№ 2-3946/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Гатчина 17 ноября 2011 Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Лобанева Е.В., при секретаре Бочкиной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гатчинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Гатчинского муниципального района, МБДОУ «Детский сад № 7» об обязании установить пожарную автоматику, установил: Гатчинский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБДОУ «Детский сад № 7» с требованиями об обязании установить в здании детского сада пожарную автоматику для обеспечения извещения о пожаре в подразделениях пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы. В обосновании заявленных требований пояснив, что в ходе проверки, проведенной Гатчинской городской прокуратурой, было установлено, что в МДОУ до настоящего времени не установлена пожарная автоматика, что создает реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, которые могут находиться на территории детского сада. В судебном заседании ст. помощник Гатчинского городского прокурора Иванова Е.Ф. просила удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 7» просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в иске отказать. Представитель ответчика – администрации Гатчинского муниципального района Кузнецова И.Г. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме, по основаниям изложенных в возражениях на иск. Представители третьих лиц – Комитета финансов и Комитета образования Гатчинского района, Совета депутатов Гатчинского района в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом. Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему: Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.10.2007 № 269 в перечень зданий и помещений, которые требуется оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе и локальным системам оповещения о чрезвычайных ситуациях на центральные пункты связи пожарных частей государственной противопожарной службы, включены все детские дошкольные учреждения. Указанное постановление опубликовано и вступило в силу с 05.12.2007 г. В пункте 12 Норм пожарной безопасности 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных приказом МЧС России № 315 от 18.06.2003 года, указано, что перечень зданий, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматикой определяется территориальным подразделением государственной противопожарной службы, исходя из технической возможности. Представленным ответом начальника ГУ «18 отряд ФПС по Ленинградской области» от 12.09.2011 г подтверждается, что техническая возможность вывода сигнала о пожаре на пункт связи пожарной части имеется. Соответственно, в здании детского дошкольного учреждения должна быть установлена автоматика, оповещающая противопожарную службу о возникновении пожара. Стороны не оспаривали, что здание МБДОУ подобной автоматикой не оборудовано. Допрошенный в качестве специалиста заместитель руководителя ОГПН МЧС по Гатчинскому району Е показал, что техническая возможность приема подобного сигнала появилась на территории Гатчинского района только в августе 2011 г, поэтому ранее подобные требования к образовательным учреждениям не предъявлялись. Требования об установке подобного оборудования обязательны для всех дошкольных учреждений, и в указанный перечень территориальным отделом МЧС по Ленинградской области они включены. Автоматика позволяет без участия людей направлять сигнал на пульт пожарной части при первых признаках возгорания, что существенно снижает время прибытия пожарных к месту пожара, уменьшает угрозу для жизни граждан и имущества учреждения. Стоимость работ по монтажу и приобретению подобной автоматики составляет несколько тысяч рублей. Учредителем муниципального бюджетного детского общеобразовательного учреждения «Детский сад № 7» является муниципальное образование «Гатчинский муниципальный район» в лице администрации Гатчинского муниципального района. Согласно п. 4 ст. 31 Федерального закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится создание и финансирование учреждений. На основании п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных средств. Статья 51 Федерального закона «Об образовании» предусматривает обязанность образовательных учреждений создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 года предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, руководители органов местного самоуправления и т.д. В соответствии с п. 11 и п. 12 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. К вопросам местного значения муниципального района относится также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В силу ч. 1 п. 3 ст. 17 и ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию и финансированию муниципальных учреждений. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. Как указано в ч. 2 ст. 161 БК РФ заключение и оплата бюджетным учреждением муниципальных контрактов производится в пределах доверенных ему лимитов бюджетных обязательств. Таким образом, бездействие МБДОУ и администрации МО «Гатчинский муниципальный район» ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников и других людей, находящихся в здании, нарушая право на получение образования в условиях, отвечающих требованиям пожарной безопасности, что затрагивает права неопределенного круга лиц, в связи с чем обращение прокурора в суд в их защиту в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ является обоснованным. Доводы представителя ответчика являются несостоятельными, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием, либо отсутствием финансовой возможности. Самостоятельность в решении вопросов местного значения хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления не снимает с них ответственности за своевременное исполнение требований законодательства, выполнение мероприятий по обеспечению жизни и здоровья граждан. Отсутствие в вышеуказанных нормативных актах конкретного срока позволяет суду сделать вывод о том, что применение данных актов является обязательным с момента их официального опубликования и вступления в законную силу, в связи с чем проведение соответствующих работ должно быть выполнено ответчиками в разумные сроки. Очевидно, что образовательное учреждение, не имеющее собственных источников финансирования, не обладает возможностью оборудовать свои помещения пожарной автоматикой за счет собственных средств, в связи с чем администрация Гатчинского района несет субсидиарную ответственность наравне с учреждением (ст. 120 и ст. 399 ГК РФ). Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению. На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: обязать администрацию Гатчинского муниципального района и МБДОУ «Детский сад № 7 комбинированного вида» установить в здании детского сада пожарную автоматику для обеспечения извещения о пожаре в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиосигналу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала, транслирующего эти сигналы. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы или представления через Гатчинский городской суд. Судья: Е.В. Лобанев Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. № 2-3946/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Резолютивная часть г. Гатчина 17 ноября 2011 Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Лобанева Е.В., при секретаре Бочкиной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гатчинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Гатчинского муниципального района, МБДОУ «Детский сад № 7» об обязании установить пожарную автоматику, На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: обязать администрацию Гатчинского муниципального района и МБДОУ «Детский сад № 7 комбинированного вида» установить в здании детского сада пожарную автоматику для обеспечения извещения о пожаре в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиосигналу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала, транслирующего эти сигналы. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы или представления через Гатчинский городской суд. Судья: Е.В. Лобанев