РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 февраля 2012 года Гагаринский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Долговой Т.Н., с участием прокурора Макировой Е.Э., при секретаре Коретине В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1480/8-12 по жалобе Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» о признании незаконным решения УИК № 2098 об удалении наблюдателя Федориновой О.М., признании недействительными итогов голосования по избирательному участку № 2098, УСТАНОВИЛ: Заявитель Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» обратилась в суд с жалобой на решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2211 от 04 декабря 2011 года об удалении из помещения участковой комиссии № 2098 наблюдателя партии Федориновой О.М., признании итогов голосования по избирательному участку № 2098 недействительными. Указывая, что Федоринова О.М. являлась наблюдателем от РОДП «Яблоко» на избирательном участке № 2098. Действовала в соответствии с требованиями закона, реализуя полномочия, предоставленные ей как наблюдателю. Без законных оснований наблюдатель была удалена из помещения. Ей было вручено немотивированное решение. Заявитель считает данное решение незаконным, нарушающим права партии – право иметь наблюдателя при подсчете голосов. Удаление не позволило убедиться в правильности подсчета голосов. Данные действия не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей избирательного участка № 2098. Представитель заявителя требования поддержал в судебном заседании. Заинтересованное лицо Федоринова О.М. в суд явилась, требования заявителя поддержала, пояснила, что ее удалили незаконно. Она не мешала работе участковой избирательной комиссии. В течение всего дня 04 декабря 2011 года конфликтов не было. Она делала замечания, председатель откликалась и устраняла их. Присутствовала при подсчете голосов. В 20-00 начались разногласия, ее количество не совпадало с количеством, полученном при подсчете, итог сильно не сходился. Потом членом комиссии была обнаружена стопка бюллетеней, все поняли, что был вброс, но никто не отреагировал, акт не составили. Когда члены комиссии бездействовали, сидели не считали, она делала замечание. Ее предупредили. Предупреждений было два, а затем в присутствии представителя ТИК удалили. Представитель участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2098 Махашев В.Т.в суд явился, требования не признал, пояснил, что Федоринова О.М.. препятствовала нормальной работе комиссии, нарушала порядок, на замечания не реагировала, при подсчете голосов делала замечания членам комиссии, вмешивалась в работу, советуя, как, что делать. В связи с этим дважды вызывали представителя ТИК. Было вынесено решение об удалении ее с участка. Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» является ненадлежащим заявителем, наблюдатель Федоринова О.М. вправе самостоятельно защищать свои права. Представитель заинтересованного лица Московской избирательной комиссии извещен, в суд не явился. Суд, выслушав представителя заявителя, представителя участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2098, свидетелей Соловьева А.А.,Пучкову В.Е., Смирнову Н.И.,Родину Т.В., исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявления. В соответствии ст. 259 ГПК РФ1. Избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. 6. Заявление в суд о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации подается по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса, другими федеральными законами. Согласно ст. 260 ГПК РФ1. Заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме. регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок В силу ст. 260.1 ГПК РФ1. Заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора. Неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела. 2. Суд извещает избирательную комиссию, комиссию референдума о принятии к рассмотрению заявления о расформировании этой избирательной комиссии, комиссии референдума. Дела о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума рассматриваются судом коллегиально в составе трех профессиональных судей. 3. При рассмотрении и разрешении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в период избирательной кампании, кампании референдума до дня опубликования результатов выборов, референдума мерами по обеспечению иска не могут быть: 1) наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или их изъятие; 2) запрещение избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума. 4. Решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) не может быть обращено к немедленному исполнению. Согласно ст. 75 Закона РФ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"15. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах. В указанных случаях соответствующее мотивированное решение принимается участковой или вышестоящей избирательной комиссией. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению члена участковой избирательной комиссии, отстраненного от участия в работе данной избирательной комиссии, а также удаленных из помещения для голосования наблюдателя и иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 36 Закона РФ «О референдуме Российской Федерации»1. наблюдателей вправе назначить инициативная группа по проведению референдума, политические партии, иные общероссийские общественные объединения, зарегистрированные в соответствии с федеральным законом, а также инициативные агитационные группы. В пределах территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования наблюдателя вправе назначить соответствующее межрегиональное, региональное общественное объединение, зарегистрированное в установленном федеральным законом порядке. В пределах территории муниципального образования наблюдателя вправе назначить соответствующее местное общественное объединение, зарегистрированное в установленном федеральным законом порядке. 2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, обладающий правом на участие в референдуме. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, а также судьи, прокуроры. 3. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы, политической партией, иным общественным объединением. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер участка референдума, наименование комиссии референдума, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется. В случае направления наблюдателя инициативной группой по проведению референдума, инициативной агитационной группой не требуется и проставление печати. Направление действительно при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. 4. Указанное в части 3 настоящей статьи направление может быть предъявлено в участковую комиссию в любое время со дня ее первого заседания и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, в иную комиссию референдума - в период с начала голосования на участках референдума до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах референдума, в том числе о результатах повторного подсчета голосов участников референдума. 5. В каждую участковую комиссию инициативная группа по проведению референдума, инициативная агитационная группа, политическая партия, иное общественное объединение могут назначить несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении участковой комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одной инициативной группы по проведению референдума, одной инициативной агитационной группы, одной политической партии, одного иного общественного объединения. 6. Наблюдатель вправе: 1) знакомиться со списком участников референдума; 2) находиться в помещении для голосования соответствующего участка референдума в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона; 3) наблюдать за выдачей бюллетеней участникам референдума; 4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования; 5) наблюдать за подсчетом числа участников референдума, внесенных в списки участников референдума, числа бюллетеней, выданных участникам референдума, погашенных бюллетеней, открепительных удостоверений, голосов участников референдума на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в бюллетенях отметки участников референдума; 6) визуально знакомиться при подсчете голосов участников референдума с любым заполненным или незаполненным бюллетенем; наблюдать за составлением комиссией референдума протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона; 7) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему; 8) знакомиться с протоколами комиссии референдума, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих комиссий референдума об итогах голосования, о результатах референдума, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах референдума, получать от соответствующей комиссии референдума заверенные копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие комиссии референдума либо составленных этими комиссиями в период, указанный в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона, в том числе копии списка лиц, присутствовавших при голосовании, либо изготавливать копии указанных протоколов и иных документов, при этом по требованию наблюдателя комиссия референдума обязана заверить указанные копии; 9) обжаловать решения и действия (бездействие) участковой или иной комиссии референдума, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую комиссию референдума или в суд; 10) присутствовать при повторном подсчете голосов участников референдума в соответствующих комиссиях референдума; 11) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества. Если наблюдатель направлен инициативной группой по проведению референдума, инициативной агитационной группой, это также может быть указано на нагрудном знаке. Если наблюдатель направлен политической партией, иным общественным объединением, на нагрудном знаке может быть указано наименование политической партии, иного общественного объединения. 7. Наблюдатель не вправе: 1) выдавать участникам референдума бюллетени; 2) расписываться за участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеня; 3) заполнять за участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетень; 4) совершать действия, нарушающие тайну голосования; 5) принимать непосредственное участие в подсчете бюллетеней, проводимом членами комиссии референдума с правом решающего голоса; 6) совершать действия, препятствующие работе комиссии референдума; 7) проводить агитацию среди участников референдума; 8) участвовать в принятии решений комиссией референдума. Согласно ст. 92 Закона РФ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» обратилась в суд с жалобой о признании незаконным решения УИК № 2098 об удалении наблюдателя Федориновой О.М., признании недействительными итогов голосования по избирательному участку № 2098. В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что незаконное решение об удалении наблюдателя партии является единственным основанием для признания итогов голосования недействительными. В судебном заседании установлено, что полномочий на предъявления жалобы от имени и в интересах Федориновой О.М. о признании незаконным решения УИК № 2098 об ее удалении, Федоринова О.М. партии не передавала. Ни доверенность, никакой иной документ, подтверждающий полномочия партии выступать в интересах Федориновой О.М. не представлено. Права Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» решением участковой избирательной комиссии № 2098 об удалении с избирательного участка наблюдателя Федориновой О.М.никак не нарушаются. Законом предусмотрено право политических партий иметь наблюдателя от партии при проведении выборов. Данное право не нарушено. Наблюдатель Федоринова О.М. своими неправомерными действиями, нарушающими работу избирательной комиссии, создала условия для ее удаления из помещения избирательной комиссии. Федоринова О.М. получила направление наблюдателя от Регионального отделения в г. Москве РОДП «Яблоко» в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 2098. В день выборов 04 декабря 2011 года она находился на участке, выполняла свои обязанности. Участковая избирательная комиссия избирательного участка № 2098 приняла решение об удалении Федориновой О.М. из помещения комиссии, в связи с тем, что действия Федориновой О.М. препятствовали нормальной работе участковой комиссии, мешали подсчету голосов. Неоднократно в связи с вмешательством Федориновой О.М. в работу членов избирательной комиссии, работу комиссии приходилось приостанавливать. Данное решение является законным, оснований для его отмены не имеется. У избирательной комиссии были все основания для удаления наблюдателя Федориновой О.М. с избирательного участка. В распоряжение суда представлены копия акта членов участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2098. Допрошенный в судебном заседании свидетели подтвердили данные обстоятельства. Свидетель Соловьев А.А.- член территориальной избирательной комиссии- пояснил, что с Федориновой О.М. познакомился на выборах 4 декабря 2011 года. Приехал на консультацию участковой избирательной комиссии № 2098, увидел ее. Она не давала комиссии работать спокойно. Вмешивалась в процесс работы комиссии, давала советы, давала рекомендации, делала замечания. Выезжал в связи с ее поведением дважды. При нем она была удалена. Сидя рядом с ним, не могла держать себя в руках, делала замечания, вмешивалась. Свидетель Пучкова В.Е. -председатель участковой избирательной комиссии № 2098 пояснила, что в течение всего дня ему поступали устные жалобы от членов избирательной комиссии. На протяжении всего дня делала замечания. Вместе с членами избирательной комиссии ходила по домам, руководящая роль была Федориновой О.М.: она указывала куда поставить урну, как поставить. Удалена была при подсчете голосов. Ходила в непосредственной близости от стола, где члены комиссии раскладывали бюллетени и подсчитывали голоса. Делала замечания, комментировала вслух действия членов комиссии. На замечания не реагировала. В связи с чем был приостановлен подсчет, вызван представитель ТИК. После его отъезда все повторилось. Вынесли решение об удалении. Она вывела членов комиссии из себя. О вбросе ничего не знает, ей никто об этом не сообщал. Свидетель Смирнова Н.И. заместитель председателя участковой избирательной комиссии № 2098 пояснила, Федоринова О.М.- наблюдатель, была удалена в связи с тем, что мешала работе избирательной комиссии. Мешала подсчету голосов, постоянно перемещалась вдоль стола, задавала членам комиссии вопросы, вмешивалась в процесс подсчета. При сортировки бюллетеней давала рекомендации как поставить столы, как раскладывать. Ей делали замечания, она не реагировала, присела только, когда приехал представитель ТИК. После его отъезда стала ходить вдоль столов. Останавливали подсчет, так как она мешала считать, члены комиссии сбивались.3-4 раза приостанавливали подсчет. Она не слышала, чтобы кто-то говорил о вбросе. Жалоб не было. Свидетели Родина Т.В.- секретарь участковой избирательной комиссии № 2098, пояснила, что Федоринова О.М. являлась наблюдателем от партии «Яблоко». Поступали замечания в ее адрес от членов комиссии, т.к. она отвлекала разговорами, обращалась к членам комиссии, хотя все вопросы должна была решать с председателем. Когда происходил подсчет голосов находилась в непосредственной близости от столов, делала замечания, кому, что делать. Ее поведение мешало работе членов комиссии, подсчету. Свидетель о вбросе ничего не знает и не слышала. Другие наблюдатели не мешали, не вносили суеты. Факт удаления Федориновой О.М. с избирательного участка не влияет на результаты выборов. Для признания итогов голосования по избирательному участку № 2098 недействительными не имеется. Удаление заявителя с избирательного участка и непринятие от нее жалобы не влияет на определение результатов волеизъявления избирателей. При таких обстоятельствах в удовлетворении жалобы должно быть отказано. На основании изложенного ст.ст.259-261 ГПК РФ,ст. 36 Закона РФ «О референдуме Российской Федерации», ст. 75 Закона РФ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении жалобы Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» о признании незаконным решения УИК № 2098 об удалении наблюдателя Федориновой О.М., признании недействительными итогов голосования по избирательному участку № 2098 отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мосгорсуд через Гагаринский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Федеральный судья Долгова Т.Н. Решение изготовлено 24 февраля 2012 года