании истица поддержала заявленные требования, по указанным в иске основаниям.

Истец в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что поддерживает исковые требования.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, по основаниям, указанным в возражениях, из которых следует, что в соответствии с п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.05.2006 года №307 (ред. от 29.07.2010 года) «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам) - Далее Правила, в случае отсутствия коллективных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил - «при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам; то есть исходя из нормативов потребления. Сказанное касается всех собственников помещений в таком доме, независимо от наличия у них индивидуальных приборов учета - далее ИПУ. Верховный Суд РФ указал, что установление подобного порядка не противоречит законодательству, а применение п. 16 Правил: «при наличии в помещениях индивидуальных и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета» возможно только при условии заключения договора на оказание коммунальных услуг, в то время как при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений оплачивают не коммунальные услуги, а приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы коммунальных ресурсов. Невозможность расчета платы по показаниям ИПУ обусловлена тем, что в этом случае не будут учтены внутридомовые потери коммунальных ресурсов. Аналогичные выводы сделаны в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 5290/09 в отношении расчетов между РСО и исполнителем коммунальных услуг (если дом находится в управлении ТСЖ или управляющей организации). Точкой поставки при снабжении жильцов многоквартирного дома электроэнергией является внешняя граница стены дома, а не ИПУ, ресурсоснабжающая организация должна предъявлять собственникам помещений объемы "электроэнергии, рассчитанные исходя из нормативов потребления. Для ресурсоснабжающей организации неважно, какой способ управления выбрали собственники помещений в доме, не оборудованном общедомовым прибором учета: в любом случае она выставляет к оплате суммы, рассчитанные исходя из нормативов потребления. Постановлениями от 22.09.2009 N 5290/09, от 09.06.2009 N 525/09, от 21.04.2009 N 15791/08 Президиум ВАС РФ фактически узаконил этот порядок расчетов между РСО и управляющей организацией либо ТСЖ. Так же п.4 Письма Министерства регионального развития от 28.05.2007 года №10087-ЮТ/07 и п.3.2.6. Постановления Администрации Гатчинского Муниципального района от 08.10.2009 года «О мерах по улучшению системы учета потребления коммунальных услуг» объем отопления по показаниям индивидуальных (квартирных) приборов учета, при отсутствии общедомовых приборов определяется с учетом нормативных потерь на внутридомовых трубопроводах системы отопления и отопления мест общего пользования. Размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке определенном законодательством РФ, согласно п. 15 раздела III Правил. Согласно п.2 ст. 157 ЖК РФ Размер платы за коммунальные услуги, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Тарифы для начисления оплаты за коммунальные услуги утверждаются Советом Депутатов МО «Гатчинский район». **** между ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» (далее Заказчик) и МУП «ЕИРЦ» МО «Гатчинский район» (далее - Исполнитель) был заключен Договор инфорационно-расчетных услуг ** (далее договор). В соответствии с п. 1.1. Договора Исполнитель по заданию Заказчика производит начисление платы за коммунальные услуги, по лицевым счетам по жилищному фонду, состоящему на балансе КУИ МО «Гатчинский район», а также собственников жилья в соответствии с предоставленными списками, руководствуясь соответствующими нормами права РФ, Ленинградской области, а так же распоряжениями главы МО «Гатчинский район» (Копия договора прилагается). В связи с несовершенствованием программы по начислению платежей гражданам Единый Информационно расчетный центр, который ведет лицевые счета граждан, общедомовые нужды отражаются в графе за отопление по социальной норме. На сегодняшний день этот вопрос прорабатывается и в ближайшее время в квитанциях появятся тарифные и расчетные графы.

Третье лицо Ракаускайте И. Н. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддерживает.

Представитель третьего лица Администрации ГМР ЛО в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о дате и времени слушания дела, в подтверждении чего в материалах дела имеется расписка в получении судебной повестки.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему:

Согласно материалов дела истцам на праве общей долевой собственности, по * доли в праве каждому, принадлежит квартира, расположенная по адресу: ***, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права ** от **** (л. д. 6) и ** от **** (л. д. 7).

В вышеуказанной квартире зарегистрированы и проживают истцы, а также их дочь Ракаускайте И. Н., что подтверждается справкой о регистрации формы 9 (л. д. 13).

Как видно из представленных квитанций за период времени с ****. истец оплачивает отопление по квартирному счетчику, а также по социальной норме (л. д. 15,17), а начиная с ****. по квартирному счетчику (л. д. 15-16).

Таким образом, судом установлено, что под взиманием платы по «социальной норме», а также указанием больших показаний Гкал, чем указано на счетчике, истца понимаются внутридомовые потери.

Квартира истца оборудована индивидуальным прибором учета тепловой энергии, что подтверждается актом ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета тепловой энергии (л. д. 11-12).

Согласно п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства № 307 от 23.05.2006г. при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

В соответствии с п. п. а п. 19 вышеуказанных Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Как следует из приложения № 2 к вышеуказанным Правилам п. п. 1 п. 1 устанавливает расчет размера платы за коммунальные услуги, а именно, при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:

1) размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:

, (1)

где:

- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);

- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

Таким образом, размер платы рассчитывается исходя из нормативов потребления, это касается всех собственников, независимо от наличия у них индивидуальных приборов учета.

Верховный Суд РФ в своём решении от 06.03.2008г. №ГКПИ08-232 указал, что применение п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг возможно только при условии заключения договора на оказание коммунальных услуг, в то время как при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений оплачивают не коммунальные услуги, а приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы коммунальных ресурсов. Невозможность расчета платы по показаниям индивидуальных приборов учётов обусловлена тем, что в этом случае не будут учтены внутридомовые потери коммунальных ресурсов.

Судом установлено, что в многоквартирном доме, где проживают истцы, отсутствует общедомовой прибор учёта потребленной тепловой энергии, что не отрицает сами истцы, истцом заключен договор не на оказание коммунальных услуг, а на отпуск тепловой энергии (л. д. 18-21),следовательно истцы обязаны производить оплату за потребляемую тепловую энергию по нормативу потребления, а не по индивидуальному прибору учёта, который установлен в их квартире, в противном случае не будут учитываться общедомовые затраты тепловой энергии.

Также, суд полагает, что требования истцов о признании незаконным неравномерного повышения цены коммунального ресурса по тепловой энергии удовлетворению не подлежат, т. к. установление тарифов для начисления оплаты за коммунальные услуги утверждается Советом депутатов МО «Гатчинский район», а соответственно истцами выбран неверный способ защиты нарушенного права, предусмотренный ст. 12 Гражданского Кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Ракаускас Николая Миколовича, Ракаускене Татьяны Ефимовны к ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» о признании незаконными начисления коммунальных платежей за отопление, признании незаконным неравномерного повышения цены коммунального ресурса по тепловой энергии, обязании произвести перерасчет коммунальных платежей за отопление и компенсации морального вреда, ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней.

Судья: