Дело № 2-786/2011 28 марта 2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Гиренко М.В.
Представителя истицы Фроловой А.С. Акуловой И.А. по доверенности ** от **** сроком на * год
При секретаре Пешко Е.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловой Анны Сергеевны к Комитету по управлению городским имуществом, Государственному учреждению «18 отряд федеральной противопожарной службы по Ленинградской области», третьи лица: Территориальное Управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области, Фролов Сергей Фомич, Фролова Ольга Анатольевна, о признании права собственности в порядке приватизации,
У с т а в н о в и л:
Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права собственности в порядке приватизации на ****** ***. Мотивируя требования, указала, что зарегистрирована и проживает в указанной квартире. Спорная квартира была предоставлена её отцу Фролову С.Ф. ГУ «18 ОФПС по ЛО» в связи с трудовыми отношениями. **** с истицей заключен договор социального найма на данную квартиру. Истица решила приватизировать спорную квартиру, но не может реализовать свое право на приватизацию, т.к. квартира не передана в собственность администрации г. Гатчины. Истица считает, что данные обстоятельства не могут служить основанием для отказа ей в приватизации квартиры. В настоящее время квартира находится в оперативном управлении 18 отряда. Истица ранее в приватизации каких-либо объектов недвижимости участия не принимала.
В судебном заседании представитель истицы требования поддержала и просила их удовлетворить по изложенным основаниям.
Представитель ответчика Комитета по управлению городским имуществом в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, согласно представленному в суд ходатайству просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 52-53).
Представитель ответчика ГУ «18 отряд федеральной противопожарной службы по ЛО» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о чем в материалах дела имеется расписка (л.д. 82), направил в адрес суда заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 84), возражений по иску не представил.
Представитель третьего лица Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте слушания дела, о чем имеется телеграмма (л.д. 81), возражений по иску не представил.
Третьи лица Фролов С.Ф., Фролова О.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образов о времени и месте судебного заседания, согласно ранее представленным в суд заявлениям от **** просили рассмотреть дело в их отсутствие во всех судебных заседаниях, исковые требования поддерживают в полном объеме (л.д. 45, 46).
Суд, выслушав пояснения представителя истицы, изучив материалы дела, находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Фролова Анна Сергеевна с **** зарегистрирована в *** *** (л.д. 4). Согласно представленной в материалы дела архивной справки формы № 9 (о регистрации) Фролова А.С. с **** по **** была зарегистрирована по адресу: ***, вместе со своим отцом Фроловым С.Ф, впоследствии также вместе со своим отцом была зарегистрирована **** по спорному адресу: ***. В связи с тем, что Фролова А.С. в **** году меняла паспорт, регистрация по спорному адресу была изменена на дату выдачи паспорта ****.
Согласно кадастрового паспорта помещения от ****, *** в *** общей площадью * расположена на первом этаже (л.д.8).
Протоколом заседания жилищной комиссии ГУ «18 ОФПС по ЛО» ** от **** двухкомнатная ***, расположенная на ** этаже, общей площадью *., предоставлена Фролову С.Ф. на семью из трех человек (л.д. 14-16).
**** между ГУ «18 отряд федеральной противопожарной службы по Ленинградской области» и Фроловой О.А. заключен договор социального найма жилого помещения - ***, в том числе и с членами семьи: Фроловым С.Ф. - муж, Фроловой А.С. - дочь (л.д. 9-11). **** между «18 ОФПС по ЛО» и Фроловой О.А. подписан акт приема – передачи спорного жилого помещения (л.д. 12).
Из письма председателя КУМИ МО «г.Гатчина» от **** за ** следует, что ***-б по *** в *** в реестре собственности МО «г. Гатчина» не числится (л.д. 32).
В соответствии с ответом Леноблкомимущества от **** за ** жилое помещение, расположенное по адресу: ***, в реестре государственного имущества *** не учтено (л.д. 33).
Из представленного **** Управлением Росрееста по Ленинградской области пакета документов следует, что спорное недвижимое имущество находится в оперативном управлении ГУ «18 отряд федеральной противопожарной службы по Ленинградской области», согласно списка будущих собственников жилых и нежилых помещений жилого дома по адресу: *** значится в передаче ГУ «18 отряд федеральной противопожарной службы по Ленинградской области» (л.д. 57-74).
Как следует из выписки из единого государственного реестра от **** *** находится в оперативном управлении ГУ «18 ОФПС по ЛО» (л.д. 75).
За Фроловой А.С. право собственности на объекты недвижимости по данным на **** не зарегистрировано (л.д. 29), и по данным Гатчинского БТИ на **** за Фроловой А.С. также право собственности не зарегистрировано (л.д. 30).
Как следует из ответа МУП «Агентство по приватизации жилья» г. Гатчины от **** за ** сведениями о приватизации спорной квартиры, в том числе Фроловой А.С., не располагает, поскольку *** не является собственностью МО «г. Гатчина». ГУ «18 отряд федеральной противопожарной службы по Ленинградской области» в оперативном управлении которого находится данная квартира соглашения с МУП «Агентство по приватизации жилья» г. Гатчины на оказание услуг по оформлению документов по приватизации жилого фонда не заключал (л.д. 31).
Как следует из преамбулы Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» целью данного Закона является, в том числе, создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилище.
Граждане РФ занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ ( ст.2 Закона).
Согласно ст. 1 Протокола № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности.
При этом, как указывает Европейский Суд по правам человека, понятие собственности может включать в себя как существующее имущество, так и права требования, в силу которых заявитель может претендовать на «законное ожидание» получения эффективного пользования правом собственности.
Гарантированное каждому нанимателю в доме государственного или муниципального жилого фонда право однократно требовать передачи в собственность занимаемого жилого помещения, на которое не распространяется действие ст. 4 Закона, является таким имущественным правом.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти жилые помещения в собственность в порядке приватизации.
В силу ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе, права на приватизацию жилых помещений.
С учетом изложенного суд полагает, что спорное жилое помещение подпадает под определение объекта приватизации жилищного фонда, данное в Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а истица – под определение субъекта приватизации, данное этим же законом. Причин, по которым истице могло бы быть отказано в приватизации занимаемого ей жилого помещения, судом не установлено.
В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1,2 Закона РФ «О приватизации Жилищного фонда в РФ» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений, если они обратились с такими требованиями.
В силу ч.2 ст.1 ЖК РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом.
Ранее истица в приватизации какого-либо из объектов государственного и муниципального жилищного фонда социального использования не участвовала, что подтверждается материалами дела.
Иных причин, по которым истице могло бы быть отказано в приватизации занимаемого жилого помещения, судом не установлено.
Таким образом, требования истицы основаны на законе и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Признать за Фроловой Анной Сергеевной, пол женский, гражданкой *, **** рождения, уроженкой ***, паспорт ** выдан ТП ** *** **** код подразделения ** зарегистрированной по адресу: *** право собственности на ***.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней.
Судья: