П Р И Г О В О Рименем Российской Федерации
г. Москва Дата обезличена г.
... суд ... в составе председательствующего федерального судьи ФИО2, единолично, с участием государственного обвинителя – помощника Гагаринского межрайонного прокурора ... ФИО1, подсудимого ФИО3, защитника – адвоката ФИО0, представившего удостоверение Номер обезличен и ордер Номер обезличен от Дата обезличена, при секретаре ФИО11., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
ФИО3, Дата обезличена года рождения, уроженца ...лики Киргизия, гражданина Российской Федерации, имеющего средне-специальное образование, состоящего в браке, не трудоустроенного, зарегистрированного по адресу: Пензенская область, ..., ..., ..., ..., фактически проживающего по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., ранее не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Судом признано доказанным, что подсудимый ФИО3 виновен в нарушении лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.
Преступление совершено при следующих обстоятельствах.
ФИО3 Дата обезличена года, примерно в 22 час. 35 мин., управлял технически исправным принадлежащим ему автомобилем марки «Форд Фокус» с государственным регистрационным знаком Т 117 ТХ 150. В указанное время, следуя по Ломоносовскому проспекту в ... со стороны ... проспекта, необходимых мер предосторожности и требований Правил дорожного движения не соблюдал, внимательным и предупредительным к другим участникам движения не был. Выбрал скорость, которая не обеспечивала ему возможности постоянного контроля над движением транспортного средства для выполнения требований Правил дорожного движения, без учета дорожных условий, а также характера организации движения транспорта и пешеходов на данном участке дороги. Превышая установленный в ... скоростной режим, вел транспортное средство со скоростью 70 км/ч. Перед перестроением не убедился, что маневр его безопасен и не создает помех другим участникам движения. При возникновении опасности для движения, которую он в состоянии был обнаружить, не принял возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. В результате чего, не выполнив необходимых действий по безопасному управлению транспортным средством и нарушив требования пунктов 1.3, 1.5, 8.1, 10.1, 10.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, заведомо поставив себя в условия, при которых был не в состоянии обеспечить безопасность движения, в районе ... корп.1 по Ломоносовскому проспекту в ..., выполняя небезопасные в такой ситуации маневры перестроением вправо, а затем влево, совершил наезд на пешехода ФИО4, переходившую проезжую часть слева направо относительно движения его автомобиля, в связи с чем, в результате данного дорожно-транспортного происшествия пешеходу ФИО4 были причинены телесные повреждения: ссадины, кровоподтеки, рвано-ушибленные раны и кровоизлияния в мягких тканях головы в лобной, височной и скуловых областях справа; перелом правой скуловой кости, перелом костей носа с основания черепа с повреждением продырявленной пластинки решетчатой клиновидной кости; кровоизлияние в пазуху основной кости и ячейки решетчатой кости; выраженное субарахноидальное кровоизлияние гипофиза; ссадины шеи; ссадины и кровоизлияния в мягких тканях груди; перелом грудины на уровне 5-6 ребер; двусторонние переломы ребер (справа 3-9 ребра между передней и заднее подмышечной линиями, слева 2-5 ребер между средне-ключичной и передней подмышечной линиями), кровоизлияния легких; ушиб сердца. Разрывы печени, 100 мл. крови в полости брюшины; ссадины, отслойка кожи, кровоизлияние и разрывы крестообразных связок правого коленного сустава, 50 мл. крови в полости сустава; закрытый косой диафизарный перелом правой малоберцовой кости; множественные ссадины и кровоподтеки шеи и конечностей, составляющие сочетанную травму, являются опасными для жизни, квалифицируются как причинившие тяжкий вред здоровью, стоят в прямой причинной связи с наступлением смерти, наступившей на месте дорожно-транспортного происшествия от шока и кровопотери, развившихся в результате сочетанной травмы, сопровождавшейся множественными переломами костей скелета и повреждением внутренних органов.
Допрошенный в судебном заседании в качестве подсудимого ФИО3 свою вину в совершении инкриминируемого ему преступления полностью не признал и по обстоятельствам дела показал, что Дата обезличена около 22 час. 30 мин. двигался на своем автомобиле марки «Форд Фокус» по Ломоносовскому проспекту с разрешенной скоростью 60 км/ч. Подъезжая к пешеходному переходу, он увидел, что дорогу слева направо переходила пожилая женщина. Он резко нажал на педаль тормоза и вывернул руль вправо, однако женщина также побежала вправо, тогда он принял маневр влево и увидел, что правой боковой стойкой задел женщину, после чего сразу же остановился. При осмотре места происшествия были отчетливо видны следы торможения, которые в основном проходили по белой разметке линии пешеходного перехода, что привело к скольжению его автомобиля по ней.
Суд, оценив показания ФИО3, данные непосредственно в судебном заседании, исследовав все доказательства, представленные стороной обвинения и стороной защиты, пришел к выводу, что в судебном заседании ФИО3 дал не объективные показания, стремясь описать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия при которых его вина отсутствует.
Оценив доказательства стороны обвинения, суд не доверяет показаниям ФИО3 о соблюдении им в полном объеме Правил дорожного движения Российской Федерации. Его показания противоречат фактическим обстоятельствам дела установленным судом в ходе судебного разбирательства.
Несмотря на не признание подсудимым ФИО3 своей вины, его вина подтверждается совокупностью следующих непосредственно исследованных в судебном заседании доказательств.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО5 по обстоятельствам дела показал, что Дата обезличена в одиннадцатом часу вечера он находился в районе домов 4 и 6 по Ломоносовскому проспекту в .... Он с женой перешел проезжую часть дороги и увидел, что незнакомая женщина также стала переходить под углом проезжую часть Ломоносовского проспекта в районе пешеходного перехода. В это время он увидел автомобиль, приближающийся к пешеходному переходу. По внешнему виду женщины стало понятно, что она растерялась и стала делать шаги в разные стороны. В это время автомобиль стал резко тормозить и по маневрам автомобиля стало понятно, что водитель пытается объехать женщину, однако произошло столкновение и автомобиль передней правой стойкой задел женщину, после чего сразу же остановился.
Свидетелю ФИО5 непосредственно во время допроса представлена на обозрение схема места дорожно-транспортного происшествия, на которой он указал направление движение автомобиля под управлением ФИО3, а также женщины, подтвердив правильность фиксации на схеме всех существенных обстоятельств.
Свидетель ФИО6 по обстоятельствам дела дала аналогичные показания, пояснив, что когда она увидела переходящую проезжую часть Ломоносовского проспекта женщину и приближающийся к ней автомобиль она, поняв что будет столкновение, отвернулась и только слушала звук тормозов и удара.
Свидетель ФИО7 по обстоятельствам дела показал, что Дата обезличена в вечернее время находился в качестве пассажира в автомобиле под управлением ФИО3 Он располагался на переднем пассажирском сидении. Они двигались по Ломоносовскому проспекту. В какой-то момент он услышал звук торможения и увидел, что автомобиль приближается к разметке пешеходного перехода, а потом обратил внимание на женщину, которая почему-то двигалась навстречу автомобиля. Во время торможения автомобиль наехал на разметку пешеходного перехода и стал по ней скользить. В связи с тем, что до женщины оставалось небольшое расстояние, она ударилась о лобовое стекло и переднюю правую стойку. Примерно через 5-6 метров автомобиль остановился.
Из оглашенных в порядке ч.1 ст.281 УПК РФ с согласия сторон показаний свидетеля ФИО12. следует, что Дата обезличена в 22 час. 40 мин. он прибыл на место дорожно-транспортного происшествия в районе ... корп. 1 по Ломоносовскому проспекту в .... Прибыв на место происшествия, он установил, что автомобиль марки «Форд-Фокус» с государственным регистрационным знаком Т 177 ТХ 150 под управлением ФИО3, следуя по Ломоносовскому проспекту со стороны ... проспекта, в районе ... корп.1 совершил наезд на пешехода ФИО4, которая от полученных травм скончалась на месте происшествия. Автомобиль ФИО3 находился на месте происшествия и имел повреждения, характерные для наезда на пешехода. На месте происшествия проведен осмотр, сделаны все необходимые замеры, что отражено в соответствующих документах.
Свидетель ФИО8 по обстоятельствам дела показал, потерпевшая ФИО4 являлась бабушкой его супруги. В районе, где погибла ФИО4, она последние три года работала и часто переходила Ломоносовский проспект.
Из оглашенных в порядке ч.1 ст.281 УПК РФ с согласия сторон показаний потерпевшей ФИО9 следует, что ФИО4 являлась ее бабушкой. Об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия ей известно только со слов следователя.
Оценивая показания свидетелей, которых получены непосредственно в судебном заседании, а также оглашенные в порядке ч.1 ст.281 УПК РФ, судом не установлено оснований сомневаться в их достоверности, так как все свидетели дали логичные, последовательные и не противоречивые показания. Свидетели по данному уголовному делу (ФИО5 и ФИО6, являющиеся непосредственными очевидцами дорожно-транспортного происшествия) ранее не были знакомы с ФИО3, а также с потерпевшей ФИО9 и мотивов у них для оговора подсудимого ФИО3 судом не установлено.
Помимо свидетельских показаний, вина ФИО3 в совершении инкриминируемого ему деяния подтверждается также следующими исследованными судом письменными материалами уголовного дела.
Из справки по дорожно-транспортному происшествию от Дата обезличена следует, что водитель ФИО3, управляя автомобилем марки «Форд Фокус» с государственным регистрационным знаком Т 117 ТХ 150, следуя по Ломоносовскому проспекту, в районе ... корп.1 совершил наезд на пешехода ФИО4, которая от полученных травм скончалась на месте происшествия.
Проколом осмотра места дорожно-транспортного происшествия от Дата обезличена, согласно которому место происшествия находится в зоне действия дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 и 4.2.1 Приложения 2 к Правилам дорожного движения Российской Федерации. В протоколе осмотра места происшествия зафиксированы все существенные обстоятельства, имеющие значение по уголовному делу: положение транспортного средства на месте происшествия; ширина и характер проезжей части; повреждения на автомобиле и т.д.
На схемах места происшествия л.д.10 и 56) зафиксировано расположение дорожных знаков, линий дорожной разметки, пешеходного перехода, тормозных следов автомобиля и их длина, положение трупа. Схемы подписаны всеми участниками, при этом замечаний ни от кого не поступило. При указанных обстоятельствах доводы стороны защиты о недопустимости данного доказательства не могут быть приняты во внимание.
На фототаблице наглядно изображена обстановка непосредственно после дорожно-транспортного происшествия, а также отчетливо видны следы торможения. Изображения на фотографиях соответствуют сведениям, изложенным в схемах места происшествия.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы смерть ФИО4 наступила Дата обезличена от шока и кровопотери, развившихся в результате сочетанной травмы, сопровождавшейся множественными переломами костей скелета и повреждением внутренних органов. При судебно-медицинском исследовании трупа ФИО4 обнаружены повреждения: ссадины, кровоподтеки, рвано-ушибленные раны и кровоизлияния в мягких тканях головы в лобной, височной и скуловых областях справа; перелом правой скуловой кости, перелом костей носа с основания черепа с повреждением продырявленной пластинки решетчатой клиновидной кости; кровоизлияние в пазуху основной кости и ячейки решетчатой кости; выраженное субарахноидальное кровоизлияние гипофиза; ссадины шеи; ссадины и кровоизлияния в мягких тканях груди; перелом грудины на уровне 5-6 ребер; двусторонние переломы ребер (справа 3-9 ребра между передней и заднее подмышечной линиями, слева 2-5 ребер между средне-ключичной и передней подмышечной линиями), кровоизлияния легких; ушиб сердца. Разрывы печени, 100 мл. крови в полости брюшины; ссадины, отслойка кожи, кровоизлияние и разрывы крестообразных связок правого коленного сустава, 50 мл. крови в полости сустава; закрытый косой диафизарный перелом правой малоберцовой кости; множественные ссадины и кровоподтеки шеи и конечностей, составляющие сочетанную травму, являются опасными для жизни, квалифицируются как причинившие тяжкий вред здоровью, стоят в прямой причинной связи с наступлением смерти, наступившей на месте дорожно-транспортного происшествия. Характер, множественность, двустороннее расположение повреждений в различных областях тела указывает на то, что они могли образоваться в условиях автодорожного происшествия, возможно при наезде автомобиля на пострадавшую.
