признании сделки недействительной



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17.05.2011 Гагаринский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Долговой Т.Н., при секретаре Коретине В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловой Елены Николаевны к ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" о признании недействительной односторонней сделки в части изменения тарифов премиальных билетов, восстановлении ранее существующего положения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд, просит признать недействительной одностороннюю сделку ОАО «Аэрофлот-российские авиалинии» по изменению условий соглашения, определяющего участие Павловой Е.Н. в программе «Аэрофлот Бонус», в части повышения стоимости премиальных билетов в два конца ( туда- обратно)1. Анапа, Астрахань, Геленджик, Пермь, Сочи, Челябинск, Австрия ( Вена, Инсбрук, Зальцбург), Венгрия ( Будапешт), Германия ( Берлин, Гамбург, Мюнхен, Дюссельдорф, Дрезден,Франкфурт, Ганновер), Дания (Копенгаген), Румыния (Бухарест), Украина (Киев, Симферополь)-25000/40000; Волгоград, Екатеринбург, Казань, Калининград, Краснодар, Самара, Санкт-Петербург, Тюмень, Уфа, Латвия (Рига), Норвегия (Осло), Польша (Варшава), Финляндия (Хельсинки), Швеция (Стокгольм)- 20000/30000; Великобритания ( Лондон), Египет ( Каир, Хургада,Шарм-эль-Шейх), Испания (Барселона,Мадрид, Малага), Италия ( Венеция, Милан,Рим), турция ( Анталия), Франция (Париж)-30000/50000; Греция( Ираклион), Кипр ( Ларнака), Франция (Ницца), Швейцария ( Женева, Цюрих)- 40000/80000; Куба (Гавана), США (Нью-Йорк,Вашингтон,Лос-Анжелес)-70000/110000; Индия(Дели)- 60000/110000; Корея (Сеул), Япония (Токио) -80000/120000;Индия (Гоа); Мальдивские острова (Мале)-80000/120000.2.восстановить положение, существовавшее до нарушения права- обеспечить Павловой Е.Н. возможность оформлять премиальные авиабилеты на сайте ОАО «Аэрофлот- российские авиалинии» по ранее действующим тарифам. Указывая, что она считает, что действиями ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" в результате одностороннего повышения стоимости премиальных билетов нарушены его права. Ответчик опубликовал на своем официальном сайте Правила программы «Аэрофлот Бонус» и таблицу премий для полетов на рейсах Аэрофлота. В соответствии с Правилами участником программы может стать любой пассажир старше 2 лет. Правила и таблица премий для полетов на рейсах Аэрофлота в совокупности представляют собой публичную оферту. Для участия в программе необходимо заполнить бланк, подписать его и отправить в Центр «Аэрофлот Бонус». Заполнение заявителем заявления о вступлении в программу «Аэрофлот Бонус» на сайте Аэрофлота представляет собой акцепт публичной оферты. Между сторонами сложились договорные отношения. Истец стал участником программы путем заполнения 12 октября 2009 года анкеты с номером 84921760. Аэрофлот в одностороннем порядке изменил с 15 декабря 2010 года условия заключенного договора, чем нарушил существенно права истца: существенно увеличил количество необходимых для оформления премиального авиабилета миль, в результате чего Павлова Е.Н. имеет возможность получить на накопленные мили существенно меньшее количество премиальных авиабилетов. Внесенные изменения являются недействительными. Требования истца в судебном заседании поддержал его представитель. В судебном заседании представитель истца уточнил основания исковых требований, указал, что ст. 450 ГК РФ не предусматривает права на одностороннее изменение условий договора во внесудебном порядке.

Ответчик представитель ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" в суд явился, иск не признал, пояснил, что разработка и внедрение Программы «Аэрофлот Бонус» является инициативой ОАО «Аэрофлот», созданной с целью поощрения частолетающих пассажиров. Участие в программе является добровольным желанием пассажира, на него не возлагается никаких обязанностей. Данная программа является поощрительной ОАО «Аэрофлот» самостоятельно устанавливает порядок, размер и виды поощрений тем или иным категориям граждан. Согласно Правилам программы ОАО «Аэрофлот» оставляет за собой право изменить правила и условия программы без предварительного уведомления участника, и отменить программу с предварительным уведомлением участника за 2 месяца. В договорные отношения стороны не вступали.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела не находит оснований для удовлетворения иска.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем:

признания права;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

самозащиты права;

присуждения к исполнению обязанности в натуре;

возмещения убытков;

взыскания неустойки;

компенсации морального вреда;

прекращения или изменения правоотношения;

неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Статья 310 ГК РФ предусматривает, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Согласно ст. 437 ГК РФ1. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

2. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

В соответствии со ст. 438 ГК РФ1. Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.

Акцепт должен быть полным и безоговорочным.

2. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон.

3. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Статья 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает, что1. Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

2. Цена выполненной работы (оказанной услуги), возвращаемая потребителю при отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), а также учитываемая при уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги), определяется в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 24 настоящего Закона.

3. Требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом.

Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

4. Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.

5. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.

6. В случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать:

соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков.

ОАО «Аэрофлот» опубликовал на своем официальном сайте Правила программы «Аэрофлот Бонус» и таблицу премий для полетов на рейсах Аэрофлота, которая начала действовать с 01 января 2006 года В соответствии с Правилами участником программы может стать любой пассажир старше 2 лет. Для участия в программе необходимо заполнить бланк, подписать его и отправить в Центр «Аэрофлот Бонус».

Участнику программы начисляются мили за полеты на регулярных рейсах Аэрофлота и авиакомпаний-партнеров программы и услуги, предоставляемые партнерами программы «Аэрофлот Бонус». Программой предусмотрено получение премии. Премией в программе является премиальный билет, повышение класса обслуживания на регулярных рейсах Аэрофлота и авиакомпаний-членов альянса. Обязательным получением премий является наличие на счете участника необходимого количества миль. Аэрофлот оставляет за собой право изменить правила и условия программы в любое время без предварительного уведомления участника. Аэрофлот оставляет за собой право изменить направление маршрутов, по которым происходит начисление миль и оформление премий. Аэрофлот оставляет за собой право отменить программу «Аэрофлот бонус с предварительным уведомлением участника за два месяца до планируемой даты отмены. ( л.д.11-18).

Истец стала участником программы путем заполнения 12 октября 2009 года анкеты с номером 84921760. На момент вступления повышения стоимости премиальных билетов в два конца ( туда- обратно) действовали следующие тарифы1. Анапа, Астрахань, Геленджик, Пермь, Сочи, Челябинск, Австрия ( Вена, Инсбрук, Зальцбург), Венгрия ( Будапешт), Германия ( Берлин, Гамбург, Мюнхен, Дюссельдорф, Дрезден,Франкфурт, Ганновер), Дания (Копенгаген), Румыния (Бухарест), Украина (Киев, Симферополь)-15000/20000; Волгоград, Екатеринбург, Казань, Калининград, Краснодар, Самара, Санкт-Петербург, Тюмень, Уфа, Латвия (Рига), Норвегия (Осло), Польша (Варшава), Финляндия (Хельсинки), Швеция (Стокгольм)- 15000/200000; Великобритания ( Лондон), Египет ( Каир, Хургада,Шарм-эль-Шейх), Испания (Барселона,Мадрид, Малага), Италия ( Венеция, Милан,Рим), турция ( Анталия), Франция (Париж)-25000/40000; Греция( Ираклион), Кипр ( Ларнака), Франция (Ницца), Швейцария ( Женева, Цюрих)-25000/40000; Куба (Гавана), США (Нью-Йорк,Вашингтон,Лос-Анжелес)-50000/75000; Индия(Дели)- 35000/50000; Корея (Сеул), Япония (Токио) -50000/75000;Индия (Гоа); Мальдивские острова (Мале)-50000/100000.Аэрофлот в одностороннем порядке изменил с 15 декабря 2010 года условия заключенного договора, установил тарифы повышения стоимости премиальных билетов в два конца ( туда- обратно)1. Анапа, Астрахань, Геленджик, Пермь, Сочи, Челябинск, Австрия ( Вена, Инсбрук, Зальцбург), Венгрия ( Будапешт), Германия ( Берлин, Гамбург, Мюнхен, Дюссельдорф, Дрезден,Франкфурт, Ганновер), Дания (Копенгаген), Румыния (Бухарест), Украина (Киев, Симферополь)-25000/40000; Волгоград, Екатеринбург, Казань, Калининград, Краснодар, Самара, Санкт-Петербург, Тюмень, Уфа, Латвия (Рига), Норвегия (Осло), Польша (Варшава), Финляндия (Хельсинки), Швеция (Стокгольм)- 20000/30000; Великобритания ( Лондон), Египет ( Каир, Хургада,Шарм-эль-Шейх), Испания (Барселона,Мадрид, Малага), Италия ( Венеция, Милан,Рим), турция ( Анталия), Франция (Париж)-30000/50000; Греция( Ираклион), Кипр ( Ларнака), Франция (Ницца), Швейцария ( Женева, Цюрих)- 40000/80000; Куба (Гавана), США (Нью-Йорк,Вашингтон,Лос-Анжелес)-70000/110000; Индия(Дели)- 60000/110000; Корея (Сеул), Япония (Токио) -80000/120000;Индия (Гоа); Мальдивские острова (Мале)-80000/120000. чем нарушил существенно права истца: существенно увеличил количество необходимых для оформления премиального авиабилета миль, в результате чего Шумилов Ю.В. имеет возможность получить на накопленные мили существенно меньшее количество премиальных авиабилетов.

Разработка и внедрение программы «Аэрофлот Бонус» является инициативой ОАО «Аэрофлот». Вступить и участвовать в программе может любой гражданин старше 2 лет по доброй воле. Данная программа является поощрительной акцией ОАО «Аэрофлот», участники которой не несут никаких обязательств друг перед другом. Она позволяет участникам накапливать мили за полеты, а затем использовать их для приобретения бесплатных билетов и повышения класса обслуживания. Данную акцию нельзя рассматривать как договор между сторонами. При таких обстоятельствах, ответчик имел право в одностороннем порядке изменить размер тарифов. Данные действия ответчика никак не нарушают законные прав и интересы истца. Оснований для удовлетворения иска не имеется.

На основании изложенного, ст.ст.29 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст.ст.12, 168, 310, 437,438 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Павловой Елены Николаевны к ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" о признании недействительной односторонней сделки в части изменения тарифов премиальных билетов, восстановлении ранее существующего положения отказать.

Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд через Гагаринский районный суд г. Москвы в течение 10-ти дней.

Федеральный судья Долгова Т.Н.

Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