№ 2-1955/2011



Дело № 2-1955/2011

Решение

Именем Российской Федерации

11 мая 2011 года г.Гатчина

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Шумейко Н.В.,

при секретаре Фондуковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Куприна Николая Михайловича, Федоровой Ирины Николаевны, заинтересованные лица - Управление Росреестра по Ленинградской области, администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области, администрация МО «Город Гатчина» Гатчинского муниципального района Ленинградской области, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ленинградской области, о признании незаконным отказа, обязании осуществить государственный кадастровый учет земельного участка,

установил:

заявители обратились в суд с заявлением, в котором указали, что являются собственниками в равных долях жилого дома, расположенного по адресу: Ленинградская область, г.Гатчина, ***. Жилой дом расположен на земельном участке площадью 1989 кв.м. При этом ? доля дома принадлежит Куприну Н.М. на основании договора купли-продажи от ***, другая ? доля дома принадлежит Федоровой И.Н. на основании договора купли-продажи от ***. С целью приобретения прав на земельные участки, заявители заказали и оплатили кадастровые работы, по результатам которых, подготовлен межевой план. Заявители *** обратились в Территориальный отдел по Гатчинскому району Управления Роснедвижимости по Ленинградской области с заявлениями об осуществлении кадастрового учета земельного участка. *** им было отказано в осуществлении кадастрового учета, ввиду того, что размер образуемого земельного участка превышает предельный максимальный размер земельного участка, установленный законодательством в размере 1200 кв.м. Заявители просят признать незаконным отказ Территориального отдела по Гатчинскому району Управления Роснедвижимости по Ленинградской области № *** от *** в осуществлении кадастрового учета земельного участка, обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ленинградской области осуществить постановку на кадастровый учет вышеуказанного земельного участка.

В судебном заседании заявители, а также представитель заявителя Федоровой И.Н. Хомченко М.В. заявление поддержали по изложенным в нем основаниям.

Представитель администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области Малки А.М. оставил рассмотрение заявления на усмотрение суда.

Представители иных заинтересованных лиц надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представитель ФГУ ЗКП по Ленинградской области ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в суд отзыв на заявление, в котором указал, что процедура постановки земельных участков на кадастровый учет урегулирована законодательством, в связи с чем, основания для обязания осуществить указанную процедуру в судебном порядке отсутствуют.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Заявитель Куприн Н.М. является собственником ? доли жилого дома, расположенного по адресу: Ленинградская область, г.Гатчина, *** на основании договора купли-продажи от ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от *** серии *** ***, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Заявитель Федорова И.Н. является собственником другой ? доли вышеуказанного жилого дома на основании договора купли-продажи от ***, зарегистрированного в Гатчинском БТИ ***, запись в реестровой книге ***. Из указанного договора купли-продажи следует, что жилой дом расположен на земельном участке площадью 1989 кв.м.

Согласно сообщению Межрайонного отдела № 3 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ленинградской области, сведения о земельном участке по адресу: Ленинградская область, г.Гатчина, *** в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

Ст.36 Земельного кодекса регулирует порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения. При этом исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Порядок приобретения прав на земельные участки, установленный указанной нормой закона, предусматривает обращение заинтересованного лица в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением с приложением кадастрового паспорта земельного участка.

С целью приобретения прав на земельный участок, заявители заказали и оплатили кадастровые работы, по результатам которых, *** подготовлен межевой план, определены границы земельного участка площадью 1989 кв.м.

Постановлением главы администрации МО «Город Гатчина» Гатчинского муниципального района Ленинградской области от ****** утверждена схема расположения земельного участка площадью 1989 кв.м по вышеуказанному адресу на кадастровой карте территории.

*** заявители обратились в Территориальный отдел по Гатчинскому району Управления Роснедвижимости по Ленинградской области с заявлением об осуществлении кадастрового учета земельного участка.

Решением от *** заявителям было отказано в осуществлении кадастрового учета, ввиду того, что площадь образуемого земельного участка будет превышать предельный максимальный размер земельного участка, установленный Решением Совета депутатов МО «Город Гатчина» от 30.06.2004 № 17, в соответствии с которым, размер участка не должен превышать 1200 кв.м.

В соответствии со ст.254, 255 ГК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В силу пункта 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», при уточнении границ земельного участка, их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно статье 16 данного Закона, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется кадастровый учет. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.

Пунктом 2 части 3 статьи 27221-ФЗ установлено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

В данном случае предельный максимальный размер земельных участков, предоставляемых на территории городского поселения МО «Город Гатчина» Гатчинского муниципального района Ленинградской области для размещения домов индивидуальной жилой застройки, утвержденный Решением Совета депутатов МО «Город Гатчина» Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 30.06.2004 № 17, с учетом положений статьи 33 Земельного кодекса РФ, составляет 1200 кв.м.

В силу ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст.45 ФЗ-221 «О государственном кадастре недвижимости», объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Из представленных документов (договоры купли-продажи, инвентарное дело жилого дома) следует, что фактические границы земельного участка, на котором расположена существующая застройка, закреплены на местности с 1977 года, земельный участок при доме не является вновь образованным, в связи с чем, суд полагает, что нормы, касающиеся предельных размеров земельных участков в данном случае не должны применяться.

Схема расположения земельного участка на кадастровой карте утверждена постановлением органа местного самоуправления, которое не отменено, в связи с чем, суд полагает, что отказ уполномоченного органа в постановке земельного участка на кадастровый учет не является законным, требования заявителей в этой части подлежат удовлетворению.

Процедура постановки земельного участка на кадастровый учет предусмотрена Законом «О государственном кадастре недвижимости», при наличии соответствующего обращения в уполномоченный орган с приложением необходимых документов.

Поскольку заявители не представили доказательств обращения в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ленинградской области с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет, а также отказа данного органа в удовлетворении такого заявления, права заявителей со стороны ФГУ ЗКП по Ленинградской области не нарушены, а потому, оснований обязывать данный орган осуществить кадастровый учет земельного участка суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ,

решил:

признать незаконным отказ Территориального отдела по Гатчинскому району Управления Роснедвижимости по Ленинградской области № *** от *** в осуществлении кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, г.Гатчина, ***.

В удовлетворении требований Куприна Николая Михайловича, Федоровой Ирины Николаевны об обязании ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ленинградской области осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка площадью 1989 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, г.Гатчина, *** - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградской областной суд в течение 10 дней через Гатчинский городской суд Ленинградской области.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 12.05.2011