ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении город Гатчина 27 мая 2011 года Судья Гатчинского городского суда Ленинградской области Власов А.Н., с участием представителей Учреждения Российской академии наук Петербургского института ядерной физики им.Б.П.Константинова РАН С.А.В., М.А.Г., С.С.Л., прокурора Волницкого М.В., рассмотрел дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Учреждения Российской академии наук Петербургского института ядерной физики им.Б.П.Константинова РАН, Исследовав представленные материалы, заслушав объяснения представителей, суд установил: С ** ** **** г. по ** ** **** г. в здании *** корпуса *** учреждения Российской академии наук Петербургский институт ядерной физики им. Б.П.Константинова РАН, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Гатчина, *** в период проведения административного расследования и пожарно-технической экспертизы установлено, что данным юридическим лицом нарушены требования «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ-01-03, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г., СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», статей 6, 64; Приказа МЧС России от 24.02.2009 г. № 91; Технических условий по обеспечению пожарной безопасности реакторного комплекса ПИК Учреждения Российской академии наук Петербургский институт ядерной физики на период физического пуска, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Гатчина, ***, согласованых с УГПН Главного управления МЧС России по Ленинградской области (протокол заседания нормативно-технического совета от 06.10.2009 № 4), НПБ 88-2001, НПБ 104-03, СНиП 2.04.01-85*, а именно: № п/п Вид нарушения требований пожарной безопасности и место выявленного нарушения Документа по пожарной безопасности, требования которого нарушены *** корпуса *** 1. На здание *** не разработана и не зарегистрирована в установленном порядке декларация пожарной безопасности. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 6, 64, Приказ МЧС России от 24.02.2009 № 91 2. В коридоре восточного крыла на отметке +16,20 *** произведено изменение объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшились условия безопасной эвакуации людей (установлена дополнительная перегородка с дверью). ППБ 01-03 п.40. 3. Уровень обеспечения пожарной безопасности людей в *** не обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности и составляет менее 0,999999 (0,9984) предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей более 10-6 (0,15x10-2) воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека. ППБ 01-03 п.4. 4. Не выполнен проезд с твердым покрытием вдоль дворового фасада корпуса *** ППБ 01-03 п.3, Технические условия по обеспечению пожарной безопасности реакторного комплекса ПИК Учреждения Российской академии наук Петербургский институт ядерной физики на период физического пуска (далее - ТУ), заключение ВНИИПО, п. 1. 5. Не выполнена схема (план) расстановки и обеспечения проезда специальной пожарной техники по территории ***. ППБ 01-03 п.3, ТУ, раздел 3, п. 2. 6. На покрытии корпуса *** не установлено аварийно-спасательное оборудование. ППБ 01-03 п.3, ТУ, раздел 3, п. 1. 7. Между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей западного и восточного крыльев *** не предусмотрены зазоры шириной в плане в свету не менее 75 мм ППБ 01-03, п.3, п. 8.9 СНиП 21-01-97*. 8. Высота горизонтальных участков пути эвакуации в лестничной клетке восточного крыла *** между отметками 0 и – 4,8 в свету менее 2 м и составляет 1,95 м и 1,91 м. ППБ 01-03 п. 3, 1 п. 6.27 СНиП 21-01-97*. 9. Высота горизонтальных участков пути эвакуации в лестничной клетке западного крыла *** между отметками 0 и – 4,8 в свету менее 2 м. ППБ 01-03 п. 3, п. 6.27 СНиП 21-01-97*. 10. В лестничной клетке восточного крыла *** между отметками 0 и – 4,8 размещено оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности площадок лестницы (приборы отопления). ППБ 01-03 п. 3, п. 6.32* СНиП 21-01-97*. 11. В лестничной клетке западного крыла блока *** между отметками 0 и – 4,8 размещено оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности площадок лестницы (приборы отопления). ППБ 01-03 п. 3, п. 6.32* СНиП 21-01-97*. 