признании решения участковой избирательной комиссии № 2211 об удалении из помещения для голосования незаконным



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2012 года Гагаринский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Долговой Т.Н., с участием прокурора Макировой Е.Э., при секретаре Коретине В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Сидельниковой Ольги Сергеевны на решения участковой избирательной комиссии № 2211 об удалении из помещения для голосования незаконным,признании итогов голосования недействительными,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Сидельникова О.С. обратилась в суд с жалобой на решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2211 от 04 декабря 2011 года об удалении ее из помещения для голосования, признании итогов голосования по избирательному участку № 2211 недействительными. Указывая, что она являлась наблюдателем от РОДП «Яблоко» на избирательном участке № 2211. Действовала в соответствии с требованиями закона, реализуя полномочия, предоставленные ей как наблюдателю. В 18-32 она зафиксировала вброс бюллетеней в количестве 15 штук. Она написала по данному факту жалобу, но у нее отказались принять ее.После чего зачитали решение об удалении ее с участка.Только после неоднократных требований копию решения выдали на руки.. Считает данное решение незаконным,т.к. не нарушала никаких законов о выборах. Принятым решением нарушено ее право присутствовать при подсчете голосов.Удаление не позволило ей убедиться в правильности подсчета голосов. Данные действия не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей избирательного участка № 2211. Заявитель и ее представитель требования поддержали в судебном заседании.

Представители участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2211 председатель Ильюшин А.Н.. и Зубакин П.И.в суд явились, требования не признали, пояснили, что Сидельникова О.С. препятствовала нормальной работе комиссии, нарушала порядок, на замечания не реагировала, производила видео- фотосъемку мобильным телефоном,, подходила к урнам, к избирателям,проверяла паспорта,к столам для получения бюллетеней, когда сидели избиратели фотографировала. К концу работы комиссии произошел инцидент. Сидельникова О.С. бегала,трясла бумажками, кричала, что произошел вброс бюллетеней. В связи с этим было вынесено решение об удалении ее с участка.Вброс никто не видел.Жалобу у заявителя не приняли, т.к. она уже была удалена из помещения.

Суд, выслушав заявителя, ее представителя, представителей участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2211, свидетеля Базанову А.Ю., огласив показания свидетелей Симкина Г.С.,Шульгина Н.А., Колосова А.Г., исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии ст. 259 ГПК РФ1. Избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

6. Заявление в суд о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации подается по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса, другими федеральными законами.

Согласно ст. 260 ГПК РФ1. Заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме.

регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть

в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок

В силу ст. 260.1 ГПК РФ1. Заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора. Неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.

2. Суд извещает избирательную комиссию, комиссию референдума о принятии к рассмотрению заявления о расформировании этой избирательной комиссии, комиссии референдума. Дела о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума рассматриваются судом коллегиально в составе трех профессиональных судей.

3. При рассмотрении и разрешении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в период избирательной кампании, кампании референдума до дня опубликования результатов выборов, референдума мерами по обеспечению иска не могут быть:

1) наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или их изъятие;

2) запрещение избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.

4. Решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) не может быть обращено к немедленному исполнению.

Согласно ст. 75 Закона РФ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 15. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах. В указанных случаях соответствующее мотивированное решение принимается участковой или вышестоящей избирательной комиссией. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению члена участковой избирательной комиссии, отстраненного от участия в работе данной избирательной комиссии, а также удаленных из помещения для голосования наблюдателя и иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 36 Закона РФ «О референдуме Российской Федерации»1. наблюдателей вправе назначить инициативная группа по проведению референдума, политические партии, иные общероссийские общественные объединения, зарегистрированные в соответствии с федеральным законом, а также инициативные агитационные группы. В пределах территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования наблюдателя вправе назначить соответствующее межрегиональное, региональное общественное объединение, зарегистрированное в установленном федеральным законом порядке. В пределах территории муниципального образования наблюдателя вправе назначить соответствующее местное общественное объединение, зарегистрированное в установленном федеральным законом порядке.

2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, обладающий правом на участие в референдуме. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, а также судьи, прокуроры.

3. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы, политической партией, иным общественным объединением. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер участка референдума, наименование комиссии референдума, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется. В случае направления наблюдателя инициативной группой по проведению референдума, инициативной агитационной группой не требуется и проставление печати. Направление действительно при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

4. Указанное в части 3 настоящей статьи направление может быть предъявлено в участковую комиссию в любое время со дня ее первого заседания и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, в иную комиссию референдума - в период с начала голосования на участках референдума до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах референдума, в том числе о результатах повторного подсчета голосов участников референдума.

5. В каждую участковую комиссию инициативная группа по проведению референдума, инициативная агитационная группа, политическая партия, иное общественное объединение могут назначить несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении участковой комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одной инициативной группы по проведению референдума, одной инициативной агитационной группы, одной политической партии, одного иного общественного объединения.

6. Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списком участников референдума;

2) находиться в помещении для голосования соответствующего участка референдума в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона;

3) наблюдать за выдачей бюллетеней участникам референдума;

4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;

5) наблюдать за подсчетом числа участников референдума, внесенных в списки участников референдума, числа бюллетеней, выданных участникам референдума, погашенных бюллетеней, открепительных удостоверений, голосов участников референдума на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в бюллетенях отметки участников референдума;

6) визуально знакомиться при подсчете голосов участников референдума с любым заполненным или незаполненным бюллетенем; наблюдать за составлением комиссией референдума протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона;

7) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему;

8) знакомиться с протоколами комиссии референдума, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих комиссий референдума об итогах голосования, о результатах референдума, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах референдума, получать от соответствующей комиссии референдума заверенные копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие комиссии референдума либо составленных этими комиссиями в период, указанный в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона, в том числе копии списка лиц, присутствовавших при голосовании, либо изготавливать копии указанных протоколов и иных документов, при этом по требованию наблюдателя комиссия референдума обязана заверить указанные копии;

9) обжаловать решения и действия (бездействие) участковой или иной комиссии референдума, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую комиссию референдума или в суд;

10) присутствовать при повторном подсчете голосов участников референдума в соответствующих комиссиях референдума;

11) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества. Если наблюдатель направлен инициативной группой по проведению референдума, инициативной агитационной группой, это также может быть указано на нагрудном знаке. Если наблюдатель направлен политической партией, иным общественным объединением, на нагрудном знаке может быть указано наименование политической партии, иного общественного объединения.

7. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать участникам референдума бюллетени;

2) расписываться за участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеня;

3) заполнять за участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетень;

4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в подсчете бюллетеней, проводимом членами комиссии референдума с правом решающего голоса;

6) совершать действия, препятствующие работе комиссии референдума;

7) проводить агитацию среди участников референдума;

8) участвовать в принятии решений комиссией референдума.

Согласно ст. 92 Закона РФ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 4. Основанием для отмены судом решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов депутатов Государственной Думы после их определения является одно из следующих установленных судом обстоятельств:

1) политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, израсходовала на проведение избирательной кампании помимо средств своего избирательного фонда и избирательных фондов своих региональных отделений иные средства, составляющие более 10 процентов от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии;

2) политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, осуществляла подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

3) политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, при проведении предвыборной агитации вышла за рамки ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 62 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

4) руководитель политической партии, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, использовал преимущества своего должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

5. Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы помимо оснований, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, также в случаях нарушения порядка составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, незаконного отказа в регистрации федерального списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, установления судом других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

6. Отмена судом решения о результатах выборов депутатов Государственной Думы в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет за собой признание результатов выборов недействительными.

04 декабря 2011 года Сидельникова О.С. получила направление наблюдателя от Регионального отделения в г. Москве РОДП «Яблоко» в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 2211. В день выборов 04 декабря 2011 года она находился на участке, выполняла свои обязанности. В 19-45 участковая избирательная комиссия избирательного участка № 22211 приняла решение об удалении Сидельникова О.С. из помещения для голосования, в связи с тем, что действия Сидельниковой О.С. препятствовали нормальной работе участковой комиссии. Данное решение является законным, оснований для его отмены не имеется. В распоряжение суда представлены копии заявления председателю участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2211 от заместителя избирательной комиссии Зуевой Т.В. ( л.д. 20).Из данного заявления, показаний свидетеля Базановой А.Ю.( секретарь избирательной комиссии) объяснений председателя участковой избирательной комиссии № 2211 Ильюшина А.Н. усматривается, что на протяжении всего избирательного дня заявитель искусственно создавала осложнения и напряжение в работе избирательной комиссии: производила фотосъемку избирателей без их согласия, требовала от них документы,удостоверяющие их личность, препятствовала свободному доступу избирателей к урнам, в 18-30 криками и нервозном поведением нарушила работу избирательной комиссии, т.е своими действиями препятствовала ее работе.

Заместитель член избирательной комиссии избирательной комиссии Зуевой Т.В написала заявление, что вела съемку в помещении для голосования избирателей без их согласия, требовала у них документы, удостоверяющие их личность,, препятствовала свободному доступу к урнам избирателей.

Допрошенный в судебном заседании председатель участковой избирательной комиссии Ильюшин А.Н. пояснил, что в течение всего дня ему поступали устные жалобы от членов избирательной комиссии, что наблюдатель Сидельникова О.С. нарушет порядок на участке: фотографировала избирателей, когда они сидели за столом без их согласия, подходила к урнам, жалобу написала только Зуева Т.В.Вечером произошел инцидент : он находился в другом помещении, услышал крики, когда вышел в зал для голосования Сидельникова О.С. бегала по залу, кричала, что произошел вброс бюллетеней и трясла бумагами. Ни он, никто из лиц присутствующих в зале вбоса не видели, акт не составлялся.

Свидетель Базанова А.Ю. секретарь участковой избирательной комиссии № 2211 пояснила, что в течение дня от членов избирательной комиссии поступали жалобы, что Сидельникова О.С. мешает работе: спрашивала у избирателей документы, подходила к урне и столам, отвлекала членов комиссии. Сидельникова О.С.подавала ей в конце дня жалобу, но она отказалась ее принять, т.к. в ее обязанности это не входило.

Свидетели Шульгин Н.А., Колосов А.Г. сотрудники ОВД Обруческого ОВД г. Москвы пояснили, что сами факта вброса не видели, по поручению председателя комиссии проверили документы гражданина, на которого им указали. В руках у него ничего не было, он сказал, что ничего не делал. Записали его паспортные данные.Колосов А.Г. составил рапорт.

Свидетель Симкин Г.С. член избирательной комиссии с избирательным голосом ( в распоряжение суда представлен документ без печати КПРФ) пояснил, что 04 декабря 2011 года находился постоянно на избирательном участке № 2211 в зале, фактически исполнял обязанности наблюдателя, считал избирателей. Сидельникова О.С. работе комиссии не мешала, замечания ей не делались. В 18-32 он заметил, что какой-то гражданин взял со стола комиссии пачку бюллетеней и направился к урне. Свидетель привлек внимание окружающих, задержал мужчину. Сотрудники полиции проверили его документы. Акт составлен не был. В зале находились еще наблюдатели, избиратели и члены комиссии, никто не отреагировал. Он и Сидельникова О.С. написали жалобы, но их не приняли. Вынесли решение об удалении их с участка. Копию решения вручили только после настойчивых требований.

Судом просмотрена видеозапись, сделанная заявителем при вручении жалобы. Из просмотренного материала видна только сама жалоба, текст. Кому и когда она вручалась не видно.

В судебном заседании факт вброса бюллетеней не установлен. Данный факт не подтвержден объективными доказательствами. Несмотря на то, что Сидельникова О.С. вела видео и фотосъемку событий, происходящих на участке. Данное важное событие она не зафиксировала, не сняла ни момент вброса бюллетеней, ни мужчину, сделавшего это, ни последующие события. Несмотря, что на избирательном участке находились кроме заявителя, наблюдатели от Единой России, Справедливой России, акт составлен не был.

К показаниям свидетеля Симкина Г.С. суд относится критически, т.к. он не может быть объективным, вместе с Сидельниковой О.С. он удален с избирательного участка.

Факт удаления заявителя с избирательного участка не влияет на результаты выборов. Для признания итогов голосования по избирательному участку № 2211 недействительными не имеется. Удаление заявителя с избирательного участка и непринятие от нее жалобы не влияет на определение результатов волеизъявления избирателей.

При таких обстоятельствах в удовлетворении жалобы должно быть отказано. У избирательной комиссии были все основания для удаления Сидельниковой О.С. с избирательного участка.

На основании изложенного ст.ст.259-261 ГПК РФ,ст. 36 Закона РФ «О референдуме Российской Федерации», ст. 75,92 Закона РФ"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении жалобы Сидельниковой Ольги Сергеевны на решения участковой избирательной комиссии № 2211 об удалении из помещения для голосования незаконным, признании итогов голосования недействительными отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мосгорсуд через Гагаринский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья Долгова Т.Н.

Решение изготовлено 03 февраля 2012 года