о взыскании страховой суммы



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июня 2010 г. Гагаринский районный суд г. Москвы

в составе председательствующего судьи Грицких Е.А.

при секретаре Гарбузовой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1348/2010 по иску Шестофеевой Галины Сергеевны к ЗАО «Страховая группа «УралСиб» о взыскании страховой суммы,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к ЗАО «Страховая компания правоохранительных органов», правопреемником которой является ЗАО «Страховая группа «УралСиб», о взыскании страховой суммы, мотивируя свои требования тем, что она проходила службу в системе ФСИН ГУ по <адрес> в исправительной колонии <адрес> по 12 декабря 2006 года в должности <адрес>. Трудовой стаж ее в указанной системе составил 14 лет 04 месяца и 29 дней, в льготном исчислении – 16 лет 10 месяцев и 15 дней. 12 февраля 2007 года согласно выписке из приказа от 12 декабря 2006 года, она была уволена по болезни. 22 октября 2007 года ей впервые была установлена третья группа инвалидности. 29 января 2007 года ФГУ военно-врачебная комиссия ГУФСИН России освидетельствовала ее и установила, что заболевание получено в период прохождения военной службы. Однако при обращении в ЗАО «Страховая компания правоохранительных органов» в выплате страхового возмещения ей было отказано. Истец просит взыскать с ответчика страховую сумму в размере 107 579 рублей.

Истец в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика в судебное заседание явилась, представила отзыв на иск.

Суд, выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.4 Федерального Закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (с изм. от 11 июня 2008 г.), страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

В судебном заседании установлено, что истец проходила службу в системе ФСИН ГУ по <адрес> в исправительной колонии <адрес> с 13 июля 1992 года по 12 декабря 2006 года.

Как следует из материалов дела, а именно выписки из приказа истец 12 декабря 2006 года была уволена из органов УИС ГУФСИН России по ст.58 п.«Ж» (по болезни). Основанием для увольнения послужило свидетельство о болезни ФГУ ВВК ГУФСИН России по <адрес> от 29 января 2007 года. Выслуга лет истца на день увольнения составляла: в календарном исчислении - 14 лет 04 месяца и 29 дней, в льготном исчислении – 16 лет 10 месяцев и 15 дней (л.д.10).

22.10.2007 года истцу была впервые установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию на срок до 01.11.2008 года. В справке об инвалидности от 30.10.2007 года указана дата очередного освидетельствования 22.09.2008 года.

В связи с установлением инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, истец обратилась в ЗАО «Страховая компания правоохранительных органов», с которой 07.02.2005 года ФСИН России был заключен договор юр/05 обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, с заявлением о выплате ей страхового возмещения.

На заявление ей был дан ответ от 24.11.2008 года, согласно которому в представленной ею копии справки МСЭК об инвалидности записано «общее заболевание», т.е. отсутствует указание на общую связь инвалидности с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы. Также истцу было разъяснено, что для уточнения страхового случая ей следует с данным письмом и Свидетельством о болезни от 29.01.2007 года обратиться в МСЭК с заявлением об изменении причины установления инвалидности и внесении изменений в справку МСЭК о первичном установлении инвалидности. Внесенные изменения должны были быть заверены в установленном порядке. После внесения изменений в справку МСЭК ей было предложено вновь обратиться за получением страхового возмещения.

25.12.2008 года истцу была повторно установлена третья группа инвалидности. В справке от 30.12.2008 года указано, что заболевание получено в период военной службы.

Требования истца о взыскании с ответчика суммы страховой выплаты в размере 107579 рублей, являются не обоснованными, поскольку по смыслу ФЗ от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» право на получение страховых сумм имеют лица, у которых была установлена инвалидность вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, до истечения одного года со дня их увольнения со службы. Как установлено судом, истец была уволена со службы 12 декабря 2006 года, что подтверждается выпиской из приказа от 12 февраля 2007 года, однако 3-я группа инвалидности по заболеванию, полученному в период прохождения военной службы была установлена ей только 25 декабря 2008 года, то есть по истечении одного года после увольнения.

Согласно п.14 постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при первичном освидетельствовании истца МСЭК, она не представила документы, подтверждающие факт получения ею заболевания в период военной службы, в связи с чем, в выданной справке в качестве причины инвалидности было указано общее заболевание. Также неправильная формулировка причины инвалидности могла быть указана в связи с ошибкой.

В соответствии со ст.56 УПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств, подтверждающих обращение в МСЭК с заявлением об изменении причины установления инвалидности и внесении изменений в справку, истцом суду не представлено, так же как и доказательств ошибки при ее составлении.

Напротив, из представленных документов следует, что только 25.12.2008 года истцу была повторно установлена третья группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период военной службы. Указанная справка МСЭК была выдана истцу в соответствии с п.14 указанного выше постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95, предусматривающего, что при представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

Таким образом, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

При этом суд учитывает, что, несмотря на разъяснение ЗАО «Страховая компания правоохранительных органов» и наличие времени для оформления необходимых изменений до окончания, предусмотренного законом пресекательного срока (один год), истец оформила справку об инвалидности, подтверждающую получение заболевания в период военной службы только 25.12.2008 года, т.е. после того как прошел срок очередного освидетельствования – 22.09.2008 года.

Ссылка истца на свидетельство о болезни в обоснование права на получение страхового возмещения, является несостоятельной, поскольку по смыслу п.3 Перечня документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (утв.постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 855) (с изм. от 12 сентября 2008 г.) факт инвалидности застрахованного лица подтверждается справкой, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Вместе с тем, свидетельство о болезни истца от 29.01.2007 года свидетельствует только о факте нарушения ее здоровья и не подтверждает инвалидность вследствие заболевания, полученного в период военной службы. Таким образом, у ЗАО «Страховая компания правоохранительных органов», не имелось оснований для выплаты истцу страхового возмещения, поскольку отсутствовало необходимое условие, предусмотренное Федеральным Законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

На основании изложенного, ст.4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», руководствуясь ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Шестофеевой Галины Сергеевны к ЗАО «Страховая группа «УралСиб» о взыскании страховой суммы – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через канцелярию Гагаринского районного суда г. Москвы в течение 10-ти дней с даты изготовления мотивированного решения суда.

Судья: