Дело № 2 – 204 / 2011 г. 13 января 2011 г.
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Гиренко М.В.
Представителя истца УФС Роспотребнадзора по Ленинградской области Козака В.П. по доверенности № ** от **** сроком по **** год
Представителя ответчика ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» Левчевой М.А. по доверенности от **** сроком на * год
При секретаре Юдиной Т.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению УФС Роспотребнадзора по Ленинградской области к ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» о признании действий противоправными, об обязании опубликовать решение суда в средствах массовой информации Гатчинского района,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Гатчинском районе обратилось с иском в суд к ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» о признании в отношении неопределенного круга потребителей (жителей поселка ***, подачу горячего водоснабжения которым осуществляет котельная *** и ***) действий по непредоставлению услуги горячего водоснабжения, и доведении до сведения потребителей судебного решения через средства массовой информации, указав следующее.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. На территории Ленинградской области служба представлена Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области. Управление имеет право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей (п. 8.4.6. Положения об Управлении, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.07.2006 г. № 200).
В ходе документарной проверки, исходя из подаваемых заявлений жителей *** и ***, внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, проведенных Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области установлено, что отключение горячего водоснабжения производилось на основании приказа ** от **** ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» для подготовки систем отопления и подачи горячего водоснабжения к очередном отопительному периоду. Согласно графика подачи ГВС котельными ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» подача горячего водоснабжения в *** прекращена с **** по **** год, в *** с ****, хотя фактически в *** горячее водоснабжение было возобновлено только в **** года. Предмет настоящего иска затрагивает интересы неопределенного круга потребителей, а именно жителей *** и ***, которым должно предоставлять услугу горячего водоснабжения котельные ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» и определяет права и обязанности граждан, использующих услуги данного исполнителя исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Определить полный круг потребителей, на которых распространяются данные отношения, по мнению истца, не представляется возможным. Непредставление горячего водоснабжения со стороны ответчика потребителям, своевременно оплачивающих и не имеющих задолженности за оплату коммунальных услуг по таким основаниям, как спор относительно образовавшейся задолженности потребителей перед ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района», является противоправным действием и нарушает законные права граждан.
Истец просил суд признать в отношении неопределенного круга потребителей действия ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» по непредставлению услуги горячего водоснабжения потребителям, использующих горячую воду для бытовых и личных нужд и не имеющих задолженности по оплате коммунальных услуг, противоправными, обязать ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» в случае удовлетворения иска довести до сведения потребителей судебное решение по данному делу в установленный судом срок через средства массовой информации Гатчинского района, согласно абзацу 2. ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Представитель истца в судебном заседании на требованиях заявления настаивал, просил суд их удовлетворить в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» в судебном заседании иск не признала, дала пояснения, аналогичные изложенным в возражениях о том, что истцом предъявлены требования не соответствующие закону, т. к. на момент подачи искового заявления услуга горячего водоснабжения в *** и *** оказывается, т. е. права и законные интересы потребителя, которые нарушаются непредставлением (ненадлежащим представлением) данной услуги, не существуют. Закон РФ «О защите прав потребителей», а также судебная практика исходят из того, что требование, предъявляемое государственным органом в порядке ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» направлено одновременно и на признание действий противоправными и на прекращение таких противоправных действий, нарушающих права и законные интересы граждан (по причине их устранения, например), сложносоставное требование (о признании и прекращении) не может быть предъявлено к исполнителю (продавцу, изготовителю), т. к. в данном случае теряется смысл правовой защиты прав и законных интересов неопределенного круга потребителей: права и законные интересы никем не нарушаются, отсутствует предмет правовой защиты. Также, факт отсутствия задолженности потребителей за оказанную им услуг – горячую воду, заявителем не доказан. Одним из оснований приостановления и/или ограничения коммунальных услуг является задолженность потребителей за оказанные им услуги. Истец посчитал установленным обстоятельством отсутствия задолженности потребителей перед ответчиком, не приложив ни одного документа, подтверждающее это обстоятельство. Следовательно, по мнению ответчика, истцом не доказана противоправность действий ответчика как исполнителя коммунальных услуг, не осуществлявшего с **** по **** услугу горячего водоснабжения потребителям, не имеющим задолженности за коммунальные услуги. По данным ответчика задолженность населения *** составляет по состоянию на **** * рублей * копеек и задолженность населения *** составляет * рублей * копейки.
Суд, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединённую сеть горячей водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательств.
Частью 1 ст. 540 ГК РФ определено, что договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В соответствии с п. 49, 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г., исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества и в необходимых для него объемах. Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Согласно п. 10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г., при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.
