об оспаривании решения Главного управления Министерства юстиции РФ по Москве об отказе в государственной регистрации автономной некоммерческой организации правовых и информационных услуг «Движение за брачное равновесие», обязании зарегистрировать автоном



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

<адрес> районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Грицких Е.А. при секретаре Коретине В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Алексеева Николая Александровича о признании незаконным решения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> об отказе в государственной регистрации автономной некоммерческой организации правовых и информационных услуг «Движение за брачное равноправие», обязании зарегистрировать автономную некоммерческую организацию правовых и информационных услуг «Движение за брачное равноправие»,

УСТАНОВИЛ:

Алексеев Н.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> об отказе в государственной регистрации автономной некоммерческой организации правовых и информационных услуг «Движение за брачное равноправие». В обоснование заявленных требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ им было принято решение об учреждении автономной некоммерческой организации правовых и информационных услуг «Движение за брачное равноправие». ДД.ММ.ГГГГ он подал в ГУ МЮ РФ по <адрес> заявление о государственной регистрации организации. Решением ГУ МЮ РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации отказано на основании п.1 ст. 23.1 Федерального закона РФ «О некоммерческих организациях» без указания на конкретный подпункт статьи, нарушение которого послужило основанием для отказа в регистрации. Заявитель не согласен с отказом, просит признать незаконным решение Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации автономной некоммерческой организации правовых и информационных услуг «Движение за брачное равноправие», обязать зарегистрировать автономную некоммерческую организацию правовых и информационных услуг «Движение за брачное равноправие»

Заявитель в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> в судебное заседание явилась, возражала относительно заявленных требований, указывая, что принятое решение является законным и обоснованным.

Выслушав объяснения заявителя, представителя ГУ МЮ РФ по <адрес>, исследовав письменные материалы дела, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

В силу ст. 13.1 Федерального закона РФ «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996, некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.

Уполномоченный орган или его территориальный орган при отсутствии установленных статьей 23.1 настоящего Федерального закона оснований для отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в ГУ МЮ РФ по <адрес> с заявлением о регистрации некоммерческой организации при ее создании – АНО правовых и информационных услуг «Движение за брачное равноправие», приложив к нему необходимые документы.

Решением заместителя начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> Зайцева В.Г. от ДД.ММ.ГГГГ № в государственной регистрации некоммерческой организации отказано на основании п.п.1,7 ст. 23.1 Федерального закона РФ «О некоммерческих организациях», поскольку учредительные документы организации противоречат законодательству РФ, а именно: п. 3.1 Устава противоречит п.2 ст. 2 закона «О некоммерческих организациях», ст.ст. 3 и 12 СК РФ; права организации, указанные в п. 5.1 Устава относятся к деятельности общественных объединений; п. 11.1 Устава противоречит ст. 57 ГК РФ; глава 12 Устава противоречит п. 1 ст. 23 закона «О некоммерческих организациях»; положения п. 7.1 Устава не соответствуют п. 1 ст. 26 закона «О некоммерческих организациях»; заявление о государственной регистрации противоречит п. 1.1 Устава; сведения об адресе, указанные в п. 2.3.7 заявления не совпадают с адресом, указанным в гарантийном письме.

Согласно ст. 23.1 указанного выше Федерального закона в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям:

1) если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;

3) если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;

4) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган;

5) если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 настоящего Федерального закона;

6) если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации;

7) если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения;

8) в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1.1 настоящей статьи.

Как следует из обжалуемого решения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, первым основанием для отказа в государственной регистрации организации явилось противоречие п. 3.1 Устава п.2 ст. 2 закона «О некоммерческих организациях».

Согласно п. 3.1 Устава автономной некоммерческой организации правовых и информационных услуг «Движение за брачное равноправие», целью организации является: оказание правовых услуг по защите прав и свобод человека и гражданина в области брачных отношений; оказание содействия и оказание информационных услуг по преодолению дискриминации, диффамации и нарушений прав граждан по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности, содействие соблюдению прав человека в сфере брачных отношений и достижения брачного равноправия геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендерных людей в РФ, а также деятельность, направленная на достижение легализации однополых браков в РФ.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996 года, некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Исходя из формулировки "в иных целях, направленных на достижение общественных благ", можно сделать вывод, что цель деятельности некоммерческой организации может быть предусмотрена любая, за исключением цели извлечения прибыли и цели, заведомо противной основам правопорядка или нравственности.

Нормами ГК РФ предусмотрена общая возможность ограничения гражданских прав, в том числе в целях защиты нравственности. Так ч. 2 п. 2 ч.1 ст.10 ГК РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права (ч.2 ст.10).

Поскольку Уставом вновь создаваемой заявителем автономной некоммерческой организации правовых и информационных услуг «Движение за брачное равноправие» предусмотрено, в том числе оказание информационных услуг, т.е. она будет способна оказывать массовое идеологическое воздействие на граждан, ее цели не должны быть заведомо противны основам правопорядка или общественной нравственности.

Такие цели автономной некоммерческой организации правовых и информационных услуг «Движение за брачное равноправие» как оказание содействия и оказание информационных услуг по преодолению дискриминации, диффамации и нарушений прав граждан по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности, содействие соблюдению прав человека в сфере брачных отношений и достижения брачного равноправия геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендерных людей в РФ противоречат основам общественной нравственности, поскольку направлены на пропаганду поддержки и признания союзов лиц одного пола, увеличение количества граждан сексуальных меньшинств, что нарушает сложившиеся в обществе представления о добре и зле, хорошем и плохом, пороке и добродетели и т.п. Достижение указанных целей может создать общественный резонанс, привести к уменьшению числа рождаемости.

Вторым основанием для отказа в государственной регистрации автономной некоммерческой организации правовых и информационных услуг «Движение за брачное равноправие» явилось противоречие п. 3.1 Устава ст.ст. 3 и 12 СК РФ.

В соответствии со ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Защита материнства, также как и семьи, и детства, носит комплексный характер и обеспечивается путем создания государством надлежащих социально-экономических, правовых и иных условий и гарантий, максимально благоприятных для жизни семьи, поощрения материнства, охраны и защиты прав матери, отца и ребенка.

Негативные тенденции, наблюдающиеся в настоящее время в семейно-демографической сфере, прежде всего, связаны с кризисом института семьи. Представляется, что преодоление демографического кризиса в России требует не только принятия социально-экономических мер, направленных на материальную поддержку материнства, но и предполагает повышение его статуса в обществе, поощрение института семьи.

Конституция РФ провозглашает человека (независимо от возраста), его права и свободы высшей ценностью и устанавливает их признание, соблюдение и защиту обязанностью государства (ст. 2) и обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7). Ряд норм посвящен детям непосредственно: детство находится под защитой государства; забота о детях и их воспитание - равное право и обязанность родителей (ст. 38); каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца (ст. 39)

Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч. 2 ст. 38 Конституции. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции).

Семья в Российской Федерации является объектом государственной семейной политики, цель которой - обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи.

В общем смысле семья - это определенная совокупность (общность, группа) родственников, основанная на браке, родстве и свойстве (супруги, родители, дети, а в некоторых случаях и другие родственники), совместном проживании и ведении общего хозяйства, образующая естественную среду для благополучия всех ее членов, воспитания детей, взаимопомощи, продолжения рода, члены которой связаны между собой личными и имущественными правами и интересами.

Данные положения находятся в системной взаимосвязи с нормами международных договоров, обязывающих государство и общество осуществлять защиту семьи как естественной и основной ячейки общества, естественной среды для роста и благополучия всех ее членов, особенно детей, в том числе при образовании семьи, когда на ней лежит ответственность за здоровье детей и их воспитание (пункт 3 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека, пункт 1 статьи 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, преамбула Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года и др.).

Таким образом, и Конституция Российской Федерации, и международные правовые нормы исходят из того, что одно из предназначений семьи - рождение и воспитание детей.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. (ст. 3 СК РФ)

Согласно ч.1 ст.12 СК РФ, для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Учитывая изложенное, а также национальные традиции отношения к браку в Российской Федерации как биологическому союзу мужчины и женщины, Семейный кодекс Российской Федерации указывает, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии (статья 1, 12).

Таким образом, федеральный законодатель в рамках предоставленной ему компетенции к условиям заключения брака отнес взаимное добровольное согласие мужчины и женщины.

Между тем, закрепленные в п.3.1. Устава автономной некоммерческой организации правовых и информационных услуг «Движение за брачное равноправие» такие цели как оказание содействия и оказание информационных услуг по преодолению дискриминации, диффамации и нарушений прав граждан по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности, содействие соблюдению прав человека в сфере брачных отношений и достижения брачного равноправия геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендерных людей в РФ противоречат основам общественной нравственности, политике государства в области защиты семьи, материнства и детства, и принятому законодательству в этих сферах, в частности ст.12 СК РФ.

При этом ни из Конституции Российской Федерации, ни из принятых на себя Российской Федерацией международно-правовых обязательств не вытекает обязанность государства по созданию условий для пропаганды, поддержки и признания союзов лиц одного пола. При этом само по себе отсутствие такого признания никак не влияет на уровень прав и свобод заявителя в Российской Федерации как человека и гражданина.

Поскольку учредительные документы юридического лица должны соответствовать требованиям законодательства РФ, в том числе семейного, что прямо предусмотрено п.п.1 ч.1 ст.23.1 Федерального закона РФ «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996, решение решения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № не может быть признано незаконным по данному основанию.

Не свидетельствует о нарушении конституционных прав заявителя и наличие в ряде государств Европы иного подхода к решению вопросов демографического и социального характера, тем более что в силу статьи 23 Международного пакта о гражданских и политических правах право на вступление в брак и право основывать семью признается именно за мужчинами и женщинами, а статья 12 Конвенции о защите прав человека и основных свобод прямо предусматривает возможность создания семьи в соответствии с национальным законодательством, регулирующим осуществление этого права.

