РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 09.06.2011 Гагаринский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Долговой Т.Н., с участием прокурора Макировой Е.Э., при секретаре Коретине В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гагаринского межрайонного прокурора г. Москвы в интересах неопределенного круга лиц к Профессиональному союзу работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ о признании недействительными решения съезда, обязании внести изменения положения Устава, УСТАНОВИЛ: Гагаринский межрайонный прокурор г.Москвы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд, просил признать недействительным пункты 1.1,5.1,5.12,8.1,8.4 и 8.4.11 Устава Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания; обязать Профессиональный союз работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ внести изменения в название Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ пункты 1.1,5.1,5..12,8.1,8.4 и8.4.11 Устава; обязать собрать внеочередной съезд Профсоюза для внесения изменений в Устав. 28 марта 2011 года Прокурор уточнил заявление, просил признать недействительным решение седьмого съезда Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ от 18.08.2010 в части внесения изменений в пункты 1.1,5.1,5.12,8.1,8.4 и 8.4.11; обязать Профессиональный союз работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ внести изменения в название Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ пункты 1.1,5.1,5..12,8.1,8.4 и8.4.11 Устава. 07 июня 2011 года представил уточнение в заявление, где просил признать недействительным решение седьмого съезда Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ от 18.08.2010 в части принятия новой редакции устава указанного профсоюза.Обязать Профессиональный союз работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ внести изменения в: п.1.1 Устава, указав территориальную сферу деятельности – Общероссийский профсоюз; п.5.1 Устава, указав территориально-отраслевой принцип построения общероссийского профсоюза в соответствии с ФЗ №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; п.5.12 Устава, указав определенный срок избрания профсоюзных органов; пп.8.1, 8.4, 8.4.11 Устава, указав, что права юридического лица от имени Профсоюза осуществляет постоянно действующий руководящий орган – центральный комитет;обязать Профессиональный союз работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ внести в данный Устав положения, предусматривающие компетенцию высшего органа управления (съезда), а также от кого избираются делегаты на съезды Профсоюза. 09 июня 2011 года представил уточненное заявление, где просил признать недействительным решение седьмого съезда Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ от 18.08.2010 в части принятия новой редакции устава указанного профсоюза;обязать Профессиональный союз работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ внести изменения в:- п.1.1 Устава, указав территориальную сферу деятельности – Общероссийский профсоюз;- п.5.1 Устава, указав территориально-отраслевой принцип построения общероссийского профсоюза в соответствии с ФЗ №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;- п.5.12 Устава, указав определенный срок избрания профсоюзных органов;- пп.8.1, 8.4, 8.4.11 Устава, указав, что права юридического лица от имени Профсоюза осуществляет постоянно действующий руководящий орган – центральный комитет;) Обязать Профессиональный союз работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ внести в данный Устав положения, предусматривающие компетенцию высшего органа управления (съезда), а также от кого избираются делегаты на съезды Профсоюза. В судебном заседании представитель прокурора уточнил требования, просил признать недействительным решение седьмого съезда Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ от 18 августа 2010 в части принятия новой редакции Устава указанного профсоюза, обязать Профессиональный союз работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ внести изменения в: наименование Профсоюза, указав территориальную сферу деятельности – Общероссийский профсоюз; п.5.1 Устава, указав территориально-отраслевой принцип построения общероссийского профсоюза в соответствии с ФЗ №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;п.5.12 Устава, указав определенный срок избрания профсоюзных органов;обязать Профессиональный союз работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ внести в Устав положения, предусматривающие от кого избираются делегаты на съезды Профсоюза. Указывая, что проведена проверка по обращению Министерства юстиции РФ о несоответствии действующему законодательству некоторых положений Устава Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ. Установлено, что 15 сентября 2010 года в Минюст России поступило заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации. В ходе рассмотрения документов Профсоюза установлено, что Устав Профсоюза противоречит действующему законодательству. В нарушение ст.28 Федерального закона №82-ФЗ, ст.3 ФЗ №10-ФЗ название профсоюза, п.1.1 Устава не содержат указание на территориальную сферу деятельности – общероссийский профсоюз. п.5.1 Устава Профсоюза установлено, что профсоюз имеет структурные подразделения, не предусмотренные Федеральным законом №10-ФЗ: территориальные (муниципальные и межмуниципальные), объединенные отраслевые, районные, городские и приравненные к ним организации, региональные и межрегиональные (республиканские, краевые, областные и приравненные к ним организации). В нарушение п.2 ст.7 ФЗ №10-ФЗ, согласно которому устав профсоюза должен предусматривать сроки полномочий профсоюзных органов, п.5.12 устава определено, что выборы всех профсоюзных органов проводятся один раз перед очередным съездом со сроком полномочий до 5 лет. Таким образом, сроки избрания профсоюзных органов не устанавливаются уставом. Уставом не определено, от кого, избираются делегаты на съезды профсоюза. Гагаринским межрайонным прокурором г.Москвы 22 ноября 2010 внесено представление об устранении выявленных нарушений в адрес председателя Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ. Представление прокурора рассмотрено, требования отклонены.Требования прокурора в судебном заседании поддержала старший помощник Гагаринского межрайонного прокурора г. Москвы. Представители Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания в суд явились, с требованиями не согласны, просили в удовлетворении заявления отказать в полном объеме, указывая, что все положения, на которые ссылается прокурор, переходят из одной редакции в другую на протяжении нескольких лет и не принимались на седьмом съезде. Министерство юстиции на это ранее внимания не обращало. Указание территориальной сферы деятельности присутствует в пункте 1.1. абзац 2 Устава, где указано, что Профсоюз имеет свои структурные подразделения на территории более половины субъектов Российской федерации и является общероссийским профсоюзом. В п.5.1 соответствует закону, профсоюзу предоставлено право устанавливать свою структуру. В пункте 5.12 Устава достаточно четко указан срок полномочий выборных профсоюзных органов- до 5 лет. В соответствии с пунктом 8.3.11 Устава Центральный Комитет принимает решение о созыве Съезда Профсоюза, нормах представительства на него и порядке избрания делегатов и формирования центральных органов Профсоюза. 3-ие лицо представитель Министерства РФ, в суд явился, требования прокурора поддержал. Суд, выслушав помощника Гагаринского межрайонного прокурора г.Москвы, представителей Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания, представителя Министерства юстиции РФ, исследовав материалы дела, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.4 Федерального закона «Об общественных объединениях» профсоюзы являются одним из видов общественных объединений. Порядок их создания, государственной регистрации определяются Федеральным законом от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федеральным законом от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В соответствии со ст.8 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» государственная регистрация профсоюзов осуществляется в уведомительном порядке. Минюст России и его территориальные органы не вправе отказывать в государственной регистрации профсоюзов, а также осуществлять контроль за их деятельностью. В связи с чем, Минюстом России принято решение о государственной регистрации изменений в учредительные документы (устав) и в сведения о профсоюзе. В соответствии со ст.3 ФЗ №10-ФЗ общероссийский профсоюз – добровольное объединение членов профсоюза – работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации. 18 августа 2010 года состоялся седьмой Съезд Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ где были внесены изменения в Устав профсоюза. Новая редакция была представлена в Министерство юстиции для регистрации. Поскольку регистрация носит уведомительный характер, регистрация была произведена, однако были выявлен ряд нарушений, которые профсоюз не исправил на протяжении нескольких лет. В соответствии с действующим законодательством регистрации подлежат не изменения, а вся новая редакция Устава. В ходе рассмотрения документов Профсоюза установлено, что Устав Профсоюза противоречит действующему законодательству. В нарушение ст.28 Федерального закона №82-ФЗ, ст.3 ФЗ №10-ФЗ название профсоюза, п.1.1 Устава не содержат указание на территориальную сферу деятельности – общероссийский профсоюз. Федеральным законом №10-ФЗ заложен территориально-отраслевой принцип построения общероссийского профсоюза. Структуру общероссийского профсоюза образуют первичные профсоюзные организации и территориальные организации – добровольные объединения членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза. Вместе с тем, п.5.1 Устава Профсоюза установлено, что профсоюз имеет структурные подразделения, не предусмотренные Федеральным законом №10-ФЗ: территориальные (муниципальные и межмуниципальные), объединенные отраслевые, районные, городские и приравненные к ним организации, региональные и межрегиональные (республиканские, краевые, областные и приравненные к ним организации). Кроме того, в нарушение п.2 ст.7 ФЗ №10-ФЗ, согласно которому устав профсоюза должен предусматривать сроки полномочий профсоюзных органов, п.5.12 устава определено, что выборы всех профсоюзных органов проводятся один раз перед очередным съездом со сроком полномочий до 5 лет. Таким образом, сроки избрания профсоюзных органов четко не устанавливаются уставом. Уставом не определено, от кого, избираются делегаты на съезды профсоюза. Гагаринской межрайонной прокуратурой г.Москвы 22ноября.2010года было внесено представление об устранении выявленных нарушений в адрес председателя Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ. Представление прокурора рассмотрено, требования отклонены. Изложенные в заявлении прокурора нарушения действующего законодательства установлены и в ходе судебного заседания и они подлежат устранению. Требования прокурора в последней редакции подлежат удовлетворению. На основании изложенного, ст.4, 8, 28 Закона РФ«Об общественных объединениях», ст.3,7З Закона РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ст.29 Закона РФ «О некоммерческих организациях», руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать недействительным решение седьмого съезда Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ от 18 августа 2010 в части принятия новой редакции Устава указанного профсоюза. Обязать Профессиональный союз работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ внести изменения в: - наименование Профсоюза, указав территориальную сферу деятельности – Общероссийский профсоюз; - п.5.1 Устава, указав территориально-отраслевой принцип построения общероссийского профсоюза в соответствии с ФЗ №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; - п.5.12 Устава, указав определенный срок избрания профсоюзных органов; Обязать Профессиональный союз работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ внести в Устав положения, предусматривающие от кого избираются делегаты на съезды Профсоюза. Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд через Гагаринский районный суд г. Москвы в течение 10-ти дней. Федеральный судья Долгова Т.Н. Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