об оспаривании ненормативного правового акта



Решение

именем Российской Федерации

г. Москва 19 апреля 2012 года

Гагаринский районный суд г. Москвы в составе председательствующего федерального судьи Черныш Е.М., при секретаре Денискиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2215/1 по заявлению Попова И. Е. об оспаривании распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 15.12.2011 года,

Установил :

Попов И.Е. обратился в суд с заявлением, просит признать распоряжение ДЖП ЖФ г. Москвы № У56-6241 от 15.12.2011 года признать незаконным; обязать ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, в том числе восстановить заявителя в списке семей очередников в порядковом номере той очереди, в которой она пребывала по состоянию на 15.12.2011 года с учетом движении очереди за период с 15.12.2011 года на дату принятия решения судом; обязать ответчика в установленный законом срок передать заявителю документ, подтверждающий устранение ответчиком допущенного нарушения прав заявителя; обязать ответчика восстановить семью заявителя в списке семей очередников под порядковым номером очереди «1» в том случае, если на момент вынесении решения судом семья Парахина А.Л. (порядковый номер очереди «1145», учетное дело № 56-956100-01-1991-0375), либо любая иная семья – с меньшим по сравнению с заявителем порядковым номером очереди- уже будут обеспечены жильем (в случае, если семья Парахина А.Л. снята с очереди по любым основаниям).

В обоснование требований указывает, что распоряжением ДЖП и ЖФ г. Москвы № У56-6241 от 1512.2011 года заявитель и его жена сняты с жилищного учета. 16.12.1991 года Постановлением Президиума Черемушкинского районного совета народных депутатов г. Москвы семья заявителя из 4-х человек (он, жена – Попова И.А., дочь – Попова П.И., дочь – Попова Е.И.) были приняты на учет по улучшению жилищных условий по категории «инвалиды труда II группы», учетное дело № 73. Заявитель и его жена – Попова И.А. занимают койко-места в общежитии по адресу: <адрес>. Распоряжением префекта ЮЗАО г. Москвы от 15.10.2008 года № 2942-РЖ Поповой П.И. одной была предоставлена однокомнатная квартира с оставлением на жилищном учете семьи заявителя из 3 человек по льготе «инвалиды 2 группы». Распоряжением префекта ЮЗАО г. Москвы от 16.02.2009 года № 202-РЖ Арбузовой Е.И. (до замужества – Поповой ЕИ.) на семью из 3-х человек (она, муж – Арбузов Р.Н.., дочь – Арбузова Е.Р.) по программе «Молодой семье» - доступное жилье была предоставлена квартира. Указанным распоряжением установлено оставит на жилищном учете семью матери Поповой И.А. из двух человек (она, муж) и считать очередниками с 1991 года по льготе «инвалиды 2 группы». Распоряжением ДЖП и ЖФ г. Москвы от 07.06.2011 года № 913 «О включении в программу обеспечения жилыми помещениями в 2011 году жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и в жилых помещениях» семья заявителя стоит под порядковым номером очереди «1146» по категории «первоочередники». Управление ДЖП и ЖФ г. Москвы уведомлением от 29.11.2011 года предложило заявителю прибыть в адрес Управления для получения смотрового талона на однокомнатную квартиру с освобождением занимаемой площади по адресу: <адрес>, при этом в уведомлении указано, что неявка 09.12.2011 года будет расценена как отказ от предложенного варианта. Уведомление поступило в почтовое отделение по месту жительства заявителя 05.12.2011 года, вручено заявителю 10.12.2011 года, то есть после установленного Управлением срока для получения смотрового талона на квартиру. Заявитель по объективным причинам не смог воспользоваться предложением Управления, уже 15.12.2011 года оспариваемым распоряжением заявитель и его жена были сняты с жилищного учета, на котором состоит уже 20 лет. Семья заявителя была принята на учет по улучшению жилищных условий в 1991 году как семья, проживающая в общежитии. Основание для постановки на учет не утрачено. Заявитель имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, так как имел на это право по ранее действовавшему законодательству. Оспариваемое распоряжение вынесено с существенным нарушением норм действующего законодательства, нарушает права заявителя.

Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ДЖП и ЖФ г. Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв на заявление, в котором против удовлетворения заявленных требований возражал в полном объеме.

Заинтересованное лицо Попова И.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель заявителя и заинтересованного лица Поповой И.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изожженным в заявлении

Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона города Москвы от 14.06.2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» жители города Москвы снимаются с жилищного учета при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений.

По делу установлено, что Попов И.Е. с семьей из 5 человек (он с 26.11.1985 года, жена – Попова И.А.с 28.01.1986 года, дочь – Попова П.И. с 28.09.1988 года, дочь – Арбузова Е.И. с 04.03.2000 года, внучка – Арбузова Е.Р. с 19.12.2008 года) зарегистрирован на койко-место в общежитии по адресу: <адрес>.

Распоряжением префекта ЮЗАО г. Москвы от 15.10.2008 года № 2942-РЖ Поповой П.И. одной была предоставлена однокомнатная квартира площадью жилого помещения 43,6 кв.м по адресу: <адрес> по договору купли-продажи с использованием ипотечного жилищного кредита, со снятием Поповой П.И. одной с жилищного учета.

Распоряжением префекта ЮЗАО г. Москвы от 16.02.2009 года № 202-РЖ Арбузовой Е.И. (до замужества – Поповой ЕИ.) на семью из 3-х человек (она, муж – Арбузов Р.Н.., дочь – Арбузова Е.Р.) по программе «Молодой семье - доступное жилье» была предоставлена трехкомнатная квартира площадью жилого помещения 76,8 кв.м по адресу: <адрес> по договору купли-продажи с рассрочкой платежа на 10 лет со снятием с жилищного учета Арбузовой Е.И. Арбузовой Е.Р.

Попов И.Е. – инвалид 2-й группы.

Попов И.Е., попова И.А. состоят на жилищном учете с 1991 года по категории «инвалиды 2-й группы».

Распоряжением ДЖП и ЖФ г. Москвы № У56-6241 от 15.12.2011 года заявитель и его жена, Попова И.А., сняты с жилищного учета в соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и пункта 2 части 1 статьи 15 Закона города Москвы от 15.06.2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» с учетом размеров жилых помещений, предоставленных Поповой П.и. и Арбузовой Е.И. на каждого члена семьи Попова И.Е. приходится 20,1 кв.м площади жилого помещения, что более установленной нормы предоставления.

В соответствии п. 1 Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, утвержденного Постановлением правительства г. Москвы от 22.02.2011 года № 44-ПП Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в жилищной сфере, предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище, а также по распоряжению и управлению государственным имуществом города Москвы в виде жилых помещений, входящих в имущественную казну города Москвы, в том числе по безвозмездной передаче жилых помещений (жилых домов) города Москвы в федеральную собственность, собственность других субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность и безвозмездной передаче жилых помещений (жилых домов), находящихся в федеральной собственности, собственности других субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, в собственность города Москвы.

В силу п. 3 указанного Положения Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные подразделения во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления, общественными объединениями граждан и иными организациями.

Пунктом 1.1. Приказа Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 13.11.2002 года № 94 «О Типовом положении об Управлении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в административном округе» Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе (далее по тексту - Управление) является структурным подразделением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

Согласно п. 2.1. и 2.3. указанного Приказа Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда в административном округе осуществляет сводный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений, а также учет нуждающихся в улучшении жилищных условий работников предприятий и организаций, находящихся на территории данного округа; разрабатывает проекты распоряжений (префекта административного округа, глав управ районов) о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятии с учета и предоставлении жилых помещений, замене жилых помещений в установленном законом порядке, а также по другим жилищным вопросам, требующим вынесения решений указанных должностных лиц. Осуществляет на основании решений исполнительных органов государственной власти (префекта административного округа, глав управ районов) постановку на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятие с учета и предоставление жилых помещений.

В соответствии с п. 4 ст. 22 Закона города Москвы от 14.06.2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» предоставление в пользование или приобретение в собственность с помощью города жилых помещений в дополнение к занимаемому жилому помещению допускается в случае предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города комнаты в той же коммунальной квартире или отдельной квартиры с соблюдением всех следующих условий:

1) все члены семьи, состоящие на жилищном учете, должны быть обеспечены жилыми помещениями не менее нормы предоставления площади жилого помещения, определяемой в соответствии со статьей 20 настоящего Закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;

2) все члены семьи, состоящие на жилищном учете, в результате предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений должны быть сняты с жилищного учета.

Как следует из материалов дела семья Попова И.Е. обеспечена жилыми помещениями в размере более 18 кв.м на одного человека ((43,6 + 76,8 : 3 х 2) : 5 = 18,96).

В связи с указанным, основания для получения жилого помещения семьей Попова И.Е. утрачены.

Довод заявителя о том, что им не утрачено основание, которое до введения в действие ЖК РФ давало ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, опровергается материалами дела.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона РФ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В силу ст. 58 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены жилищно-строительных кооперативов, граждане, имеющие жилой дом, квартиру в собственности, и другие граждане, проживающие в этих домах, обеспечиваются жилыми помещениями на общих основаниях.

Пунктами 1 и 5 части 1 ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.

Постановлением Президиума Черемушкинского районного совета народных депутатов г. Москвы семья заявителя из 4-х человек (он, жена – Попова И.А., дочь – Попова П.И., дочь – Попова Е.И.) были приняты на учет по улучшению жилищных условий по категории «инвалиды труда II группа», учетное дело № 73.

Основанием для постановки Попова И.Е. на учет по улучшению жилищных условий не указано основание – проживание в общежитии. Попов И.Е. поставлен на учет по улучшению жилищных условий в группу инвалидов II группы.

При таких обстоятельствах, суд считает, что распоряжение ДЖП и ЖФ г. Москвы о снятии попова Е.И. и его семьи с учета по улучшению жилищных условий в связи с тем, что каждый член семьи Попова И.Е. обеспечен жилой площадью более установленной нормы предоставления, принято в соответствии с действующим законодательством, а также в соответствии с законодательством, действовавшим на момент постановки Попова И.Е. на учет по улучшению жилищных условий.

В силу п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Оспариваемое распоряжение ДЖП и ЖФ г. Москвы принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, права Попова И.Е. не нарушены.

Суд, учитывая вышеизложенное, приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявления Попова И.Е. должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении заявления Попова И. Е. об оспаривании распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 15.12.2011 года отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда через Гагаринский районный суд г. Москвы в течение 1 месяца путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.М. Черныш

Решение в окончательной форме принято 26 апреля 2012 года.