приговор ч. 1 ст. 109 УК РФ



ПРИГОВОР №1-121/09

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 ноября 2009г.

Гагаринский городской суд Смоленской области

В составе:

председательствующего Сысоевой Н.В.

с участием прокуроров Шилиной В.С., Ищенко Н.В.

адвоката Роот Н.Н.

потерпевшего Малова В.А.

при секретаре Гращенковой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению

И.В., 05.09.19-- года

рождения, уроженца и жителя д.С Г

района Смоленской обл., русского, гражданина РФ,

с образованием классов, военнообязанного, холостого,

не работающего, не судимого,

в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ,

установил:

И.В. причинил смерть по неосторожности, при следующих обстоятельствах:

В ночь с 9 на 10 мая 2009 года в деревне С. Г. района Смоленской области возле дома А.Н. произошла групповая драка между находящимися в состоянии опьянения И.В., Р.Р. с одной стороны и А.Н., С.В. и К. с другой стороны.

В ходе драки И.В. вытащил С.В. с заднего пассажирского сиденья и на почве неприязненных отношений, нанес ему удар кулаком в лицо, от которого потерпевший упал и ударился головой о железобетонную плиту, составляющую дорожное полотно. При падении С.В. получил телесные повреждения в виде ушиба вещества головного мозга в правой лобно-теменной области, субарахноидальные кровоизлияния в левой и правой теменно-затылочной областях и в области мозжечка, кровоподтечность кожно-мышечного лоскута головы в правой затылочной области, квалифицирующиеся по признаку опасности для жизни как тяжкий вред здоровью, от которых он скончался в Г. ЦРБ 10 мая 2009 года.

Подсудимый И.В. вину признал частично, отрицая умышленный характер своих действий, и пояснил, что постоянно проживает в д.С, дружит с Р.Р., у которого есть девушка О.. 9 мая 2009 года в деревню приехал на иномарке с друзьями житель г.М А.Н., его он знал хорошо, так как тот регулярно приезжал в д. С к своей бабушке. В этот день он вместе с А.Н. и его друзьями ездил на рыбалку, вместе распивали спиртные напитки. Узнал, что вечером А.Н. собирается ехать на дискотеку вместе с О., об этом позже в процессе употребления спиртного рассказал Р.Р.. Примерно часа в 2-3 они увидели, как машина А.Н. подъехала к дому. Р.Р. предложил сходить к ним. Он спросил: «Будем драться?», тот ответил: «Возможно». Когда подошли к машине, то Р.Р. с места водителя вытащил О и ударил ее рукой по лицу. А он открыл переднюю пассажирскую дверь, вытащил А.Н. и ударил его два раза кулаком в лицо, тот присел на корточки. В это время Р.Р. открыл заднюю левую дверь машины и вытащил К.. Он подошел к К., когда тот сидел на корточках, и ударил его кулаком в лицо, а затем несколько раз кулаком в спину. Р.Р. же стал драться с А.Н.. Потом он увидел около заднего бампера стоящего С.В., он подошел к нему и ударил кулаком правой руки в лицо – в область левой щеки, от чего тот упал на спину, головой на дорогу. С.В. стал подниматься и тогда он ударил его ногой в правое плечо, от этого удара потерпевший снова упал на спину, а когда тот лежал он ударил его еще ногой в правый бок. Не видел, чтобы кто-либо еще наносил удары С.В.. После драки С.В. не поднялся, видел, как Р.Р. взял его под руки и потащил за калитку, а потерпевший что-то бормотал.

Суд, исследовав доказательства по делу, находит, что виновность подсудимого в совершении преступления, при обстоятельствах, установленных в описательной части приговора, подтверждается следующими доказательствами.

Потерпевший В.А. пояснил, что С.В. его младший сын, по характеру был спокойным и неконфликтным, работал инкассатором при Центральном Банке РФ. У сына был друг А.Н., с которым тот рано утром 9мая 2009 года на машине с другими ребятами, уехал на праздники в д.С. Г. района. 10.09.09г. примерно в 11-12 часов мать А.Н. сообщила им, что С.В.. на «Скорой» увезли в бессознательном состоянии. А когда дочь около 16-17 часов позвонила в Г ЦРБ, то ей сказали, что С.В.. умер. О том, что сына избили в драке узнал лишь по приезду в д. С.

Свидетель Р.Р. показал, что в ночь с 9 на 10 мая 2009 года с ребятами отмечали праздник у костра, употребляли спиртные напитки. От друга И.В. узнал, что его девушка О. уехала на дискотеку на машине А.Н. с москвичами. Поэтому когда увидел, что подъехала эта машина, решил пойти и разобраться, позвал с собой И.В.. Из машины, с места водителя он вытащил О., стал с ней ругаться и ударил ладонью по лицу. Затем он открыл заднюю левую дверь, схватил сидящего с краю К. за плечо, и ударил его коленом. Потом подошел к О, продолжил с ней ругаться, после вернулся к К. и нанес ему удар кулаком в лицо. В этот момент к нему подбежал А.Н., и он дрался уже только с ним. Когда драка прекратилась, то он увидел С.В., лежащим сзади машины. Он подошел к нему и своей ногой пошевелил его ногу в районе щиколотки, сказал, чтобы тот вставал, но кто-то пояснил, что С.В. спит. Тогда он поднял потерпевшего под руки и потащил к крыльцу, ему кто-то помогал. Лично он С.В. ударов в голову не наносил, и каким образом он получил травму, не видел.

Свидетель О. показала, что перед майскими праздниками поссорилась со своим молодым человеком Р.Р., поэтому 9.05.09г. около 22 часов вместе с С.В., К. и А.Н., на машине последнего, поехали на дискотеку в п.К. Вернулись 10.05.09г. около 2 часов, остановились около дома бабушки А.Н.. Она была за рулем, А.Н. сидел рядом на пассажирском сиденье, а С.В. и К. спали на заднем сиденье справа и слева соответственно. Как остановились, к машине подошли Р.Р. и И.В.. Р.Р. открыл дверь, схватил ее за куртку, вытащил из машины и ударил ладонью по лицу, потом оттолкнул к забору. И.В. же вытащил из машины А.Н., затем С.В.. После нее Р.Р. вытащил из машины К. и вероятно ударил его, так как тот отскочил к калитке. Она стала звонить своим родителям и просить, чтобы те пришли и разняли дерущихся. Потом Р.Р. дрался с А.Н., а И.В. стоял около заднего бампера машины рядом с С.В., который лежал. В это время к месту драки подошли Б. и К. Б. и И.В. находились рядом с С.В., там происходило какое-то движение. К. несколько раз подходил к двери и стучался. После чего пришли ее родители, и драка прекратилась. Р.Р. и ее отец занесли потерпевшего во двор, тот был без сознания.

Свидетель А.Н. уточнил, что с дискотеки в д.С вернулись около 2 часов. Когда О. заглушила двигатель, открылась дверь со стороны водителя, Р.Р. ударил О., и вытащил ее из машины, тут же его из машины вытащил И.В.. Затем к нему подбежал Р.Р. и стал наносить удары руками по лицу, они боролись, падали. В этот момент видел, как И.В. нанес два - три удара С.В. в лицо и по туловищу. Затем его кто-то ударил по затылку, от чего он упал. Р.Р. прекратил его бить и подошел к С.В., склонился над ним, наносил ли он ему удары или нет, не видел. Когда он поднялся, то рядом с С.В. стоял И.В., а потерпевший лежал уже ближе к забору на траве. Утром С.В. вызвали «Скорую» и увезли в больницу, где тот скончался в тот же день.

По заключению судебно-медицинской экспертизы у А.Н. в лечебном учреждении диагносцированы повреждения: перелом костей носа без смещения, ссадина носа, кровоподтеки лица, которые образовались от воздействия твердых, тупых предметов. Данные повреждения влекут за собой расстройство здоровья сроком не более 21 дня и квалифицируются как легкий вред здоровью (т.2 л.д.32).

В ходе проверки показаний на месте 25.07.09г. А.Н. показал и рассказал об обстоятельствах драки (т.1 л.д.165-171).

Свидетель К. дополнил, что по дороге с дискотеки в д.С. он уснул в автомобиле на заднем сиденье справа. Очнулся на земле от того, что его кто-то избивал, он руками отбивал ногу молодого человека. Затем поднялся и побежал в сторону калитки. В этот момент он обернулся и увидел, что С.В. лежит на земле примерно в одном двух метрах от машины, и его избивают И.В. и еще один человек. Позже С.В. лежал уже на траве около забора, рядом находилось двое неизвестных лиц. Когда толпа стала расходиться, Р.Р. и отец О. принесли С.В. и положили на траву около крыльца, затем он с О. отцом занесли потерпевшего в дом и положили на кровать. Утром С.В. увезли в больницу.

