2-154/2011



Дело № 2- 154/2011 13 января 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Гиренко М. В.,

С участием прокурора Ивановой Е. Ф.,

Представителя ответчика Правительства Ленинградской области Яковлевой Н. Н. по доверенности ** от **** сроком до ****,

Представителя третьего лица Администрации Большеколпанского сельского поселения Ласута М. Н. по доверенности ** от **** сроком по ****,

При секретаре Юдиной Т. В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гатчинского городского прокурора в интересах Воробьевой Аллы Сергеевны к Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Правительству Ленинградской области, третье лицо: Администрация Большеколпанского сельского поселения об обязании предоставить жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм,

У С Т А Н О В И Л:

Гатчинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Воробьевой А. С. к Администрации Гатчинского муниципального района об обязании предоставить жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм. В обосновании своих требований указал, что Воробьева (Шаркова) А.С. относится к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец Воробьевой А.С. - Ш умер ****. Её мать - У умерла ****. С **** по **** Воробьева А.С. находилась на полном государственном обеспечении в Коммунаровской школе-интернате. **** Воробьева А.С. была переведена в Наговскую среднюю школу (Новгородская область), в связи с тем, что ее бабушка - Е оформила над ней опеку. По окончании школы Воробьева А.С. обучалась в Новгородском техникуме профессиональном училище-интернате, а затем в Старорусском муниципальном техникуме профучилище-интернате. Жилое помещение за несовершеннолетней Воробьевой А.С. не было закреплено. Таким образом, Воробьева А.С. является выпускницей учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако по окончании указанного учреждения она не была обеспечена жилым помещением. Постановлением главы администрации МО «Гатчинский район» ** от **** Воробьева (Шаркова) А.С. была поставлена на учет граждан по улучшению жилищных условий. В настоящий момент состоит на учете по предоставлению жилого помещения, номер очереди 25. Администрация Гатчинского муниципального района предоставить жилое помещение Воробьевой А.С. в настоящий момент не может, в связи с отсутствием в администрации района свободного жилья. Согласно сообщению Комитета по образованию администрации Гатчинского муниципального района, Воробьева А.С. состоит на учете в отделе опеки и попечительства Комитета образования как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в предоставлении жилой площади. Воробьевой А.С., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение должно быть предоставлено ответчиком - администрацией МО «Гатчинский муниципальный район Ленинградской области». Однако, несмотря на обращения Воробьевой А.С. в администрацию МО Гатчинский муниципальный район в защиту своих жилищных прав, ей до настоящего времени в соответствии с законом не предоставлено вне очереди жилое помещение. Гатчинский городской прокурор просит обязать администрацию МО Гатчинский муниципальный район Ленинградской области предоставить Воробьевой Алле Сергеевне вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм, заключить с Воробьевой А.С. договор социального найма жилого помещения.

Впоследствии Гатчинским городским прокурором были уточнены исковые требования по кругу ответчиков и третьих лиц, уточненный иск был предъявлен к Администрации Гатчинского муниципального района и Правительству Ленинградской области, в качестве третьего лица привлечена Администрация Большеколпанского сельского поселения. Гатчинский городской прокурор просил обязать ответчиков предоставить Воробьевой Алле Сергеевне вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм.

Истица Воробьева А. С. в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о дате и времени слушания дела, в подтверждении чего в материалах дела имеется расписка в получении судебной повестки (л. д. 58). Ее интересы в судебном заседании представляет прокурор Иванова Е. Ф.

В судебном заседании прокурор Иванова Е. Ф. требования, указанные в иске поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика Администрации Гатчинского муниципального района в судебное заседание не явился, был извещен о дате слушания дела надлежащим образом, в подтверждении чего в материалах дела имеется расписка в получении судебной повестки (л. д. 58). На момент рассмотрения дела ходатайства о его отложении от него не поступило, а потому его отсутствие не препятствует полному, объективному и всестороннему рассмотрению дела.

Ранее из пояснения представителя ответчика следовало, что Администрация ГМР в соответствии с областным законом ** от **** осуществляет полномочия, которые им были переданы государством. Администрация ГМР ведет сводный список детей-сирот. Учет детей-сирот и нуждаемости их в жилых помещениях ведут поселения первого уровня. В свою очередь, Администрация ГМР получив эти списки, представляет их в Комитет образования Правительства ЛО. Правительство ЛО, в свою очередь, рассмотрев данные списки, выделяет субвенции на приобретение жилья для детей-сирот. Получив данные субвенции, Администрация ГМР на основе конкурса приобретает жилые помещения в собственность МО с последующим предоставлением его детям-сиротам. Дети-сироты, зарегистрированные в сводном списке, обеспечиваются жильем в порядке очередности. Воробьева на сегодняшний день с документами и заявлением в органы опеки нее обращалась. Соответственно она не включена в сводный список, который подавался в Правительство ЛО и на нее субвенция не выделена. Если бы Воробьева на сегодняшний день обратилась с заявлением и предоставила необходимые документы, то была бы обеспечена жильем.

Представитель ответчика Правительства Ленинградской области в судебном заседании исковые требования не признала, т. к. жилыми помещениями детей –сирот обеспечивает администрация МО «Гатчинский район», а они лишь выделяют денежные средства в виде субвенции, просила исключить их из числа ответчиков.

