решение о признании права пользования жилым помещением



дело № 2-538/09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Гагарин 15 декабря 2009 года

Гагаринский городской суд Смоленской области в составе:

председательствующего – Рязанова Г.В.,

с участием помощника прокурора – Виноградовой О.Н.,

при секретаре – Михеевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.А.В. к Ч.С.А. и Д.(Ч.)А.В. о прекращении права пользования жилым домом, выселении из жилого дома и снятии с регистрационного учёта по данному дому, встречному иску Ч..С.А. к Н. А. В.и АОЗТ им. П. о признании недействительным договора купли - продажи жилого дома от-1994 г., заключённого между Н.А.В. и АОЗТ им. П., признании дома общей долевой собственностью и признании недействительным Свидетельства о государственной регистрации права от -2008 г. выданного на имя Н.А.В., а также встречному иску Д. (Ч.)А.В. к Н.А.В. и АОЗТ им.П. о признании права пользования жилым помещением,

установил:

Н.А.В. обратился в суд с иском к Ч.С.А, Ч.А.В. о прекращении права пользования жилым домом № -по ул.- в д.А. А. сельского поселения Гагаринского района Смоленской области, выселении их из данного дома, снятии их с регистрационного учёта по данному дому. В обоснование своего иска указал, что в 1993 году ему, в связи с работой в АОЗТ им. П., был предоставлен жилой дом, расположенный в д.А. Гагаринского района Смоленской области. В том же году он вселил в дом Ч.С.А. и её дочь – Ч.А.В. В 1994 году, согласно договора купли – продажи, он выкупил предоставленный ему дом. Право собственности на дом было зарегистрировано Вяземской инвентаризационной группой. В связи с тем, что 2006 году у него с ответчицей сложились личные неприязненные отношения, прекратились супружеские отношения с ответчицей, а дом нужен ему для личного пользования, то он просит суд, прекратить право пользования ответчиками его домом, выселить их из дома и снять их с регистрационного учёта по их дому.

В последнее судебное заседание Н.А.В. не явился, ранее свои исковые требования поддерживал и просил их удовлетворить, а встречные иски Ч.С.А. и Ч.А.В. он не признал.

Ответчик Ч.С.А. иск не признала и предъявила к Н.А.В. и АОЗТ им. П. встречный иск, который неоднократно уточняла в последнем уточненном иске от 30 июля 2007 года, просила суд признать недействительным договор купли - продажи жилого дома от -1994 г., заключённый между Н.А.В. и АОЗТ им. П., а также признать за ней право на 1\2 доли данного дома. В судебном заседании дополнительно просила признать недействительным Свидетельство о государственной регистрации права от - 2008 г., выданное на имя Н.А.В. В обоснование своих встречных исковых требования она пояснила, что в 1993 году она проживала с Н.А.В. и своей дочерью Ч.А.В. в доме её отчима в д.А.. Когда освободился спорный дом, она обратилась с заявлением в правление АОЗТ о предоставлении её семье данного дома, в том числе и на Н. В декабре 1993 года они семьей заняли спорный дом, а затем с разрешения правления АОЗТ, они все, с -1994 г. были зарегистрированы в нём. Когда АОЗТ стало продавать своим работникам дома, им с Н., в последнюю очередь был продан дом, т.к., у них был небольшой стаж работы. Дом, по сложившемуся в АОЗТ порядку, был продан Н., как главе семьи, она с этим не спорила, поскольку, считала, что дом был продан всем членам семьи, а потому, находится в общей собственности. С весны 2007 г. они с Н. прекратили гражданские супружеские отношения. С учётом того, что Н. ставит вопрос о выселении её и её дочери из дома, она просит признать: недействительным (ничтожным) договор купли – продажи дома и недействительным свидетельство о государственной регистрации права на спорный дом, выданные на имя Н., так как, совершённая Н.А.В. в 1994 г. сделка по купле–продаже дома существенно затрагивает её жилищные права, а также просит признать за ней право собственности на 1\2 долю данного дома, поскольку она, как работник АОЗТ им.П. также имела право на приобретение жилья в свою собственность, но по сложившейся тогда практике все заблуждались и дома оформляли в собственность только главы семьи.

Согласно свидетельства о заключении брака, Ч.А.В. - 2009 года присвоена фамилия Д. (т.2 л.д.43).

Ответчик Д.(Ч.)А.В. в суд не явилась, согласно имеющегося в деле заявления просит рассмотреть дело в её отсутствие. Во встречном исковом заявлении просила признать за ней право пользования спорным жилым домом.

Представитель Ч.С.А. и Д.А.В. – адвокат И.В.А. просит иск Н.А.В. оставить без удовлетворения, а встречные иски Ч.С.А. и Д.А.В. просит удовлетворить, поскольку, спорный дом фактически продавался на семью, в том числе и его доверительнице – Ч.С.А. и её дочери.

Представители АОЗТ им П. и администрация МО «А. сельское поселение» в суд не явились, извещены надлежащим образом, заявлений об отложении дела от них не поступало.