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы у К. диагносцировано повреждение: кровоподтек левого глаза, который образовался от воздействия твердого тупого предмета, он не расценивается как вред здоровью (т.2л.д.35).

В процессе проверки показаний на месте 25.07.09г. К. показал и рассказал об обстоятельствах драки (т.1 л.д.188-196).

Свидетель А.С. показал, что когда он подошел к месту драки, то К. сидел около калитки, С.В. лежал около забора, А.Н. сидел на земле, закрывая голову руками, а Р.Р. наносил тому удары ногами по туловищу. А.Н. что-то сказал ему, поэтому он толкнул его ногой в плечо, а затем пошел к К.. С.В. он ударов не наносил и кто его бил, не видел.

Свидетель Т.А. пояснила, что в ночь с 9 на 10 мая 2009г. ее сын А.С. спал дома, потом проснулся и вышел на улицу покурить. Минут через 6-10 узнала, что сын ушел к дому А.Н., где происходит драка, она пошла за ним. Драки не видела, сын стоял и курил, там же находились супруги К. и их дочь О.. Она увела сына домой.

Свидетель К.С.В. дополнил, что в ночь с 9 на 10 мая 2009г. во дворе своего дома с гражданской женой Т.А. и детьми жарили шашлыки и употребляли спиртные напитки. Услышав крики, он пошел к дому А.Н.. У дома стояла машина, возле нее А.Н. дрался с Р.Р.. Около калитки на траве лежал парень. Он был сильно пьян, поэтому не помнит, кто еще находился на месте происшествия.

Свидетель К.А.В. показал, что в ночь с 9 на 10 мая 2009г. ему на мобильный телефон позвонила дочь О., сообщила, что бьют ребят «москвичей» попросила придти. Он быстро оделся и пошел, по дороге ему встретилась Т.А., которая в спину толкала своего сына А., они шли в сторону своего дома. На месте он увидел 3-х ребят из г.М: стучал в дверь дома, А.Н. поднялся с земли и спорил с Р.Р., а С.В. лежал вдоль дороги, кто-то сказал, что он пьяный, поэтому его просто занесли в дом. Утром в 9часов 30 мин. пришла бабушка А.Н. и попросила вызвать «Скорую», сообщила, что С.В. в сознание не пришел, хрипит. Его жена вызвала «Скорую».

Из оглашенных показаний свидетеля П.П. следует, что в ночь с 9 на 10 мая 2009г. он находился в д.С. у костра с местной молодежью, в том числе Р.Р. и И.В.. Когда к дому А.Н. подъехала машина, то Р.Р. и И.В. сразу же пошли в ту сторону. Через некоторое время он услышал крики и пошел к машине. Примерно в трех метрах от задней части машины на спине лежал молодой человек по имени С.В. – друг А.Н. из г.М.. Драки уже не было. Кто-то отводил от машины А.С.. На месте происшествия также был отец О. – К.А.В., он сказал ему и И.В., чтобы они подняли С.В.. Поднять его они не смогли, так как он выскальзывал из рук. Тело у С.В. было расслаблено, и он что-то бормотал, он подумал, что тот сильно пьян. Потом подошел Р.Р., взял С.В. под руки и потащил к крыльцу (т.1 л.д.240-243).

Свидетель С.Н. показал, что 10.05.09г. примерно в 4-5 часов к нему домой со спиртным пришли Р.Р. и И.В., которые рассказали, что они подрались с А.Н. и его друзьями из г.М.В.но-медицинской экспертизы у.

Свидетель И.А. показала, что сын Р.Р. ушел из дома вечером 9 мая 2009 года, а пришел только утром около 9 часов, он был расстроенный и взъерошенный, ничего ей не рассказывал. В тот же день 10.05.09г. позвонила О. и сказала, что ночью была драка и одного парня увезли в больницу.

В ходе осмотра места происшествия 10 мая 2009г. в д.С. Г. района Смоленской области, в том числе с участием свидетеля Р.Р., зафиксировано место расположения автомобиля « М.Л.», возле которого происходила драка, а также отражено, что дорога по центру улицы устелена железобетонными плитами (т.1 л.д.9-12, 13-19).

10.05.2009г. в 10 часов 55 минут в дежурную часть ОВД по Г. району поступило сообщение от дежурного хирурга ЦРБ о том, что в больницу бригадой скрой медицинской помощи из д.С. доставлен и госпитализирован в бессознательном состоянии гражданин С.В. (т.1 л.д.8).

Согласно заключениям судебно-медицинской и дополнительной судебно-медицинской экспертиз при исследовании трупа С.В. обнаружены повреждения головы:

головы – ушиб вещества головного мозга в правой лобно-теменной области, субарахноидальные кровоизлияния в левой и правой теменно-затылочных областях и в области мозжечка, кровоподтечность кожно-мышечного лоскута головы в правой затылочной области, которые образовались от однократного ударного воздействия, и квалифицируются по признаку опасности для жизни как тяжкий вред здоровью;

туловища и конечностей – кровоподтеки грудной клетки, правой поясничной области, правого коленного сустава, ссадина правого коленного сустава, которые образовались от трехкратного ударного воздействия со значительной силой твердого тупого предмета. Данные повреждения не расцениваются как вред здоровью и тяжесть их не определяется.

Учитывая одностороннее приложение силы в правой затылочной области, наличие субарахноидальных кровоизлияний в левой и правой теменно-заталочных областях и в области мозжечка, можно высказать предположение, что повреждения в области головы могли образоваться как в результате удара твердых, тупых вредметов в затылочную область головы справа, так и в результате ударов затылочной областью головы о твердые, тупые предметы.

Причиной смерти С.В. явилась закрытая черепно-мозговая травма, сопровождавшаяся ушибом вещества головного мозга, кровоизлияниями под мягкие мозговые оболочки.

Судя по записям меддокументации, смерть С.В. наступила 10 мая 2009 года в 16.00 часов (т.2 л.д.1-3,14-16).

6 августа 2009 года при проверке показаний на месте И.В. показал и рассказал каким образом нанес удары С.В. (т.1 л.д.99-117).

В судебном заседании прокурор на основании п. 3 ч.1 ст.109 УК РФ.

Таким образом, суд квалифицирует действия И.В. по ч.1 ст.109 УК РФ, как причинение смерти по неосторожности, поскольку он, нанося удар в лицо С.В. не имел умысла на убийство и причинение тяжкого вреда здоровью, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен и мог предвидеть наступившие последствия: то, что потерпевший, находясь в состоянии опьянения, от удара может упасть, удариться о твердое покрытие и причинить вред своему здоровью.

Назначая наказание, суд учитывает: характер и степень общественной опасности совершенного неосторожного преступления небольшой тяжести;

личность виновного, удовлетворительно характеризующегося по месту жительства и положительно по месту службы в вооруженных силах РФ, имеющего молодой возраст.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание подсудимого, суд не усматривает.

Оценив совокупность выше приведенных обстоятельств, и принимая во внимание позицию потерпевшего, а также наступившие последствия, суд пришел к убеждению, что И.В. следует назначить наказание, связанное с изоляцией от общества. Вид исправительного учреждения суд определяет в соответствии с п. «а» ч.1 ст.58 УК РФ.

В.А. и Т.А. заявлен иск о компенсации морального вреда, в связи со смертью сына на сумму 500000 рублей.

На основании ст.ст.151, 1099-1101 ГК РФ с учетом характера причиненных истцам нравственных страданий, фактических обстоятельств дела, материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимание обстоятельств, суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с подсудимого в 200000 рублей.

Руководствуясь ст.296-304, 307-309 УПК РФ, суд

приговорил:

И.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.109 УК РФ, и назначить наказание в виде лишения свободы на срок 1 (один) год 9 (девять) месяцев с отбыванием в колонии-поселении.

Меру пресечения И.В. до вступления приговора в законную силу оставить прежнюю – подписку о невыезде.

Срок отбывания наказания исчислять со дня прибытия осужденного в колонию-поселение.

Взыскать с И.В. в пользу каждого В.А. и Т.А. по 100000 рублей (сто тысяч руб.) в счет компенсации морального вреда.

Приговор может быть обжалован в течение 10-ти суток со дня его провозглашения в Смоленский областной суд через Гагаринский городской суд.

Председательствующий: Н.В. Сысоева