Суд определил исключить Правительство ЛО из числа ответчиков, привлечь их к участию в деле в качестве третьих лиц.

Представитель третьего лица Администрации Большеколпанского сельского поселения исковые требования не поддержала, пояснив, что МО ставит детей-сирот на учет, передает списки и по федеральной программе Правительство ЛО выделяет средства на обеспечение их жильем.

Суд, выслушав пояснения сторон, показания свидетеля А, изучив материалы дела, приходит к следующему:

Согласно материалов дела Воробьева А. С. обратилась в Гатчинскую городскую прокуратуру с заявлением об обращении в суд в ее интересах, т. к. она является ребенком-сиротой и нуждается в предоставлении жилого помещения. Обращение в Администрацию Гатчинского муниципального района положительных результатов не дало (л. д. 6).

Воробьева (Шаркова) Алла Сергеевна родилась ****, ее родителями являются Ш, который умер ****, что подтверждается свидетельством о смерти (л. д. 24) и Ш (Удальцова (справка о заключении брака (л. д. 27) Татьяна Викторовна, которая умерла ****, что подтверждается свидетельством о смерти (л. д. 23).

Постановлением № 655 от 30.06.1998г. Воробьева (Шаркова) А. С. была поставлена на учет граждан по улучшению жилищных условий как воспитанник детского дома, а также как одинокая мать (л. д. 10).

В соответствии с ответом Администрации Гатчинского муниципального района ЛО ** от **** Воробьевой А. С. жилое помещение предоставлено быть не может ввиду отсутствия свободной жилой площади и прекращении жилищного строительства в Гатчинском районе с 1992г. (л. д. 13-14).

Согласно справке Комитета общего профессионального образования Администрации МО «Гатчинский район» Воробьева (Шаркова) А. С. является ребенком-сиротой, оставшейся без попечения родителей и имеет койко-место в общежитии, нуждается в получении жилплощади (л. д. 16).

По состоянию на **** Воробьева А. С. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается письмом администрации Большеколпанского сельского поселения Гатчинского района Ленинградской области (л. д. 18).

На основании постановления № 500 от 25.05.1998г. Администрации МО «Гатчинский район» Ленинградской области Воробьева (Шаркова) А. С. принята на учет по улучшению жилищных условий как воспитанник детского дома и номер очереди 17 (л. д. 19).

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 2 ст. 37 Жилищного Кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Судом установлено, что Воробьева А. С. является ребенком-сиротой, не имеет жилого помещения для постоянного проживания, данный факт стороной ответчика не оспаривается, окончила учебное заведение Старорусский муниципальный техникум – профучилище – интернат ****, что подтверждается аттестатом (л. д. 12), опека над ней была прекращена в июне 1997г., в связи с совершеннолетием подопечной, что подтверждается сообщением Комитета по образованию Администрации Старорусского муниципального района (л. д. 26), а соответственно с этого момента имела право на предоставление ей жилого помещения во внеочередном порядке.

Данное право сохранилось за ней по настоящее время, в соответствии с нормами действующего законодательство, а именно, в соответствии со ст. 5 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» № 189-ФЗ от 29 декабря 2004г. к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 вышеуказанного Закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Вместе с тем, из дела следует, что истица обратилась в суд за защитой своих прав в период действия нового Жилищного Кодекса РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального Закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 года № 250-0-П абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

В соответствии со ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 06 июня 2008 года № 46-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» настоящим областным законом отдельными государственными полномочиями наделяются администрации муниципальных образований, наделенных статусом муниципального района и городского округа (далее - органы местного самоуправления), в сфере опеки и попечительства над гражданами, нуждающимися в опеке и попечительстве, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, а также по предоставлению и обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, а также по оплате труда приемных родителей.

Согласно ч. 1, 2 и 3 ст. 50 Жилищного Кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

В соответствии с приложение № 3 к Закону Ленинградской области № 46-оз от 06.06.2008г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» «Методика расчета норматива обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности либо по окончании службы в рядах вооруженных сил российской федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы» норматив обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, определяется по следующей формуле:

N = S x Z,

где:

S - норматив общей площади жилого помещения, равный 33 кв. м для одиноко проживающего гражданина. Установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" и постановлением Правительства Ленинградской области от 1 июля 2002 года N 119;

Z - средняя цена на рынке жилья в i-м муниципальном образовании стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, установленная нормативным правовым актом муниципального района, городского округа.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина обратившегося к прокурору за защитой нарушенных прав по обеспечению права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В силу п.3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан.

Таким образом, судом было установлено, что Воробьева А. С. имела право на внеочередное предоставление жилого помещения с 1997г., данное жилое помещение ей должно было быть предоставлено с указанного времени во внеочередном порядке, однако, до настоящего времени жилое помещение истице не предоставлено, а соответственно иск, предъявленный в ее интересах прокурором подлежит удовлетворению и ей должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью равной 33 кв. м

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 – 198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области предоставить Воробьевой Алле Сергеевне вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью равной 33 кв. м.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней.

Судья: