по жалобе Петрушовой Г.Б. на постановление о привлечении к административной ответственности по ст.20.4 ч.4 КоАП РФ.



Дело № 12- 8/2011

Р Е Ш Е Н И Е

16 ноября 2011 года с. Гагино

Судья Гагинского районного суда Нижегородской области Кочеткова М.В., при секретаре Подстрешной С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу на постановление главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО3. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст.20.4 ч.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях директора ГБУ «Ветошкинский дом- интернат для престарелых и инвалидов» Петрушовой Г.Б.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО3. от <данные изъяты> директор ГБУ «Ветошкинский дом- интернат для престарелых и инвалидов» Петрушова Г.Б. за совершенное ею административное правонарушение, предусмотренное ст.20.4 ч.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута штрафу в размере <данные изъяты>. Петрушова Г.Б. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, в жалобе указала, что данное постановление является незаконным, просит постановление в отношении неё отменить, от административной ответственности освободить в связи с малозначительностью правонарушения, производство по делу прекратить.

Директор ГБУ «Ветошкинский дом- интернат для престарелых и инвалидов» Петрушова Г.Б. в судебном заседании пояснила, что в период проведения проверки в ГБУ «Ветошкинский дом- интернат для престарелых и инвалидов» проводился ремонт входных тамбуров с заменой дверных проемов, поэтому линолеум, который соответствовал требованиям пожарной безопасности, был снят, так как износился (порвался). В своих объяснениях прокурору района она указала, что линолеум был постелен временно, и что в ДД.ММ.ГГГГ линолеум будет заменен на новый, соответствующий требованиям пожарной безопасности. Просит постановление о привлечении к административной ответственности отменить, производство по делу прекратить.

Представитель ОГПН по <адрес> ФИО4, в судебном заседании пояснил, что прокуратурой <адрес> проводилась проверка о соблюдении норм и правил пожарной безопасности. ОГПН по <адрес> привлечено к проведению проверки. ДД.ММ.ГГГГ ОГПН совместно с прокуратурой <адрес> выехали в Ветошкинский дом- интернат, где было обнаружено, что на пути к выходу лежал линолеум легко воспламеняющийся. Действительно в то время в доме-интернате проводился ремонт. Акт о проведении проверки ОГПН не составлялся, так как проверка проводилась прокуратурой, а ОГПН было привлечено в качестве специалиста. Затем в ОГПН на рассмотрение поступило постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное прокурором <адрес> Васениным А.В. об административном правонарушении в отношении Петрушовой Г.Б., директора ГБУ «Ветошкинский дом- интернат для престарелых и инвалидов» по ст.20.4 ч.4 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о привлечении к административной ответственности директора ГБУ «Ветошкинский дом- интернат для престарелых и инвалидов» Петрушовой Г.Б. за совершенное ею административное правонарушение, предусмотренное ст.20.4 ч.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>. не возражал против удовлетворения жалобы.

Прокурор <адрес> в судебное заседание не явился, о явке извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской (л.д. 8).

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении, фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществляющих производство по делу, обстоятельства привлечения заявителя к административной ответственности, суд находит требования заявителя об отмене оспариваемого постановления подлежащими удовлетворению, а само оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении – подлежащим отмене, исходя из следующих обстоятельств дела.

Согласно ч.3 ст. 30.6. КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со п.1. ч.1 ст.25.11 КоАП РФ, ст. 28.4 КоАП РФ, прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.

На основании ст. 28.8 КоАП РФ, постановление прокурора об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

В судебном заседании установлено.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> с ОГПН по <адрес> была проведена проверка исполнения противопожарного законодательства в ГБУ «Ветошкинский дом- интернат для престарелых и инвалидов».

Согласно справке, выданной начальником отделения ГПН <адрес> в ГБУ «Ветошкинский дом- интернат для престарелых и инвалидов» на путях эвакуации (коридоре) для покрытия полов применяются материалы с меньшей пожарной опасностью (ППБ 01-03 п.53; СНиП 21-01-97 п.6.25).

Постановлением прокурора <адрес> Васенина А.В. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Петрушовой Г.Б. директора ГБУ «Ветошкинский дом- интернат для престарелых и инвалидов» возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренное ст. 20.4 ч.4 КоАП РФ. Этим же постановлением материал направлен главному государственному инспектору <адрес> по пожарному надзору.

Таким образом, постановление (протокол об административном правонарушении) вынесено с пропуском срока предусмотренного ст. 28.5 КоАП РФ.

Главному государственному инспектору <адрес> по пожарному надзору поступили материалы административного дела в отношении директора ГБУ «Ветошкинский дом- интернат для престарелых и инвалидов» Петрушовой Г.Б. по ст.20.4 ч.4 КоАП РФ, с постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное прокурором <адрес> Васениным А.В.

Постановлением главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ директор ГБУ «Ветошкинский дом- интернат для престарелых и инвалидов» Петрушова Г.Б. привлечена к административной ответственности, предусмотренной ст. 20.4 ч.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме <данные изъяты>.

Оценивая указанные обстоятельства и доводы сторон, суд принимает во внимание следующие правовые положения.

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, регламентированы Главой 20 КоАП РФ.

Статья 20.4 ч.4 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Содержание противопожарных правил, норм и стандартов выражается в требованиях общего и технического характера, предъявляемых к безопасности эксплуатации помещений.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - правила) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

На основании пункта 10 правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. Согласно пункту 38 правил при аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий.

Согласно ст.6.1 Федерального Закона №69-ФЗ от 21.12.1994 года "О пожарной безопасности" к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.

Согласно ст.10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" 1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. 2.Основанием для проведения внеплановой проверки является: 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. 16. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Согласно статье 21 ФЗ №2202-01 от 17.01.1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» 1.предметом прокурорского надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

Согласно ст.12 ФЗ от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" 1. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. 2. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. 4. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Согласно ст.14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" 1. Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Часть 2. содержит требования к распоряжению или приказу руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются.

В соответствии с частью 3 ст. ст.14 ФЗ, заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений…

Согласно статье 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" 1. По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 2 ст. 16 ФЗ, в акте проверки в том числе указываются:

2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

3)дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;

3. К акту проверки прилагаются: … объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

4. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки…

12. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

Согласно статья 20. Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля": 1. Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

2. К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:

1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона;

2) пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

4) частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля);

6) частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).

Как следует из обстоятельств совершения административного правонарушения директор ГБУ «Ветошкинский дом- интернат для престарелых и инвалидов» Петрушова Г.Б, была привлечена к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности РФ (ППБ 01-03), строительных норм и правил (СНиП 21-01-97), то есть за совершение административного правонарушения предусмотренного ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 4).

Судом установлено, что при осуществлении проверки допущены грубые нарушения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ, а именно: отсутствует распоряжение о проведении проверки; уведомление о проведении мероприятий по надзору в сфере пожарной безопасности; факт нарушения ГБУ «Ветошкинский дом- интернат для престарелых и инвалидов» противопожарного законодательства документально не зафиксирован, так как акт проведения проверки по соблюдению требований пожарной безопасности не составлялся.

Кроме того, суду не представлено доказательств, свидетельствующих об ознакомлении директора Петрушовой Г.Б. с распоряжением или приказом о назначении проверки и с полномочиями проводящих проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения проверки, со сроками и с условиями ее проведения.

Как пояснил в судебном заседании представитель ОГПН по <адрес>, такие документы не составлялись.

Поскольку при проведении проверки в ГБУ «Ветошкинский дом- интернат для престарелых и инвалидов» имели место грубые нарушения требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", представленные суду доказательства не могут быть использованы судом как доказательства, подтверждающие нарушения требований пожарной безопасности.

Кроме того, директор ГБУ «Ветошкинский дом- интернат для престарелых и инвалидов» в судебном заседании пояснила о том, что ранее там лежал линолеум соответствующий требованиям пожарной безопасности, который убрали из-за производства ремонтных работ. Линолеум не соответствующий требованиям правил был постелен на время ремонта, проводимого в доме –интернате. По окончании ремонта ДД.ММ.ГГГГ, он был заменен на новый.

Однако при привлечении директора Петрушовой Г.Б. к административной ответственности данному факту не дана надлежащая оценка, и он оставлен без внимания.

Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В ходе рассмотрения жалобы Петрушовой Г.Б., суду не было представлено доказательств того, что как директор ГБУ «Ветошкинский дом- интернат для престарелых и инвалидов» она допустила нарушение требований пожарной безопасности, за что предусмотрена административная ответственность по ст. 20.4 ч.4 КоАП РФ.

Согласно статье 1.5. КоАП РФ: 1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. 2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. 3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. 4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исходя из изложенного, суд, приходит к выводу, что отсутствует событие административного правонарушения, поэтому Петрушова Г.Б, являясь директором ГБУ «Ветошкинский дом- интернат для престарелых и инвалидов», не может быть привлечена к административной ответственности по ст. 20.4 ч.4 КоАП РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в случае отсутствия события административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

В связи с отсутствием события административного правонарушения, постановление главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу Петрушовой Г.Б. удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, о признании директора ГБУ «Ветошкинский дом- интернат для престарелых и инвалидов» Петрушовой Г.Б. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.4 КоАП РФ, и привлечении к административной ответственности - отменить.

Производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Гагинский районный суд в течение 10 дней.

Судья: М.В. Кочеткова