12. Запоры на дверях эвакуационных выходов с лестничных клеток восточного и западного крыльев *** непосредственно наружу не обеспечивают людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа. ППБ 01-03 п. 52. 13. В лестничной клетке восточного крыла *** часть электрических проводов проложена открыто. ППБ 01-03 п. 3, п. 6.32* СНиП 21-01-97* 14. В лестничной клетке западного крыла *** часть электрических проводов проложена открыто. ППБ 01-03 п. 3, п. 6.32* СНиП 21-01-97* 15. На отметке +16,20 *** в полу на путях эвакуации к лестничным клеткам допускаются выступы. ППБ 01-03 п. 3, п. 6.28* СНиП 21-01-97* 16. На выходах из лестничных клеток западного и восточного крыльев *** в ограждении не выполнены перила. ППБ 01-03 п. 3, п. 6.28* СНиП 21-01-97* 17. В пределах марша лестницы и лестничной клетки западного и восточного крыльев блока *** допускается различная высота ступеней (от 0,1 м до 0,16 м). ППБ 01-03 п. 3, п. 6.28* СНиП 21-01-97* 18. На отметке +16.20 произведено изменение объемно- планировочных решений (установлена перегородка), в результате которых уменьшилась зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации). В восточном крыле расстояние от пожарного извещателя до перегородки равно 8,8 м. В западном крыле расстояние от пожарного извещателя до перегородки равно 9,5 м. ППБ 01-03 п.п. 3,40, НПБ 88-2001,п. 12.28, табл. 2. 19. Аппаратура системы пожарной сигнализации не формирует команды на управление оповещения о пожаре, при срабатывании на менее двух пожарных извещателей, расстояние между которыми в этом случае должно быть не более половины нормативного, определяемого по таблицам 5-8 соответственно. ППБ 01-03 п.п. 3, НПБ 88-2001,п. 13.1*, п. 3.3 НПБ 104-03. 20. Аппаратура системы пожарной сигнализации не формирует команды на управление инженерным оборудованием объекта (системой вентиляции) при срабатывании на менее двух пожарных извещателей, расстояние между которыми в этом случае должно быть не более половины нормативного, определяемого по таблицам 5-8 соответственно. ППБ 01-03 п.п. 3, НПБ 88-2001,п. 13.1*. 21. Приборы приемно-контрольные и приборы управления установлены в помещении № 320 на отметке +16,20 без круглосуточного пребыванием дежурного персонала. ППБ 01-03 п. 3, НПБ 88-2001,п. 12.48*. 22. В помещениях насосной станции не вывешены общая схема противопожарного водоснабжения и схема обвязки насосов. На каждой задвижке и пожарном насосе- повысителе не указано их назначение. Порядок включения насосов- повысителей не определен инструкцией. ППБ 01-03, п. 92. 23. Насосная станция не имеет отдельного выхода наружу. ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.04.01-85*,п. 12.4. 24. При дистанционном пуске пожарных насосных установок пусковые кнопки не установлены в шкафах у пожарных кранов. ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.04.01-85*,п. 12.22. 25. На отметке +16,20 на путях эвакуации (коридор) допущено применение материалов (линолеума) с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, ДЗ, Т2 — для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе. Основание: ППБ 01-03 п. 3, п. 6.25* СНиП 21-01-97* Представители Учреждения Российской академии наук Петербургский институт ядерной физики им.Б.П.Константинова РАН С.А.В., М.А.Г., С.С.Л. вину Учреждения в совершении административного правонарушения признали, пояснив, что действительно, указанные в протоколе об административном правонарушении факты были выявлены в ходе проведения административного расследования. В то же время организацией принимались меры для соблюдения требований нормативных документов, регламентирующих пожарную безопасность. В частности было получено заключение нормативно-технического совета Управления государственного пожарного надзора, предусмотревшего ряд компенсирующих мероприятий по обеспечению пожарной безопасности с учетом архитектурно-планировочных решений, заложенных в документации, которые разрабатывалась, и реализованных при строительстве, которое осуществлялось в период действия иной редакции норм и правил пожарной безопасности, требований СНиП. Так же организацией предприняты меры по устранению нарушений: составлена декларация пожарной безопасности, план расстановки сил и средств на тушение пожара, заключен договор, и производятся по нему работы по установке аварийно-спасательного оборудования, вывешена общая схема противопожарного водоснабжения и обвязки насосов. Предпринимаются меры по организации и выполнению мероприятий, связанных с устранением остальных нарушений, выявленных в ходе проверки. Совершение Учреждением Российской академии наук Петербургский институт ядерной физики им.