Третьим основанием для отказа в государственной регистрации автономной некоммерческой организации правовых и информационных услуг «Движение за брачное равноправие» явилось указание в п.5.1 Устава организации прав, отнесенных к деятельности общественных объединений в соответствии со ст.27 Федерального закона от 19.05.1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Суд не соглашается с доводами заявителя о том, что формальное совпадение прав автономной некоммерческой организации правовых и информационных услуг «Движение за брачное равноправие», указанных в Уставе, с формулировкой ст.27 закона «Об общественных объединениях» не может служить основанием для отказа в ее регистрации по мотиву противоречия Конституции РФ и законодательству РФ, поскольку для организации с такими правами статьей 6 Федерального закона РФ «О некоммерческих организациях» прямо предусмотрена другая форма (общественные и религиозные организации (объединения)).

Четвертым основанием для отказа в государственной регистрации автономной некоммерческой организации правовых и информационных услуг «Движение за брачное равноправие» явилось противоречие п.11.1 Устава организации ст.57 ГК РФ.

Согласно п.11.1 Устава деятельность организации может быть прекращена путем реорганизации или ликвидации. В данном случае суд соглашается с позицией Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации, поскольку в силу ст.57 ГК РФ реорганизация юридического лица не во всех случаях влечет прекращение его деятельности.

Пятым основанием для отказа в государственной регистрации автономной некоммерческой организации правовых и информационных услуг «Движение за брачное равноправие» явилось противоречие главы 12 Устава п.1 ст.23.1 Федерального закона РФ «О некоммерческих организациях». Суд соглашается с данным основанием, поскольку согласно законодательству изменения вносятся в учредительные документы, а не к уставу организации, как указывается в главе 12.

Шестым основанием для отказа в государственной регистрации автономной некоммерческой организации правовых и информационных услуг «Движение за брачное равноправие» явилось несоответствие отдельных положений пункта 7.1 Устава организации п.1 ст.26 Федерального закона РФ «О некоммерческих организациях», предусматривающей источники формирования имущества организации.

Согласно ст.26 указанного закона, источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:

регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

добровольные имущественные взносы и пожертвования;

выручка от реализации товаров, работ, услуг;

дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

другие не запрещенные законом поступления.

В данном случае уставом автономной некоммерческой организации правовых и информационных услуг «Движение за брачное равноправие» в качестве источника формирования имущества предусмотрены гранты.

Законом определено понятие гранта. Это денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями (ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике").

Вместе с тем, очевидно, что предоставление гранта обладает определенными особенностями по сравнению с другими источниками формирования имущества, указанными в уставе организации. В частности, гранты передаются научным работникам, научным организациям, образовательным учреждениям высшего профессионального образования, другим юридическим лицам и гражданам. Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством РФ или в случае их использования на территории иностранного государства в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются (п. 10 ст. 15 Федерального закона N 127-ФЗ). Грант всегда должен быть обусловлен необходимостью использовать предоставленное имущество в строго определенных целях. Это условие должно всегда в обязательном порядке применяться как в отношении физических, так и в отношении юридических лиц - грантополучателей. Кроме того, договор о предоставлении гранта может быть заключен в результате проведения конкурса, который в общих чертах сходен с публичным конкурсом (гл. 57 ГК РФ).

Поскольку целями автономной некоммерческой организации правовых и информационных услуг «Движение за брачное равноправие» не является проведение конкретных научных исследований, гранты не могут являться источником формирования имущества, в связи с чем, отказ Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> в регистрации, по мнению суда, является правомерным.

Седьмым основанием для отказа в государственной регистрации автономной некоммерческой организации правовых и информационных услуг «Движение за брачное равноправие» явилось несоответствие сведений о единственном учредителе (лист Б) в заявлении о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании пункту 1.1 Устава, согласно которому Организация учреждена гражданами. Заявитель в судебном заседании не отрицал, что указание в Уставе на учреждение организации «гражданами» является технической ошибкой. Поскольку имеются и другие основания для отказа в регистрации автономной некоммерческой организации правовых и информационных услуг «Движение за брачное равноправие», решение Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> не может быть признано незаконным, и отказ по данному основанию не нарушает прав заявителя.

Что касается восьмого основания для отказа в государственной регистрации автономной некоммерческой организации правовых и информационных услуг «Движение за брачное равноправие», то суд также признает его правомерным, поскольку сведения о месте нахождения исполнительного органа, указанные в заявлении о государственной регистрации, не совпадают с адресом, указанным в гарантийном письме Москалева С.А.

Таким образом, исходя из изложенного, суд полагает правомерным отказ Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> в государственной регистрации автономной некоммерческой организации правовых и информационных услуг «Движение за брачное равноправие», в связи с чем, заявление удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Алексеева Николая Александровича о признании незаконным решения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> об отказе в государственной регистрации автономной некоммерческой организации правовых и информационных услуг «Движение за брачное равноправие», обязании зарегистрировать автономную некоммерческую организацию правовых и информационных услуг «Движение за брачное равноправие» - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в <адрес> городской суд через канцелярию <адрес> районного суда <адрес> в течение 10 дней с даты составления решения в окончательной форме.

Судья: Е.А. Грицких

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