Пункт 3.1.11 Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» гласит, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п.п. 1, 3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, Территориальное управление является территориальным органом Федеральной службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и осуществляет свою деятельность на территории Ленинградской области непосредственно и через территориальные отделы. Согласно п. 6.1.2. Положения Территориальное управление осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
Материалами дела установлено, что был составлен акт по результатам проведения мероприятий по надзору ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» ** от **** (л.д. 9). В ходе внеплановых проверок установлено, что котельная в *** отключена с ****, горячая вода потребителям не подается с ****, т.е. на день составления акта отсутствие горячей воды составило *; на момент составления акта в *** подача горячей воды населению отсутствует. Указанные факты отсутствия подачи горячей воды населению в *** и *** на летний период свыше установленного нормативными актами, является нарушением п. 9 гл. 2 и п. 51 гл. 5 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307.
Согласно Приказа ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» № 111 от 11.05.2010 года «Об окончании отопительного сезона 2009-2010 гг.» всем котельным ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района», расположенным на территории городских и сельских поселений Гатчинского муниципального района, производящим отпуск тепловой энергии прекратить подачу тепловой энергии потребителям для нужд отопления с 00 часов ****. Провести испытания тепловых сетей в соответствии с «Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (л.д. 29).
В связи с изданием Приказа № 111 от 11.05.2010 года составлен график подачи ГВС котельными ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» (л.д. 30).
Проведение проверок было вызвано обращениями жителей *** (л.д. 31).
Таким образом, судом установлено сверхнормативное отключение горячего водоснабжения на момент проверки в *** - * дня и в *** – * дня (на момент составления акта ** от ****). В связи с тем, что сверхнормативное отключение горячей воды не связано с неотложными мерами по предотвращению или ликвидации аварии, перерыв в подаче горячей воды без согласования с абонентами, в данном случае, является незаконным.
В свою очередь ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» указывает, что действительно отключение подачи горячего водоснабжения носило плановый характер, однако задержка подачи горячего водоснабжения также связано с задолженностью потребителей перед ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района: на **** год задолженность *** составляет * рублей * копеек, *** – * рублей * копейки. Однако, представителем ответчика не представлено суду доказательств, подтверждающих наличие задолженности у всех жителей – потребителей без исключения *** и *** перед ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района», несмотря на то, что согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. Кроме того, из приказа № 111 от 11.05.2010г. за подпись генерального директора ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» Солонько В. А следует, что прекращение подачи горячей воды носит производственный характер, но ни коим образом не связан с наличием задолженности у потребителей перед ОАО «Коммунальные системы гатчинского района».
В соответствии с целями и основными направлениями деятельности ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» осуществляет производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), деятельность по обеспечению работоспособности котельной, деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей, что подтверждается Уставом ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» (л.д. 13-26), свидетельством о государственной регистрации юридического лица (л.д. 27),. Установлено, что все котельные принадлежат ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района». Факт непредставления горячего водоснабжения ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» подтверждается актами по результатам проведения мероприятий по контролю и не оспаривается ответчиком. Таким образом, непосредственно ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» является поставщиком горячей воды для абонентов.
Ссылки представителя ответчика на отсутствие нарушения прав и законных интересов потребителя ввиду подачи ГВС на момент обращения в суд основаны на неправильном толковании закона, т. к. ни Закон «О защите прав потребителей» (ст. 46), ни Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 29.09.1994г. «О практике рассмотрения судами дела о защите прав потребителей» (п. 6.1) не лишает органы Роспотребнадзора предъявлять иски, в том числе, о признании действий противоправными, т. к. потребителя исходя из признания действий противоправными вправе осуществить защиту своих нарушенных прав посредством возмещения убытков и взыскания неустойки в рамках ст. 12 ГК РФ.
Оценивая собранные доказательств в совокупности, суд находит действия ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» по непредставлению услуг горячего водоснабжения в периоды, указанные истцом, противоправными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Ленинградской области удовлетворить.
Признать в отношении неопределенного круга потребителей (жителей поселка Белогорка и Пудость, подачу горячего водоснабжения которым осуществляет котельная *** и ***) использующих горячую воду для бытовых и личных нужд и не имеющих задолженности по оплате коммунальных услуг, действия ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» по непредставлению в период с **** по **** услуги горячего водоснабжения, противоправными.
Обязать ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» довести до сведения потребителей судебное решение по данному делу в тридцатидневный срок через средства массовой информации Гатчинского района.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней.
Судья: