РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16.12.2011 Гагаринский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Долговой Т.Н., с участием прокурора Барановой Е.В.,при секретаре Коретине В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Аверкиева Антона Евгеньевича на решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2054, УСТАНОВИЛ: Заявитель Аверкиев А.Е. обратился в суд с жалобой на решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2054 от 04 декабря 2011 года об удалении его из помещения для голосования. Указывая, что он являлся наблюдателем от РОДП «Яблоко» на избирательном участке № 2054. Действовал в соответствии с требованиями закона,реализуя полномочия, предоставленные ему как наблюдателю, обращал внимание на нарушения, обращался с жалобами. В 19-55 комиссия приняла решение об удалении его с избирательного участка. Считает данное решение незаконным, принятым с целью воспрепятствовать осуществлению им полномочий наблюдателя. Заявитель свои требования поддержал в судебном заседании. Представители участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2054 председатель Сазонова Е.В. и Фарбер И.А.в суд явились, требования не признали, пояснили, что Аверкиев А.Е.. препятствовал нормальной работе комиссии, нарушал порядок, на замечания не реагировал, производил видео- фотосъемку мобильным телефоном, поддержал избирательницу, которая желала ознакомиться с данными других избирателей, не по ее адресу регистрации. Аверкиев А.Е. стал требовать показать ему именно списки по интересуемому избирательницу данными. Они совместно написали жалобу.В конце работы на участок приехали представители СМИ, у них не было разрешения на съемку, заявитель долго с ними общался. Они сказали, что они от партии «Яблоко» и приехали, чтобы зафиксировать нарушения на участке. В вязи с тем, что Аверкиев А.Е. препятствовал работе членов избирательной комиссии, было принято решение об удалении его с участка. Суд, выслушав заявителя, представителей участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2054, свидетеля Чунихину О.А., исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявления. В соответствии ст. 259 ГПК РФ1. Избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. 6. Заявление в суд о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации подается по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса, другими федеральными законами. Согласно ст. 260 ГПК РФ1. Заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме. регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок В силу ст. 260.1 ГПК РФ1. Заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора. Неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела. 2. Суд извещает избирательную комиссию, комиссию референдума о принятии к рассмотрению заявления о расформировании этой избирательной комиссии, комиссии референдума. Дела о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума рассматриваются судом коллегиально в составе трех профессиональных судей. 3. При рассмотрении и разрешении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в период избирательной кампании, кампании референдума до дня опубликования результатов выборов, референдума мерами по обеспечению иска не могут быть: 1) наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или их изъятие; 2) запрещение избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума. 4. Решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) не может быть обращено к немедленному исполнению. Согласно ст. 75 Закона РФ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"15. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах. В указанных случаях соответствующее мотивированное решение принимается участковой или вышестоящей избирательной комиссией. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению члена участковой избирательной комиссии, отстраненного от участия в работе данной избирательной комиссии, а также удаленных из помещения для голосования наблюдателя и иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 36 Закона РФ «О референдуме Российской Федерации»1. Наблюдателей вправе назначить инициативная группа по проведению референдума, политические партии, иные общероссийские общественные объединения, зарегистрированные в соответствии с федеральным законом, а также инициативные агитационные группы. В пределах территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования наблюдателя вправе назначить соответствующее межрегиональное, региональное общественное объединение, зарегистрированное в установленном федеральным законом порядке. В пределах территории муниципального образования наблюдателя вправе назначить соответствующее местное общественное объединение, зарегистрированное в установленном федеральным законом порядке. 2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, обладающий правом на участие в референдуме. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, а также судьи, прокуроры. 3. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы, политической партией, иным общественным объединением. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер участка референдума, наименование комиссии референдума, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется. В случае направления наблюдателя инициативной группой по проведению референдума, инициативной агитационной группой не требуется и проставление печати. Направление действительно при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. 4. Указанное в части 3 настоящей статьи направление может быть предъявлено в участковую комиссию в любое время со дня ее первого заседания и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, в иную комиссию референдума - в период с начала голосования на участках референдума до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах референдума, в том числе о результатах повторного подсчета голосов участников референдума. 5. В каждую участковую комиссию инициативная группа по проведению референдума, инициативная агитационная группа, политическая партия, иное общественное объединение могут назначить несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении участковой комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одной инициативной группы по проведению референдума, одной инициативной агитационной группы, одной политической партии, одного иного общественного объединения. 6. Наблюдатель вправе: 1) знакомиться со списком участников референдума; 2) находиться в помещении для голосования соответствующего участка референдума в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона; 3) наблюдать за выдачей бюллетеней участникам референдума; 4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования; 5) наблюдать за подсчетом числа участников референдума, внесенных в списки участников референдума, числа бюллетеней, выданных участникам референдума, погашенных бюллетеней, открепительных удостоверений, голосов участников референдума на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в бюллетенях отметки участников референдума; 6) визуально знакомиться при подсчете голосов участников референдума с любым заполненным или незаполненным бюллетенем; наблюдать за составлением комиссией референдума протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона; 7) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему; 8) знакомиться с протоколами комиссии референдума, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих комиссий референдума об итогах голосования, о результатах референдума, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах референдума, получать от соответствующей комиссии референдума заверенные копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие комиссии референдума либо составленных этими комиссиями в период, указанный в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона, в том числе копии списка лиц, присутствовавших при голосовании, либо изготавливать копии указанных протоколов и иных документов, при этом по требованию наблюдателя комиссия референдума обязана заверить указанные копии; 9) обжаловать решения и действия (бездействие) участковой или иной комиссии референдума, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую комиссию референдума или в суд; 10) присутствовать при повторном подсчете голосов участников референдума в соответствующих комиссиях референдума; 11) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества. Если наблюдатель направлен инициативной группой по проведению референдума, инициативной агитационной группой, это также может быть указано на нагрудном знаке. Если наблюдатель направлен политической партией, иным общественным объединением, на нагрудном знаке может быть указано наименование политической партии, иного общественного объединения. 7. Наблюдатель не вправе: 1) выдавать участникам референдума бюллетени; 2) расписываться за участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеня; 3) заполнять за участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетень; 4) совершать действия, нарушающие тайну голосования; 5) принимать непосредственное участие в подсчете бюллетеней, проводимом членами комиссии референдума с правом решающего голоса; 6) совершать действия, препятствующие работе комиссии референдума; 7) проводить агитацию среди участников референдума; 8) участвовать в принятии решений комиссией референдума. 24 ноября 2011 года Аверкиев А.Е. получил направление наблюдателя от Регионального отделения в г. Москве РОДП «Яблоко» в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 2054. В день выборов 04 декабря 2011 года он находился на участке, выполнял свои обязанности.В 19-55 участковая избирательная комиссия избирательного участка № 2054 приняла решение об удалении Аверкиева А.Е. из помещения для голосования, в связи с тем, что действия Аверкиева А.Е. препятствовали нормальной работе участковой комиссии. Данное решение является законным, оснований для его отмены не имеется. В распоряжение суда представлены копии заявлений председателю участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2054, из которых усматривается, что на протяжении всего избирательного дня заявитель искусственно создавал осложнения и напряжение в работе избирательной комиссии, хотя не был лишен возможности указать на имеющиеся, по его мнению, недочеты и ошибки в работе комиссии, обращения с жалобами в избирательную комиссию т.е. своими действиями препятствовал ее работе. Манякина Л.А. член избирательной комиссии написала заявление в 11-20, что Аверкиев А.Е. вел съемку в помещении для голосования во время ее беседы с социальным работником, в то время как она разрешения на съемку не давала. Член участковой избирательной комиссии № 2054 с правом совещательного голоса от партии «Единая Россия» Михина Е.Н. написала заявление, что наблюдатель от партии «Яблоко» неоднократно нарушал порядок в помещении для голосования, задавая вопросы, прочитыванием записей в книге, нарушал нормальную работу. Производил съемку избирателей с мобильного телефона без их согласия. Допрошенный в судебном заседании свидетель Чунихина О.А.- наблюдатель от партии «Единая Россия», пояснила, что Аверкиев А.Е. весь день 4 декабря 2011 года находился рядом с ней.Он производил аудиозапись и фотографирование. Ему делалось замечание. И она его предупреждала, что это делать нельзя, что его могут наказать. В течение дня он подходил к столу, где работали члены избирательной комиссии. Сначала хотел переставить урну,ему не понравилось, где она стояла,затем ходил по залу. Вечером приехали представители СМИ, представились, что они от партии «Яблоко»,хотели осуществить съемку, но их попросили удалиться. Аверкиев А.Е.подошел к корреспондентам, вступил с ними в разговор. В судебном заседании представлена копия текста жалобы Аверкиева А.Е. и избирательницы Кудиновой И.Г., которой было отказано в предоставлении информации, не относящейся к ней, и ответ на жалобу При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы Аверкиева А.Е. не имеется. У избирательной комиссии были все основания для удаления его с избирательного участка. На основании изложенного ст.ст.259-261 ГПК РФ,ст. 36 Закона РФ «О референдуме Российской Федерации», ст. 75 Закона РФ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении жалобы Аверкиева Антона Евгеньевича на решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2054 отказать. Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд через Гагаринский районный суд г. Москвы в течение 10-ти дней. Федеральный судья Долгова Т.Н. Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