Заключение судебно-медицинской экспертизы трупа потерпевшей ФИО4 в полной мере соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Из заключения автотехнической экспертизы от Дата обезличена, проведенной главным экспертом ЭКЦ ГУВД по ... ФИО10, следует, что при заданных и принятых исходных данных, в условиях места происшествия, одинарными следам торможения автомобиля марки «Форд Фокус» длиной 14 м. и 6, 6 м., с учетом расстояния между ними 11 м., соответствует скорость перед началом торможения величиной около 70 км/ч. При заданных и принятых исходных данных, в данной дорожно-транспортной ситуации, водитель автомобиля «Форд Фокус» располагал возможностью избежать наезда путем применения торможения и сохранения расположения автомобиля в пределах крайней левой полосы. В данной дорожной обстановке водитель автомобиля «Форд Фокус» должен был руководствоваться требованиями ч.1 и ч.2 п.10.1 Правил дорожного движения и его действия, с экспертной точки зрения, не соответствовали данным требованиям.
По ходатайству стороны защиты в судебном заседании был допрошен эксперт ФИО13., который полностью подтвердил обстоятельства производства им автотехнической экспертизы и сделанные им выводы на основе анализа представленных ему в распоряжение материалов уголовного дела (в том числе фототаблицы, схем места происшествия, протоколов осмотра места происшествия), которых в совокупности было достаточно для производства экспертного исследования.
Оценивая заключение автотехнической экспертизы в совокупности с другими материалами уголовного дела, судом не установлено оснований сомневаться в достоверности данного доказательства, поскольку заключение эксперта соответствует другим доказательствам, в частности протоколу осмотра места происшествия и трупа, схемам места происшествия, фототаблице, показаниям свидетелей – очевидцев дорожно-транспортного происшествия.
Доводы стороны защиты о недопустимости данного доказательства являются несостоятельными.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО5, ФИО6 и ФИО7 высказали свое мнение о скорости движения автомобиля под управлением ФИО3 лишь на основе собственного опыта, в то время как эксперт ФИО14 мотивировал свои выводы на основе специальных познаний, располагая необходимыми материалами и знаниями. При этом в судебном заседании эксперт ФИО15 подтвердил, что учитывал при производстве экспертизы состояние проезжей части, неоднородность поверхности.
Таким образом, на основании исследованных в судебном заседании доказательств, представленных стороной обвинения и не опровергнутых стороной защиты, которые являются относимыми, допустимыми и достоверными, а в своей совокупности достаточными для разрешения уголовного дела, суд пришел к выводу о доказанности вины ФИО3 в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ.
Исследованные судом доказательства позволяют суду установить фактические обстоятельства дела и квалифицировать действия подсудимого ФИО3 по ч.3 ст.264 УК РФ, как нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.
Судом установлено, что ФИО3, при управлении транспортным средством, нарушил требования пунктов 1.3, 1.5, 8.1, 10.1 и 10.2 Правил дорожного движения Российской Федерации.
Так, ФИО3 нарушены требования п. 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, согласно которому участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки. ФИО16 также допущены нарушения требований пункта 1.5 ПДД РФ, согласно которым участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Он же нарушил требования пункта 8.1 ПДД РФ, согласно которым перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения. Он же нарушил требования пунктов 10.1 и 10.2 ПДД РФ, согласно которым водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч.
