Дело № 2-241/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2011 года
Гагаринский районный суд Смоленской области в составе
председательствующего Гайдук Н.С.
с участием прокурора Голубковой И.А.
при секретаре Парфененковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гагаринского межрайонного прокурора, выступающего в интересах Российской Федерации к Территориальному Управлению Федерального агентства по Управлению Государственным имуществом в Смоленской области(ТУ Росимущества по Смоленской области) и СХПК колхоз-племзавод «Р.» о признании земельной доли выморочным имуществом и признании права собственности за Российской Федерацией в порядке наследования по закону,
установил:
Гагаринский межрайонный прокурор в защиту интересов Российской Федерации обратился с требованием к Территориальному Управлению Федерального агентства по Управлению Государственным имуществом в Смоленской области (ТУ Росимущества по Смоленской области) и СХПК колхоз-племзавод «Р.» о признании земельной доли выморочным имуществом и признании права собственности за Российской Федерацией в порядке наследования по закону, ссылаясь на то, что после смерти Х., умершего 20 апреля 2006 года, открылось наследство в виде принадлежащей ему земельной доли в размере 5,4 га, находящейся в общей долевой собственности пайщиков СХПК колхоз- племзавод «Р.», однако, с момента смерти по настоящее время никто из возможных наследников в нотариальные органы не обращался, наследственное имущество фактически никто не принял, а, поскольку более 2-х лет земельная доля никому не принадлежит, просят признать её выморочным имуществом.
Помощник прокурора Голубкова И.А. в судебном заседании требования поддержала.
Ответчик Территориальное Управление Федерального агентства по Управлению Государственным имуществом в Смоленской области(ТУ Росимущества по Смоленской области) в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, требования признал.
Ответчик СХПК колхоз - племзавод «Р.» по вызову в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, требования признал.
Представитель третьего лица - администрация МО «Гагаринский район» - по вызову в суд не явились, извещены должным образом, против заявленных требований не возражали.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее:
В соответствии с ст. 1158 ГК РФ), имущество умершего считается выморочным.
В силу части 2 статьи 1151 ГК РФ выморочное имущество, кроме жилых помещений, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании Х., 25 декабря 1931 года рождения, умер 29 апреля 2006 года, согласно записи акта о смерти №361 от 17 мая 2006 года (л.д.7).
Из выписки протокола общего собрания участников долевой собственности на землю СХПК колхоз - племзавод «Р.» от 16 апреля 2004 года (л.д. 5) усматривается, что Х. являлся собственником земельной доли, площадью 5,4 га, входящий в состав земельных угодий СХПК колхоз - племзавода «Р.»- правопреемника АО «Племзхавод Р.» общей площадью 3227 га с кадастровым номером №, расположенный на землях СХПК колхоз - племзавода «Р.» адрес № 1, что также подтверждается постановлением Главы Администрации МО «Гагаринский район» №120 от 11 марта 1992 года, постановлением Главы Администрации МО «Гагаринский район» №357 от 20 мая 2004 года, выписки из государственного кадастра недвижимости от 18.01.2011 года и другими доказательствами (л.д. 8-13).
По смыслу ст. 6 Федерального закона от 26.11.2001 года №147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», по истечении шестимесячного срока для принятия наследства, оговоренного ч.1 ст. 6 указанного закона, имущество признается выморочным и переходит в собственность государства в силу самого закона. С переходом выморочного наследства к государству устраняется неопределенность правового статуса имущества, правообладатель которого умер, если его правопреемники не заявили о своих правах на наследство.
Согласно справки администрации Никольского сельского поселения №4 от 12 января 2011 года Х. на день смерти проживал один в адрес № 2. Наследников, несовершеннолетних нетрудоспособных, находящихся на иждивении умершего зарегистрировано не было (л.д. 6).
Как видно из предоставленных нотариусами сообщений №15 от 21 января 2011 года (л.д. 14) и №16 от 26 января 2011 года (л.д.15), на имущество умершего Х. по месту открытия наследства наследственных дел не заводилось.
При таких выясненных обстоятельствах у суда есть достаточные основания полагать, что у умершего более шести лет назад Х. нет наследников ни по закону, ни по завещанию, а потому требование о признании выморочным имуществом земельной доли, принадлежащей Х. при жизни, подлежит удовлетворению.
За государством сохраняется возможность приобретения права собственности на вещь, входящую в состав выморочного имущества, в случае, когда оно не оформило своих наследственных прав и права собственности на подобное имущество, так как в силу ст. 1163 ГК РФ, наследник вправе в любое время по истечении шести месяцев с момента смерти наследодателя потребовать выдачи ему свидетельства о праве на наследство.
Возникновение права собственности на наследуемое имущество не связано с получением свидетельства, а также с государственной регистрацией права наследника на имущество. Наследство принадлежит наследнику со дня открытия наследства. По общему правилу для этого достаточно выражения воли наследника на принятие наследства. Воля государства на принятие выморочного имущества выражена изначально путем закрепления в законодательстве правила о переходе к нему этого имущества. Согласно ст. 1162 ГК РФ, Российской Федерации выдается свидетельство о праве на наследство, однако пункт 5 Инструкции от 19.12.1984 года №185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и вкладов» не предусматривает обязанности государственного органа в получении соответствующего свидетельства.
Поскольку требования прокурора, связанные с наследованием государством выморочного имущества, оставшегося после смерти Х. носят законный характер и не только служат для предотвращения порчи и уничтожения наследственного имущества, но и исключают его неправомерный захват, у суда нет оснований в их отказе, в связи с чем, суд признает за Российской Федерацией в порядке наследования по закону право собственности на земельную долю, площадью 5,4 га, входящую в состав земельных угодий СХПК колхоз - племзавод «Р.», расположенную на территории адрес № 3.
С учётом того, что ответчики иск признали, суд, в силу ст. 39 ГПК РФ, принял признания иска ответчиками, как не противоречащие закону и не затрагивающие интересы иных лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.39,173, 196–198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Иск Гагаринского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать земельную долю, площадью 5,4 га, входящую в состав земельных угодий СХПК колхоз - племзавод «Р.», расположенную на территории адрес № 4, принадлежащую Х., умершего 29 апреля 2006 года – выморочным имуществом.
Признать за Российской Федерацией право собственности в порядке наследования по закону на земельную долю, площадью 5,4 га, входящую в состав земельных угодий СХПК колхоз - племзавод «Р.», расположенную на территории адрес № 5, оставшаяся после смерти Х., умершего 29 апреля 2006 года.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Гагаринский районный суд.
Федеральный судья: Н.С. Гайдук
Решение вступило в законную силу 25 марта 2011 года