о признании неправомерным отказа в обмене автотранспорта инвалида ВОВ



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 декабря 2011 года Гагаринский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Мухортых Е. Н. при секретаре Федорченко А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4389/2011 по заявлению Шевлягина Михаила Тимофеевича об оспаривании действий Департамента социальной защиты населения г. Москвы об отказе в замене автомобиля, обязании заменить используемый автомобиль на новый,

УСТАНОВИЛ:

Шевлягин М.Т. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Департамента социальной защиты населения г. Москвы об отказе в замене автомобиля, обязании заменить используемый автомобиль на новый. В обоснование заявленных требований Шевлягин М.Т. указал о том, что он является инвалидом Великой Отечественной войны II группы. ДД.ММ.ГГГГ им через органы социальной защиты населения был получен бесплатно автомобиль <данные изъяты> на семилетний срок эксплуатации. Он обратился в Департамент социальной защиты населения г. Москвы с просьбой заменить автомобиль на новый после 7 лет его эксплуатации. Письмом от 20.06.2011 г. Департамент социальной защиты населения г. Москвы в удовлетворении его просьбы отказал, ссылаясь на то, что бесплатное обеспечение инвалидов всех категорий с ДД.ММ.ГГГГ отменено. Данный отказ он считает неправомерным и необоснованным. По утверждению заявителя, отмена гарантий и льгот, носящих компенсационный характер, не означает то, что права на реализацию этих гарантий и льгот не могут быть реализованы. Право на замену инвалидам Великой Отечественной войны автотранспорта через 7 лет его эксплуатации подтвердил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.07.2007 г. № 624-О-П по жалобе Апполонова В.М. на отказ Министерства социальной защиты Республики Татарстан в замене выданного ему до 01.01.2005 г. как инвалиду Великой Отечественной войны автомобиля «Ока» на новый по истечении семи лет его эксплуатации.

Заявитель Шевлягин М.Т. в судебном заседании свои требования поддержал в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Департамента социальной защиты населения г. Москвы по доверенности Родин А.Г. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал по доводам письменного отзыва.

Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, находит заявление Шевлягина М.Т. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ранее действовавшей редакцией подпункта 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалиды войны при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок использования которых устанавливался Правительством Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что в соответствии с действовавшим до 1 января 2005 года законодательством Шевлягин М.Т., как инвалид Великой отечественной войны, имевший соответствующие медицинские показания для получения транспортного средства, был обеспечен бесплатно сроком на семь лет автомобилем марки 24.03.2003 г.

Пунктом 28 статьи 63 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подпункт 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ признан утратившим силу.

Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на время вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 670 "О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями".

Вышеуказанными нормативными правовыми актами предусматривается, что в 2008 - 2009 годах инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100000 руб.

Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства (в том числе, право на его получение по истечении семилетнего срока эксплуатации) возникло до 1 января 2005 года, одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или выплаты единовременной денежной компенсации является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 года.

Поскольку Шевлягин М.Т. не был поставлен на соответствующий учет по обеспечению транспортным средством в органах соцзащиты населения до 1 января 2005 года, так как не истек семилетний срок эксплуатации ранее предоставленного автомобиля, право на бесплатное получение транспортного средства или эквивалентной его стоимости денежной компенсации у него не возникло.

Ссылку заявителя на Определение Конституционного Суда РФ N 624-О-П от 17.07.2007 г. суд принять во внимание не может, т.к. данное Определение было принято в то время, когда Постановление Правительства N 244 от 14.03.1995 г. еще действовало и не было признано утратившим силу, а впоследствии принятое Постановление Правительства РФ N 561 от 06.09.2007 г. и Указ Президента РФ N 685 от 06.05.2008 г. не предусматривают право на замену автомобиля новым. Более того, из содержания Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" следует, что лица, получившие легковой автомобиль, подлежат снятию с учета для обеспечения транспортными средствами и соответственно теряют право на предоставление очередного автомобиля.

В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Указанные заявителем Шевлягиным М.Т. нарушения Департаментом социальной защиты населения г. Москвы его прав судом при рассмотрении данного дела не установлены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявления Шевлягина М.Т. об оспаривании действий Департамента социальной защиты населения г. Москвы об отказе в замене автомобиля, обязании заменить используемый автомобиль на новый как необоснованном должно быть отказано.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 360 ГПК РФ, судебная коллегия,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Шевлягина Михаила Тимофеевича об оспаривании действий Департамента социальной защиты населения г. Москвы об отказе в замене автомобиля, обязании заменить используемый автомобиль на новый - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Гагаринский районный суд г. Москвы в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья Мухортых Е. Н.

Мотивированное решение изготовлено 19.12.2011 г.