РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 ноября 2010 года с. Красноусольский
Гафурийский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Каскинбаева Ф.Ф., с участием прокурора Иделбаева Д.П., при секретаре Ишмухаметовой З.М., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Гафурийского района РБ о признании недействительными постановлений главы администрации муниципального района Гафурийский район РБ, ничтожным договора аренды земельного участка и обязывании возвратить земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Гафурийского района РБ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Гафурийский район РБ», к Комитету по управлению муниципальной собственностью Минзеимущества РБ по Гафурийскому району, Газизовой A.M. о признании недействительным и недействующим постановления главы МР Гафурийский район РБ Номер обезличен от Дата обезличена «Об утверждении акта выбора земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства Газизовой А.М..», о признании недействительным и недействующим постановления главы МР Гафурийский район РБ Номер обезличен от Дата обезличена «Об утверждении проекта границ земельного участка», о признании недействительным и недействующим постановления главы МР Гафурийский район РБ Номер обезличенот Дата обезличена «О предоставлении земельного участка на праве аренды Газизовой A.M.», о признании недействительным договора аренды Номер обезличен, заключенного между администрацией МР Гафурийский район и Газизовой A.M., о возложении обязанности на Газизову A.M. возвратить в администрацию МР Гафурийский район РБ данный земельный участок.
Исковое требование мотивировано тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения земельного законодательства при выделении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. Вышеназванными постановлениями утвержден акт выбора земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства ответчице, утвержден проект границ земельного участка, ей предоставлен, на праве аренды земельный участок с кадастровым номером Номер обезличен из категории земель населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: ....
Дата обезличена между администрацией МР Гафурийский район и ответчицей заключен договор аренды данного земельного участка. При этом в средствах массовой не помещалась информация о предоставлении на праве аренды спорного земельного участка. Это нарушение противоречит интересам неопределенного круга лиц, поскольку ограничивает их права и не позволяет им в равной и
доступной форме получить указанный земельный участок в аренду либо в собственность.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению собственностью Минземимущества РБ по Гафурийскому району, в качестве соответчика привлечено Управление Росреестра РФ в Гафурийском районе РБ.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, привел доводы, изложенные в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представители ответчиков, третьих лиц в судебном заседании не участвовали, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно свидетельству о заключении брака ответчица заключила брак с ФИО1 и ей присвоена фамилия Тимирова с Дата обезличена.
Из представленных в суд материалов видно, что оспариваемый земельный участок предоставлен в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, то есть для целей, не связанных со строительством.
К настоящему времени договор аренды земельного участка расторгнут в соответствии с соглашением сторон договора, согласно справке УФРС права на земельный участок не зарегистрированы и поэтому в этой части требований истца к настоящему моменту отпал предмет спора.
Порядок и условия предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, урегулирован ст. 34 Земельного Кодекса РФ (далее ЗК РФ), согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, до предоставления земельного участка, предоставляемый земельный участок должен быть сформирован, обязанность его формирования лежит на органе местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что, рассмотрев заявление ответчицы о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, в нарушение требований ч. 1 ст. 34 ЗК РФ, а именно без подготовки информации о земельных участках, которые предоставляются на праве аренды и без заблаговременной публикации такой информации, главой администрации муниципального района изданы вышеприведенные постановления и заключен договор аренды спорного земельного участка.
Данное нарушение является существенным нарушением закона, поскольку нарушены одни из основополагающих принципов- принципы публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, предусмотренные ч. 1 ст. 34 ЗК РФ. Нарушение этих принципов влечет нарушение интересов неопределенного круга лиц, поскольку ограничивает их права и не позволяет им в равной и доступной форме получить указанный земельный участок в аренду. На основании изложенного эти постановления являются незаконными.
При этом постановление Номер обезличен «Об утверждении проекта границ образования земельного участка из земель» является законным, так как в нем идет речь о формировании земельного участка, которое проводится до опубликования информации о предоставлении земельного участка.
Постановление Номер обезличен от Дата обезличена «Об утверждении акта выбора земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства Газизовой А.М.» является незаконным в части 1 и только в части слов «гр. Газизовой А.М.», так как до публикации объявления земельный участок формируется обезличенно и его формирование специально для конкретного лица вышеприведенные нормы закона не позволяют.
Поскольку договор аренды земельного участка расторгнут, то ответчик обязана вернуть его собственнику.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным часть 1 постановления главы администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан Номер обезличен от Дата обезличена «Об утверждении акта выбора земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства Газизовой А.М.» в части слов «гр. Газизовой А.М. и обязать Тимирову А.М. возвратить администрации муниципального района ... земельный участок кадастровым номером Номер обезличен, расположенный по адресу: ....
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать за отсутствием предмета спора.
Взыскать с администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в доход государства госпошлину в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано через районный суд в Верховный суд РБ в течение 10 дней.
Судья: подпись Р.Р.Камалов
Решение не вступило в законную силу.