Между нарушением ФИО3 Правил дорожного движения Российской Федерации и дорожно-транспортным происшествием, в результате которого потерпевшей ФИО17. причинены тяжкие телесные повреждения, повлекшие за собой ее смерть, имеется прямая причинная связь.
Доводы ФИО3 о полном соблюдении им требований Правил дорожного движения Российской Федерации опровергаются исследованными доказательствами.
Доводы стороны защиты о том, что потерпевшая ФИО4 также не в полной мере выполнила Правила дорожного движения Российской Федерации суд находит состоятельными, поскольку в судебном заседании установлено, что ФИО4 вопреки требованиям п.4.3, 4.5 и 4.6 ПДД РФ пересекала проезжую часть не под прямым углом, не строго по пешеходному переходу, вышла на проезжую часть из-за ограждения, ограничивающего видимость, не убедившись в безопасности дальнейшего движения.
Допущенное потерпевшей ФИО4 несоблюдение Правил дорожного движения Российской Федерации суд расценивает как смягчающее наказание обстоятельство подсудимого ФИО3, которое в то же время не свидетельствуют об отсутствии в его действиях состава преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ.
Подсудимый ФИО3 может и должен нести уголовную ответственность за совершенное преступление. В ходе судебного разбирательства он вел себя адекватно, активно защищался, его вменяемость не вызывает сомнения, в связи с чем суд признает ФИО3 вменяемым в отношении содеянного и, на основании ст. 19 УК РФ, подлежащим уголовной ответственности.
При изучении личности подсудимого ФИО3 установлено, что он ранее не судим, по месту жительства характеризуется положительно.
Обстоятельств, предусмотренных ст. 63 УК РФ, отягчающих наказание подсудимого ФИО18 не установлено.
В соответствии с ч.2 ст.61 УК РФ в качестве смягчающего наказание обстоятельства суд учитывает не полное соответствие требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации поведение потерпевшей ФИО4 непосредственно в момент дорожно-транспортного происшествия.
При назначении наказания суд на основании ч.3 ст.60 УК РФ учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, относящегося к категории средней тяжести, личность подсудимого ФИО3, его возраст, семейное положение, наличие смягчающих наказание обстоятельств, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Суд пришел к убеждению, что с учетом установленных обстоятельств совершенного преступления, его тяжести, личности подсудимого ФИО3, наказание ему должно быть назначено исключительно в виде реального лишения свободы. При этом суд, руководствуясь принципом гуманизма, считает возможным применить к ФИО3 положения ст. 43 УК РФ, может быть достигнуто без реального отбывания ФИО3 наказания в виде лишения свободы.
При этом суд также считает необходимым применить к ФИО3 дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортным средством.
Водительское удостоверение ФИО3, находящееся в материалах уголовного дела л.д. 134), подлежит направлению в отдел ГИБДД по месту его жительства для исполнения приговора в части назначенного дополнительного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 302-304, 307-309 УПК РФ,
П Р И Г О В О Р И Л:
ФИО3 признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 2 (два) года с лишением права управлять транспортным средством на срок 3 (три) года.
На основании ст.73 УК РФ назначенное наказание считать условным с испытательным сроком 3 (три) года. Обязать ФИО3 не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа осуществляющего исправление осужденного. При этом разъяснить, что условное наказание относится только к наказанию в виде лишения свободы, а дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортным средством исполнять самостоятельно.
Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении ФИО3 после вступления приговора в законную силу отменить.
Водительское удостоверение ФИО3, находящееся в материалах уголовного дела л.д. 134), после вступления приговора в законную силу передать в ОГИБДД по Московской области по месту фактического жительства ФИО3 для исполнения приговора суда в части назначенного дополнительного наказания.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Московский городской суд в течение 10 суток со дня его провозглашения.
В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, а также поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.
Федеральный судья ФИО2