РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года ... суд ... в составе председательствующего судьи Грицких Е.А.,
при секретаре Гарбузовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску Зубова ФИО4 к Федеральному государственному учреждению «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» о взыскании социальной выплаты по жилищному сертификату,
установил:
Зубов И.В. обратился в суд с иском Федеральному государственному учреждению «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» (далее ФГУ «Объединенная дирекция»), просит взыскать с ответчика в его пользу в счет погашения социальной выплаты по жилищному сертификату 1 606 500 руб. В обоснование заявленных требований указывает, что в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», распоряжением главы местного самоуправления ... ... Номер обезличен от Дата обезличенаг. он был поставлен на учет в очередь на получение жилищной субсидии. ... суда ... от Дата обезличена года были частично удовлетворены его исковые требования к Департаменту градостроительства ..., за ним признано право на получение государственного жилищного сертификата (далее ГЖС) с размером социальной выплаты, рассчитанной исходя из состава семьи 4 человека с применением норматива предоставления жилищных субсидий 85% от средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья; Департамент градостроительства ... обязан выдать ему ГЖС в установленном законом порядке с размером социальной выплаты, рассчитанной исходя из состава семьи 4 человека с применением норматива предоставления жилищных субсидий 85% от средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья. Во исполнение решения суда Дата обезличена года ему был выдан ГЖС о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья Номер обезличен с размером социальной выплаты 1 606 500 рублей. Определением Ленинского суда ... от Дата обезличена года было разъяснено принятое судом решение и указано, что выдача сертификата предусматривает уже установленную в решении обязанность ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» по перечислению денежных средств социальной выплаты по выданному сертификату в зафиксированном судом размере (исходя из состава семьи 4 человека с применением норматива предоставления жилищных субсидий 85% от средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья). Однако на его обращения по поводу оплаты выданного ГЖС ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» письмом от Дата обезличена года сообщила, что перечисление средств социальной выплаты по данному сертификату производиться не будет в связи с превышением размера социальных выплат по оформленному сертификату над суммой, установленной приказом Минрегиона России от 04.05. 2009 года Номер обезличен. С отказам ответчика он не согласен, поскольку решением суда было установлено, что недостаточность бюджетного финансирования не является препятствием для выдачи и оплаты ГЖС,
Истец в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика против удовлетворения иска возражал по доводам письменного отзыва на иск.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что в удовлетворении иска должно быть отказано по следующим основаниям.
В судебном заседании было установлено, что решением ... суда ... от Дата обезличена года были частично удовлетворены исковые требования Зубова И.В. к Департаменту градостроительства ..., за ним признано право на получение государственного жилищного сертификата (далее ГЖС) с размером социальной выплаты, рассчитанной исходя из состава семьи 4 человека с применением норматива предоставления жилищных субсидий 85% от средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья; Департамент градостроительства ... обязан выдать ему ГЖС в установленном законом порядке с размером социальной выплаты, рассчитанной исходя из состава семьи 4 человека с применением норматива предоставления жилищных субсидий 85% от средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья.
Во исполнение решения суда Дата обезличена года Зубову И.В. был выдан ГЖС о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья Номер обезличен с размером социальной выплаты 1 606 500 рублей.
Определением Ленинского суда ... от Дата обезличена года было разъяснено принятое судом решение и указано, что выдача сертификата предусматривает уже установленную в решении обязанность ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» по перечислению денежных средств социальной выплаты по выданному сертификату в зафиксированном судом размере (исходя из состава семьи 4 человека с применением норматива предоставления жилищных субсидий 85% от средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья).
Из объяснений истца следует, что письмом от Дата обезличена года ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» сообщило ему, что перечисление средств социальной выплаты по данному сертификату производиться не будет в связи с превышением размера социальных выплат по оформленному сертификату над суммой, установленной приказом Минрегиона России от 04.05. 2009 года Номер обезличен.
Пунктом 1 постановления ФИО3 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы» от Дата обезличена года Номер обезличен установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Этим же постановлением были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище" на 2002 - 2010 годы.
В соответствии с п. 28 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением ФИО3от Дата обезличена г. Номер обезличен, распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматривается в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год.
Федеральным законом от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов» были утверждены объемы бюджетных ассигнований на 2009-2010 годы по субъектам Российской Федерации на осуществление социальных выплат для приобретение жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданами, выехавшими из указанных районов и местностей (ст. 11, п. 5, Приложение 18). ... данный объем составил 1 083 500 рублей.
Согласно приказу Минрегиона России от Дата обезличена г. Номер обезличен для граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в рамках финансирования 2009 года органу исполнительной власти ... было выделено 2 бланка сертификата также на сумму социальных выплат 1 083 500 рублей.
В соответствии с разделом V подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (далее - подпрограмма) Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением ФИО3от Дата обезличена N 675 (ред. от Дата обезличена) для управления реализацией подпрограммы государственный заказчик возлагает на федеральное государственное учреждение «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» следующие функции:
подготовка проекта графика выпуска и распределения сертификатов;
ведение единого реестра выданных и оплаченных сертификатов;
представление информации об оплате сертификатов органам исполнительной власти, выдавшим их;
обеспечение через банки, участвующие в реализации подпрограммы, своевременной оплаты договоров на приобретение жилья, предъявленных владельцами сертификатов;
перечисление средств, выделяемых в виде социальной выплаты, банку;
сбор и анализ информации о ходе реализации мероприятий, предусмотренных подпрограммой, и представление аналитической информации государственному заказчику подпрограммы;
проведение информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации подпрограммы.
Из объяснений представителя ответчика следует, что ФГУ «Объединенная дирекция», как учреждение, подведомственное Министерству регионального развития РФ, несет ответственность за неисполнение государственных обязательств только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ФГУ «Объединенная дирекция» является посредником при перечислении средств федерального бюджета в счет погашения социальных выплат на приобретение жилья, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно ч.2 ст.120 ГК РФ, частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
В данном случае имеет место обязательство государства произвести Зубову И.В. выплату по жилищному сертификату в соответствии с порядком, установленным законодательством.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» является ненадлежащим ответчиком по требованиям о взыскании социальной выплаты по жилищному сертификату. С ответчика не могут быть взысканы денежные средства по обязательству государства.
В силу положений ст.41 ГПК РФ, суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.
Истец против замены ненадлежащего ответчика и привлечения к участию в деле в качестве соответчиков Министерства регионального развития РФ и Министерства финансов РФ как главных распорядителей средств федерального бюджета возражал, в связи с чем, его требования удовлетворению не подлежат.
Отказывая в удовлетворении иска, суд также учитывает, что взыскание с ФГУ «Объединенная дирекция» в пользу истца 1 606 500 рублей невозможно, поскольку это может привести к нецелевому расходованию бюджетных средств с его стороны.
Так, в соответствии с разделом V Правил «Порядок оплаты приобретаемого жилого помещения» социальная выплата носит целевой характер и перечисляется гражданину на открытый ему в банке расчетный счет при условии предоставления данным гражданином в банк договора на жилое помещение и свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение (п. 55, 57 Правил).
Доводы истца о том, что недостаточность бюджетного финансирования произошла по вине самого ответчика, не подготовившего информации о необходимом объеме финансирования для реализации его жилищных прав, в связи с чем, на него может быть возложена ответственность в виде взыскания денежных средств по жилищному сертификату, не могут быть приняты судом во внимание.
В силу ст. 8 Федерального закона от Дата обезличена N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии осуществляется в соответствии с методикой, разработанной ФИО3, и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
ФИО3 в пределах предоставленных ему полномочий была разработана «Методика распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и утверждена постановлением ФИО3от Дата обезличена N 433.
Согласно п.1 указанного постановления ФИО3от Дата обезличена N 433, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство регионального развития Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета обязаны руководствоваться указанной методикой.
Таким образом, ответственность за правильное формирование федерального бюджета лежит не на ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ», а на Министерстве финансов Российской Федерации и Министерстве регионального развития Российской Федерации, которые в соответствии с Методикой определяют объем средств, которые будут направлены на погашение жилищных сертификатов. В обязанности ответчика входит только подготовка проекта графика выпуска и распределения сертификатов, не связанная с определением объема финансирования. Данные обстоятельства подтверждаются, в том числе объяснениями представителя ответчика в судебном заседании.
Доводы истца, что недостаточность бюджетного финансирования не является препятствием для выдачи и оплаты ГЖС не могут быть приняты судом во внимание.
Перечисление денежных средств в счет погашения жилищного сертификата истца возможна только в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Из объяснений представителя ответчика следует, что сертификаты 2009 года, не реализованные в 2009 году, будут оплачиваться за счет средств, выделенных на 2010 год. Оплата сертификата, выданного Зубову И.В. в расчетном объеме, будет возможна в 2010 или последующих годах при условии, что лимит денежных средств, выделенных для ..., будет равным или превышать расчетную сумму его сертификата, а также в случае дополнительного финансирования.
Федеральным законом от Дата обезличена N 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» утверждены объемы бюджетных ассигнований на 2010 год по субъектам Российской Федерации на осуществление социальных выплат для приобретение жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданами, выехавшими из указанных районов и местностей (п. 5 ст. 10, Приложение 15). ... данный объем составляет 1 431 000 рублей.
Таким образом, право истца, установленное судом, ограничено возможностью частичной выплаты, исходя из предусмотренного федеральным бюджетом объема финансирования. В связи с этим за истцом сохраняется право получить предусмотренную федеральным бюджетом на 2010 год сумму или дождаться когда лимит денежных средств, выделенных для ..., будет равным или превышать расчетную сумму его сертификата.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Зубова ФИО5 к Федеральному государственному учреждению «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» о взыскании социальной выплаты по жилищному сертификату в размере 1 606 500 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней с даты изготовления мотивированного решения суда.
Судья Е.А. Грицких