Дело № 2-2580/2011 Решение Именем Российской Федерации 17 октября 2011 года г.Гатчина Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Шумейко Н.В., с участием прокурора Дорошенко А.А., при секретаре Фондуковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гатчинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, МОУ «Большеколпанская СОШ» об обязании огородить территорию, установил: Гатчинский городской прокурор обратился в суд с иском об обязании администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, МОУ «Большеколпанская СОШ» огородить территорию указанного образовательного учреждения. В обоснование иска указал, что прокурорской проверкой соблюдения требований федерального законодательства в области образования и защиты прав и интересов несовершеннолетних было установлено, что территория МОУ «Большеколпанская средняя общеобразовательная школа» не огорожена. Ответчиками нарушены нормы ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст.3, 51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», п.2.2.1 – 2.23 Санитарных правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02». Указанными нормативными правовыми актами предусматривается самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25 м. Площадь земельных участков зависит от вместимости учреждения и принимается в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений. Территория участка должна быть ограждена забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями. Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям, пояснив, что отсутствие огороженной территории школы позволяет посторонним лицам, транспортным средствам проникать на территории детского школьного учреждения, что создает угрозу жизни детей. Представитель ответчика администрации Гатчинского муниципального района Музелина В.В. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.44-45), пояснила, что угроза жизни и здоровью детей отсутствует, денежные средства в бюджет на указанные цели не заложены. Представитель ответчика МОУ «Большеколпанская СОШ» надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.42). Суд, выслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений. Ст.3 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-I «Об образовании» предусмотрено, что законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. В соответствии с подп.3 п.3 ст.32, ст.51 данного закона, учреждение несет в установленном законном порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Одним из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Правоотношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 введены с 01.09.2011 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы"). Указанные санитарные правила направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях и устанавливают требования в том числе, к размещению общеобразовательного учреждения; территории общеобразовательного учреждения; зданию общеобразовательного учреждения. П.3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 установлено, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большеколпанская средняя общеобразовательная школа» зарегистрировано в качестве юридического лица ***, расположено по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, ***. На основании постановления главы МО «Гатчинский район» Ленинградской области № *** от *** МОУ «Большоколпанская СОШ» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью *** кв.м для образовательной деятельности в границах, определенных схемой расположения земельного участка. Согласно Уставу МОУ «Большеколпанская СОШ», учредителем школы является МО «Гатчинский муниципальный район» в лице администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области. Из акта выездной прокурорской проверки от ***, следует, что территория МОУ «Большеколпанская СОШ» не огорожена забором. ТО в Гатчинском районе УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в своем заключении указал, что на *** территория МОУ «Большеколпанская СОШ» по причине отсутствия ограждения территории общеобразовательного учреждения и физкультурно-спортивной зоны не соответствовала требованиям п.2.2.3, 2.2.7 действовавших на указанную дату СанПиН 22.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», невыполнение которых создает угрозу жизни или здоровью учащихся МОУ «Большеколпанская СОШ». В настоящее время указанные нормы и правила утратили силу в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, утвердившего новые Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10. Требования прежних СанПиН 22.4.2.1178-02 к территории общеобразовательных учреждений об ограждении ее забором воспроизведены в п.3.1 ныне действующих СанПиН 2.4.2.2821-10, их неисполнение создает угрозу жизни и здоровью учащихся школы. Ссылка представителя администрации на отсутствие обращений граждан о нарушении их прав отсутствием ограждения МОУ «Большеколпанская школа», не может быть принята судом во внимание, поскольку в силу ст.12 Гражданского кодекса РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Согласно п. 4 ст. 31 Федерального закона РФ «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. На основании подп.1 п.2 ст.32 указанного закона, к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных средств. Подп.1 п.3 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию и финансированию муниципальных предприятий и учреждений. В соответствии с подп.11 п.1 ст.15 данного закона, к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. Согласно п.2 ст.18 указанного закона, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. В силу ст.6 Бюджетного Кодекса РФ, к расходным обязательствам муниципального образования, обеспечиваемым за счет бюджетных ассигнований, относится обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений. Ст.52 БК РФ предусмотрено, что формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и названным Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Формирование расходов бюджетов органов местного самоуправления должно происходить в очередном финансовом году (ст.65 БК РФ). П.2 ст.161 БК РФ позволяет бюджетному учреждению заключать и оплачивать муниципальные контракты в пределах доверенных ему лимитов бюджетных обязательств. В соответствии со ст.9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Суд полагает, что отсутствие в бюджете Гатчинского муниципального района денежных средств для финансирования ограждения территории общеобразовательного учреждения не освобождает администрацию от решения вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции. Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав неопределенного круга лиц, прежде всего детей школьного возраста, проходящих обучение в муниципальном образовательном учреждении, а потому, подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, решил: обязать администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области, МОУ «Большеколпанская средняя общеобразовательная школа» за счет средств бюджета Гатчинского муниципального района Ленинградской области огородить по периметру территорию МОУ «Большеколпанская средняя общеобразовательная школа» площадью *** кв.м по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, ***, в соответствии со схемой расположения земельного участка. Решение может быть обжаловано в Ленинградской областной суд в течение 10 дней через Гатчинский городской суд Ленинградской области. Судья: Решение в окончательной форме принято 20.10.2011