Дело № 2-557/2011 «02» марта 2011 года Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Крячко М.И., при секретаре Бурдыкиной В.В., с участием помощника Гатчинского городского прокурора Ленинградской области Андреевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гатчинского городского прокурора Ленинградской области к администрации МО «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц об обязании произвести паспортизацию дороги, У С Т А Н О В И Л: Гатчинский городской прокурор Ленинградской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации МО «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области об обязании произвести паспортизацию дороги, поясняя, что в результате проведенной сотрудниками Гатчинской городской прокуратуры Ленинградской области проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории А муниципального района **** выявлены нарушения. Согласно ответу главы администрации А муниципального района от ***** *** технические паспорта на все автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов А муниципального района отсутствуют. В соответствии с ответом председателя КУИ Гатчинского муниципального района В от ***** *** технический паспорт на дорогу ****, протяженностью ** км» отсутствует. Автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленному Правительством РФ и ****. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития ****. В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ от ***** № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает Б граждан, проживающих на территории поселения, круг которых определить невозможно, чем и обусловлено обращение А в суд с иском. А потребовал обязать администрацию МО «Гатчинский муниципальный район» произвести паспортизацию автомобильной дороги «****», протяженностью ** км» А **** в соответствии с требованиями Областного закона № 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» и ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» (утв. Минавтодором РСФСР). В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении иска, подтвердив обстоятельства указанные в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации МО «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области представил письменный отзыв на иск, и явившись в суд, иск не признал и дополнительно пояснил, что администрацией Гатчинского муниципального района надлежащим образом осуществляются полномочия по дорожной деятельности (ремонт и содержание) в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района. Отсутствие технических паспортов на автомобильные дороги не влияет на безопасность дорожного движения. Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы и обстоятельства дела, оценив доказательства, суд пришел к следующему. В соответствии с п. 9 ст. 5 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года (в ред. от 07 февраля 2011 года) автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Согласно ст. 4 Областного закона № 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» автомобильные дороги в соответствии с их значением, выполняемыми функциями и формой собственности подразделяются на государственные автомобильные дороги общего пользования, муниципальные, ведомственные и частные. В силу ст. 7 названного областного закона дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и Правительством Ленинградской области. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области. Учет дорожной сети предусматривает: составление перечней автомобильных дорог с указанием наименования, индексации протяженности каждой дороги; балансовую стоимость и износ каждой автомобильной дороги; ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия, состоянии дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации, автомобильных дорог. В соответствии с п. 1.1. Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» (утв. Минавтодором РСФСР) технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2). Постановлением *** от ***** автомобильная дорога **** вошла в перечень муниципальных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности **** ****» (л.д. ______). Согласно ответу главы администрации А муниципального района от ***** (л.д. 8) и председателя КУИ Гатчинского муниципального района от ***** *** (л.д. 7) технические паспорта на все автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов А муниципального района, включая указанную в иске автомобильную дорогу «дер. Елизаветино – дер. Заполье» протяженностью 4,13 км, отсутствуют. Содержание автомобильных дорог вне границ населенных пунктов в границах муниципального района (за исключением автомобильных дорог регионального и федерального значения), согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от ***** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», относится к вопросам местного значения муниципального района. На основании п. 5 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.п. 5 п. 5.1. ст. 5 Устава А муниципального района (л.д. 12), к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст.ст. 12, 22, 23 Федерального закона РФ от ***** № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Ответчиком представлен акт технического обследования автомобильных дорог, находящихся в перечне автомобильных дорог А муниципального района (л.д. ______), из которого видно, что автодорога **** имеет неудовлетворительное состояние «Земельное полотно не выделено. Наезженная дорога по полю. Требуется обустройство дороги». Состояние дороги не обеспечивает безопасность дорожного движения, что также подтверждает необходимость изготовления технического паспорта дороги для выполнения надзорных функций органами ГИБДД. Таким образом, технический паспорт дороги необходимым для планирования и проведения мероприятий по организации дорожного движения, включающих не только ремонт и содержание дороги, но и размещение дорожных знаков, определение полосы отвода дороги, планирование строительства новых дорог в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Отсутствие технических паспортов не позволяет определить дороги как объекты недвижимого имущества, включить их в реестр муниципальной собственности, что затрудняет деятельность контролирующих органов по определению принадлежности автодороги в ходе проведения надзорных мероприятий. Составление технических паспортов в целях государственного учета является обязательным для собственников в силу ст. 7 Областного закона № 28-оз. Невыполнение соответствующих обязанностей органами местного самоуправления ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц участников дорожного движения, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению. Поскольку обязанность органов местного самоуправления произвести паспортизацию дорог обусловлено обеспечением необходимого финансирования и выполнением соответствующих мероприятий с привлечением специализированных организаций, суд полагает возможным удовлетворить требования без установления конкретного срока исполнения решения суда в соответствии со ст. 206 ГПК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 67, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать администрацию МО «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области произвести паспортизацию автомобильной дороги **** протяженностью ** км А **** в соответствии с требованиями областного закона № 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» и ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования». Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Гатчинский городской суд в течение 10 дней. Судья М. Крячко Мотивированное решение составлено 14 марта 2011 года Судья М. Крячко