Представитель Гагаринского отдела УФРС по Смоленской области в суд не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя.

Суд, проверив материалы дела, заслушав стороны, свидетелей, заключение прокурора, считает, что в иске Н.А.В. к Ч.С.А. и Д.(Ч.)А.В. должно быть отказано, а встречные иски Ч.С.А., Д.А.В. к Н.А.В. и АОЗТ им.П. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Судом установлено, что в Н.А.В. и Ч.С.А. находились в фактических брачных отношениях, без регистрации брака с 1993 г. по 2007 г. В декабре 1993 г. они вселились в спорный дом, принадлежащий АОЗТ им.П., расположенный в д.А. Гагаринского района Смоленской области. На основании решения правления АОЗТ им. П., дом в последующем, был предоставлен для проживания семье, состоящей из Н.А.В., Ч.С.А. и её дочери Ч.А.В. (л.д.42).

В соответствии с договором купли-продажи от - 1994 года, Н.А.В., работающий в АОЗТ им.П. в качестве водителя, купил, а АОЗТ им.П. продал, жилой дом (инвентарный номер-) в д.А. общей площадью 61,5 кв.м за - рублей (л.д.4).

Согласно регистрационного удостоверения выданного - 1994 года Вяземской инвентаризационной группой и свидетельства о государственной регистрации права - от 2008 года, домовладение №- по ул.М. в д.А. А. сельского поселения Гагаринского района Смоленской области зарегистрировано по праву собственности за Н.А.В. (л.д.7, 137).

Из справки А. сельского поселения № - от - 2008г. следует, что Ч.С.А. зарегистрирована в доме совместно с сожителем Н.А.В. и дочерью Ч.А.В. с 01.01.1994г., на основании решения правления АОЗТ им.П.(л.д.29).

В соответствии со справкой из АОЗТ им.П.и трудовой книжкой, Ч.С.А. действительно работала в АОЗТ с - 1992 года по - 2003 год (л.д.40,54-55), а Н.А.В. с 1990 года по 2004 год. (л.д.40-41).

В соответствии с копией похозяйственной книги А. сельского поселения на 01.01.1994г. в колхозном доме (лицевой счет №-) в д.А. зарегистрированы: глава семьи Н.А.В., -1965 г.р., шофер АОЗТ им.П., сожительница Ч.С.А., -1970 г.р., рабочая столовой АОЗТ им.П. и падчерица Ч.А.В., -1990 г.р. (т.2 л.д.37-38).

Постановлением главы МО А. сельского поселения Гагаринского района Смоленской области №- от - 2009 года, жилому дому на ул.М. в д.А. принадлежащему Н.А.В. присвоен адресный номер - (т.2 л.д.20-21).

Свидетель И.Р.И. в судебном заседании пояснила, что в 1993-1994 годах она была членом правления колхоза. На собрании правления они разбирали заявление Ч. о предоставлении для проживания дома ей с Н., с которым они жили семьей без регистрации брака. Они вели общее хозяйство. Дом им был предоставлен. Спустя некоторое время вновь по заявлению Ч. правлением колхоза было принято решение о продаже им дома в собственность, какие-либо протоколы не велись. Договор купли-продажи дома был заключен с Н.А.В., как с главой семьи, по согласию Ч.. На двоих собственников дома в то время не оформлялись.

Свидетель М.Т.А. в судебном заседании пояснила, что ранее её семья дружила с семьей Н. и Ч., знает их давно. Дом, в котором проживали Н. и Ч., предоставлялся на их семью, впоследствии покупался он также на общие денежные средства. Договор купли-продажи был оформлен на Н., как на главу семью. На двоих членов семьи тогда договоры купли-продажи не оформлялись. Когда Н. и Ч. жили одной семьей, М. работала бухгалтером в колхозе, получала их заработную плату и отдавала её Ч..

Из ст.ст.4, 422 ГК РФ и Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй ГК РФ" следует, что к обязательственным отношениям, возникшим до 1 марта 1996 года, должен применяться раздел III ГК РСФСР (за исключением подраздела I "Общие положения об обязательствах").

Из ст.45 ГК РСФСР следует, что несоблюдение требуемой законом формы влечет за собой недействительность сделки лишь в случае, когда такое последствие прямо указано в законе.

В соответствии со ст.239 ч.2 ГК РСФСР договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в сельском населенном пункте, должен быть совершен в письменной форме и зарегистрирован в исполнительном комитете сельского Совета. Несоблюдение правил настоящей статьи влечет недействительность договора (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 февраля 1987 года - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 9, ст.250).
Как видно из договора купли-продажи, состоявшегося - 1994 года между Н.А.В. с одной стороны, и АОЗТ им.П. с другой стороны, по которому Н.А.В. купил в д.А. жилой дом, принадлежащий АОЗТ им.П. Однако данная сделка не была зарегистрирована в А. сельской администрации.

Кроме того, по сложившейся в АОЗТ им.П. практике, в качестве покупателя в договоре купли – продажи жилого дома, указывался только один из взрослых членов семьи (глава семьи), тогда как, предполагалось, что жилое помещение продаётся всем членам семьи. По договору купли-продажи от 1994 г. предполагалось, что дом продаётся, в том числе и Ч.С.А., однако, не учитывалось то обстоятельство, что Н.А.В. и Ч.С.А. проживали без регистрации брака. Ч.С.А., так же, имевшая право на приобретение спорного дома, работая в АОЗТ им.П. была введена в заблуждение сложившейся в АОЗТ практикой, связанной с продажей домов, и сожительствуя с Н.А.В., она ошибочно полагала, что автоматически, совместно с Н.А.В., при заключении вышеуказанного договора купли–продажи дома, приобретает право общей долевой собственности на дом, поэтому, она, как на время заключения договора купли-продажи дома в 1994 г., так и на время прекращения фактических брачных отношений с Н. не имела оснований ставить под сомнение сделку по купли–продажи спорного дома. С целью улучшения своих жилищных условий, она взяла в банке ссуду, за счёт которой в доме было установлено газовое оборудование для отопления дома. При обращении Н.А.В. в суд с иском о её выселении, Ч.С.А. узнала о своих заблуждениях в части общей собственности на спорный дом, поэтому, она согласно ст. 12 ГК РФ обратилась в суд за защитой своих гражданских прав, а именно: со встречным иском о признания оспоримой сделки недействительной (ничтожной).

В соответствии со ст.57 ГК РСФСР (ст.178 ГК РФ)сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, признается недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения.

Согласно ст. 166 ч 2 ГК РФ - требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

С учётом того, что при заключении договора купли-продажи спорного дома от -1994 года, заключённого между Н.А.В. и АОЗТ им. П., все стороны в договоре, а также Ч.С.А., были заведомо введены в заблуждение о правах Ч.С.А., как работника АОЗТ и имеющей право на приобретение в собственность жилья наравне с Н.А.В., и последствия заключения данного договора непосредственно затрагивает конституционные права Ч.С.А. на пользование, проживание в данном помещении, а также в связи с тем, что договор не был зарегистрирован в сельской администрации, по мнению суда, вышеуказанный договор купли-продажи должен быть признан недействительным (ничтожным), а запись регистрации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности Н.А. В. на жилой дом подлежит исключению.

Таким образом, встречный иск Ч.С.А. нашёл в суде своё подтверждение и подлежит удовлетворению, что исключает удовлетворение иска Н.А.В. к Ч.С.А. и Д.(Ч.)А.В. о прекращении права пользования жилым домом №- по ул.М. в д.А. А. сельского поселения Гагаринского района Смоленской области, о выселении их из данного жилого дома, снятии их с регистрационного учёта по данному жилому дому.

Одновременно, за Д. (Ч.) А.В. признается право пользования спорным домом.

В связи с тем, что договор купли-продажи спорного дома от -1994 года, заключённый между Н.А.В. и АОЗТ им. П., признан судом недействительным, не подлежат удовлетворению требования Ч.С.А. о признании за ней права собственности на 1\2 доли данного дома, поскольку стороны в данном договоре необходимо привести в первоначальное состояние.

На основании ст. 98 ГПК РФ в пользу Ч.С.А. с ответчиков подлежит взысканию и расходы по госпошлине, пропорционально удовлетворенным требованиям.

На основании выше изложенного и руководствуясь ст.ст. 196 – 198 ГПК РФ,

решил:

Удовлетворить частично исковые требования Ч.С.А. к Н.А.В. и АОЗТ им.П..

Признать договор купли-продажи жилого дома № -(с учетом изменений на 23.06.2009г. дом № -), расположенного по улице М. в деревне А. А. сельского поселения Гагаринского района Смоленской области, состоявшийся - 1994 года между АОЗТ им. П. с одной стороны и Н.А.В. с другой стороны - недействительным (ничтожным) и привести стороны в первоначальное положение.

Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации №- от - 2008 года о праве собственности Н. А. В. на жилой дом № -(с учетом изменений на 23.06.2009г. дом № -), расположенный по ул.М. в д.А. А. с/п Гагаринского района Смоленской области.

Требования Ч.С.А.о признании за ней права собственности на 1\2 доли жилого дома – оставить без удовлетворения.

Иск Н.А.В. к Ч.С.А. и Д.(Ч.)А.В.– оставить без удовлетворения.

Взыскать с Н.А.В. и АОЗТ им. П. в пользу Ч.С.А. в возврат расходов по госпошлине по 50 (пятьдесят) рублей 00 копеек.

Признать за Д.А.В. право пользования жилым домом №- (с учетом изменений на 23.06.2009г. дом №-) по ул.М. в д.А. Гагаринского района Смоленской области.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Гагаринский городской суд, в течение 10 дней со дня его вынесения.

Федеральный судья Г.В.Рязанов