Б.П.Константинова РАН правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, показаниями свидетеля Г.К.В. о том, что в ходе проведения внеплановой проверки Учреждения Российской академии наук Петербургский институт ядерной физики им.Б.П.Константинова РАН по заявлению гражданина им был выявлен ряд нарушений, которые отражены в протоколе об административном правонарушении; протоколами осмотра *** им Б.П.Константинова РАН по адресу г.Гатчина, *** ** ** **** г. и ** ** **** г., из которых следует, что в ходе осмотров выявлены указанные ранее нарушения. Заключением экспертов, согласно которому система противопожарной защиты на территории, в здании *** Учреждения Российской академии наук Петербургский институт ядерной физики им.Б.П.Константинова РАН не обеспечивает в полном объеме пожарную безопасность в соответствии с действующим законодательством РФ. Прокурор в своем заключении просил признать Учреждение Российской академии наук Петербургский институт ядерной физики им.Б.П.Константинова РАН виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, назначив наказание в виде приостановления деятельности. Протокол об административном правонарушении соответствует нормам ст. 28.2 КоАП РФ, составлен уполномоченным на то лицом, находящимся при исполнении своих полномочий. Исследованные судом доказательства, протоколы осмотра, заключение экспертов, получены с соблюдением требований закона, являются достоверными, допустимыми и достаточными для признания Учреждения Российской академии наук Петербургский институт ядерной физики им.Б.П.Константинова РАН виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, то есть в нарушении требований пожарной безопасности. При назначении административного наказания суд учитывает обстоятельства совершения, характер совершенного правонарушения, имущественное положение учреждения. В качестве обстоятельства отягчающего ответственность Учреждения Российской академии наук Петербургский институт ядерной физики им.Б.П.Константинова РАН суд признает повторное совершение однородного правонарушения, так как 18.01.2011 г. учреждение было привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. Обстоятельством смягчающим ответственность Учреждения Российской академии наук Петербургский институт ядерной физики им.Б.П.Константинова РАН является раскаяние, принятие мер к устранению нарушений правил пожарной безопасности. Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, защита окружающей среды, охрана общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений. Нарушения, отраженные в протоколе об административном правонарушении не связаны с непосредственной угрозой возникновения опасной ситуации, ряд нарушений к настоящему времени устранен, учреждением предпринимаются меры к устранению остальных нарушений. При таких обстоятельствах суд считает возможным назначить Учреждению Российской академии наук Петербургский институт ядерной физики им.Б.П.Константинова РАН наказание в виде штрафа, так как цели административного наказания могут быть достигнуты без назначения наказания в виде приостановления деятельности учреждения. В соответствии с изложенным, руководствуясь ст. 29.9 и 29.10 КоАП РФ, постановил: Признать юридическое лицо Учреждение Российской академии наук Петербургский институт ядерной физики им.Б.П.Константинова РАН виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, за которое назначить наказание в виде штрафа в размере двадцать тысяч рублей. Штраф надлежит оплатить УФК МФ РФ по Ленинградской области, (ГУ МЧС РФ по Ленинградской области), ИНН 7839306722, ОКАТО 41420000000, КПП 783901001, Расчетный счет 40101810200000010022 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ленинградской области БИК 044106001, код бюджетной классификации 17711627000010000140, наименование платежа: денежные взыскания за нарушение федерального закона «О пожарной безопасности». Постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления. Судья: