об оспаривании представления исполняющего обязанности Гагаринского межрайонного прокурора г. Москвы Сорочкина Р.А. от 30.11.2011г.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Г. Москва 28 марта 2012 года

Гагаринский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Колосовой С.И., при секретаре Игумновой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-892/12 по заявлению ООО «Национальная Служба Взыскания» (ООО «Пристав») об оспаривании представления исполняющего обязанности Гагаринского межрайонного прокурора г. Москвы Сорочкина Р.А. от 30.11.2011г.

установил:

Заявитель ООО «Национальная Служба Взыскания» (ООО «Пристав») обратился в суд заявлением, просит признать незаконным и отменить представление исполняющего обязанности Гагаринского межрайонного прокурора г. Москвы Сорочкина Р.А. от 30.11.2011г. в отношении ООО «Пристав».

В обоснование заявленных требований указывает, что Гагаринской межрайонной прокуратурой г. Москвы была проведена проверка в связи с обращением и.о. руководителя Роскомнадзора по Новосибирской области Зиненко И.А. об имевших место нарушениях ООО «Долговое агентство «Пристав» законодательства о персональных данных граждан Резникова А.В. и Лысенко Д.В. В отношении ООО «Пристав» были возбуждены дела об административных правонарушениях. По мнению заявителя, постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях были вынесены с процессуальными нарушениями, при отсутствии доказательств наличия состава и события правонарушения. Административные материалы направлены для рассмотрения мировому судье судебного участка № 393 Академического района г. Москвы. 30.11.2011г. исполняющим обязанности Гагаринского межрайонного прокуратура г. Москвы Сорочкиным Р.А. внесено представление, в котором прокурор потребовал принятия мер по устранению и недопущению впредь выявленных при проведении двух различных проверок нарушений, привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения. Представление исполняющего обязанности Гагаринского межрайонного прокурора г. Москвы нарушает права и свободы заявителя и незаконно возлагает обязанности по устранению тех нарушений, которые не совершались заявителем. Вместе с тем, неисполнение представления может послужить основанием для привлечения лица к административной ответственности, факт совершения заявителем, вменяемых ему правонарушений в настоящее время не доказан. В связи с отсутствием доказательств наличия события и состава правонарушений, а также отсутствием доказательств фактически нанесенного ущерба гражданам на основании просит признать представления исполняющего обязанности Гагаринского межрайонного прокурора г. Москвы Сорочкина Р.А. от 30.11.2011г. незаконным и отменить его.

Представители заявителя ООО «НСВ» Тюрин В.Ю., Шкода Т.В., Деушева Д.Т. в судебное заседание явились, поддержали заявленные требования.

Представитель Гагаринской межрайонной прокуратуры г. Москвы старший помощник прокурора Королева И.Д. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснила, что представление вынесено в соответствии с действующим законодательством. ООО «Пристав» не является стороной по договору между банком и физическим лицом. Прокуратура действовала в рамках закона «О Прокуратуре».

Суд, выслушав заявителя, представителя Гагаринской межрайонной прокуратуры г. Москвы, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что 30 ноября 2011г. в порядке ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» было вынесено представление в отношении ООО «Долговое агентство «Пристав» об устранении нарушения требований Федерального закона о персональных данных в отношении Резникова А. В.. Прокурор требовал незамедлительно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры; принять меры по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих; привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения; о результатах рассмотрения представления с приложением документов сообщить в прокуратуру в установленный законом срок.

В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Статьей 25.1. названного закона, в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Таким образом, обязательным условием для проведения проверки является то, что прокурор должен располагать информацией о фактах нарушения закон, а также то, что содержание информации должно свидетельствовать о том, что соответствующие вопросы не входят в компетенцию других государственных органов и требуется принятие мер непосредственно прокурором. Основанием для проверки исполнения законов может быть и поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения, материалы средств массовой информации, контролирующих органов, уголовных, гражданских и арбитражных дел, иные материалы, а также результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, непосредственное обнаружение прокурором правонарушений, то есть любая информация о фактах нарушения закона, требующая принятия мер прокурором.

Проверка Гагаринской межрайонной прокуратурой г. Москвы проводилась в связи с обращением и.о. руководителя Роскомнадзора по Новосибирской области Зиненко И.А. о нарушении ООО «Долговое агентство «Пристав» Федерального закона о персональных данных в отношении Резникова А. В..

В ходе проведения проверки прокурором установлено, что 15.09.2011г. в адрес Управления поступило обращение Резникова А.В., Лысенко Д.В., содержащее сведения о передаче ЗАО «Банк ВТБ 24» и ОАО АКБ «РОСБАНК» персональных данных в ООО «Долговое агентство «Пристав» для взыскания задолженности. Из материалов обращения следует, что в адрес заявителей неоднократно поступали письма из ООО «Долговое агентство «Пристав» с требованиями о погашении задолженности перед ЗАО «Банк ВТБ 24», ОАО АКБ «РОСБАНК».

Из писем ООО «Долговое агентство «Пристав», адресованных Резникову А.В., следует, что указанная организация действует в интересах ЗАО «Банк ВТБ 24».

В письмах, адресованных Лысенко Д.В., указано, что организация действует в интересах ОАО АКБ «РОСБАНК». В письмах содержатся следующие персональные данные заявителя: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, информация о сумме задолженности по договору с ЗАО «Банк ВТБ 24», ОАО АКБ «РОСБАНК» и реквизиты кредитного договора.

В отношении ООО «Долговое агентство «Пристав» 25.11.2011г. Гагаринской межрайонной прокуратурой г. Москвы были возбуждены два дела об административном правонарушении по ст. 13.11 КоАП РФ.

Из представленных заявителем документов следует, что ООО «Долговое агентство «Пристав» имеет лицензию на деятельность по обработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

Согласно выписке из реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных, ООО «Долговое агентство «Пристав» включено в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных под регистрационным номером 08-0011172.

В соответствии с условиями агентского договора № 107 от 24.01.2011г., заключенного между ООО «Долговое агентство «Пристав» и Банк ВТБ 24 (ЗАО), агентство по поручению банка принимает на себя обязательство от имени банка и за вознаграждение выполнять действия, направленные на взыскание с заемщиком- физических лиц Банка просроченной задолженности по кредитным договора, заключенным с заемщиками от имени банка.

Согласно п. 3.1.1 условий агентского договора банк обязуется в течении 3 рабочих дней с даты подписания соответствующего акта передачи всю необходимую информацию по каждому заемщику, указанному в акте передачи, путем направления агентству электронного файла.

Аналогичный агентский договор был заключен между ООО «Долговое агентство «Пристав» и ОАО АКБ «РОСБАНК».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 152-ФЗ от 26.07.2006 «О персональных данных» целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Статьей 3 Федерального закона № 152-ФЗ от 26.07.2006 «О персональных данных» предусмотрено, что в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

3) обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

4) автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

5) распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

6) предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

7) блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

8) уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

9) обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

10) информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

11) трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.

Таким образом, исходя из положений указанной статьи по агентским договорам ЗАО «Банк ВТБ 24», ОАО АКБ «РОСБАНК» выступали операторами, а ООО «Долговое агентство «Пристав» занималось обработкой персональных данных.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона N 152-ФЗ, оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Из подпункта 6 пункта 3 статьи 22 указанного Федерального закона следует, что уведомление должно содержать сведения о перечне действий с персональными данными, общем описании используемых оператором способов обработки персональных данных.

В соответствии с п.п.3-5 ст.6 Федерального закона № 152-ФЗ от 26.07.2006 «О персональных данных» Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для внесения представления в отношении ООО «Долговое агентство «Пристав», не имелось, поскольку ООО «Долговое агентство «Пристав» не являлось оператором и в силу закона не обязано получать согласие гражданина на обработку его персональных данных.

Указанная обязанность возложена на оператора, то есть в данном случае на конкретный банк.

Действия ООО «Долговое агентство «Пристав» в виде направления клиентам банка уведомлений и предупреждений о наличии задолженности и иных обстоятельствах, возникших из договора кредитования, совершались в рамках обязательств по агентскому договору.

Таким образом, ООО «Долговое агентство «Пристав», как лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.

Вместе с тем перед гражданами за действия ООО «Долговое агентство «Пристав» несет ответственность банк, который непосредственно получает от своих клиентов- физических лиц персональные данные и передает их своим агентам.

На момент рассмотрения дела по существу ООО «Долговое агентство «Пристав» на основании решения № 27 от 10.02.2012г. было переименовано в ООО «Национальная Служба Взыскания».

Представление прокурора основано на нарушении ООО «Долговое агентство «Пристав» Федерального закона № 152-ФЗ от 26.07.2006 «О персональных данных».

Вместе с тем, по смыслу закона за действия, которые были совершены ООО «Долговое агентство «Пристав» в рамках ранее заключенных с банками агентских договоров, ответственность несет оператор, то есть банк- организатор обработки персональных данных.

Принимая во внимание изложенное, суд находит, что представление внесено ненадлежащему лицу.

На основании изложенного, Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона № 152-ФЗ от 26.07.2006 «О персональных данных», руководствуясь, ст.ст.254-258,ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать незаконным представление исполняющего обязанности Гагаринского межрайонного прокурора г. Москвы Сорочкина Р.А. от 30.11.2011г. в адрес ООО «Долговое агентство «Пристав».

Обязать Гагаринского межрайонного прокурора г. Москвы в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда устранить препятствия в осуществлении прав и свобод ООО «Долговое агентство «Пристав» (ООО «Национальная Служба Взыскания»)

Решение суда может быть обжаловано в Московский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Гагаринского районного суда г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05.05.2012 года.

Судья С.И. Колосова