Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2010 года с. Красноусольский
Гафурийский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Каскинбаева Ф.Ф., при секретаре Ишмухаметовой З.М., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Гафурийского района РБ к администрации МР Гафурийский район РБ, Матвеевой Л.В. о признании недействительным постановлений главы администрации муниципального района Гафурийский район РБ, недействительным договора аренды земельного участка, государственной регистрации права аренды на земельный участок и обязывании возвратить земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Гафурийского района РБ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании недействительным и недействующим постановлений главы МР Гафурийский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении акта выбора земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства», № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта границ образования земельного участка из земель», № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка на праве аренды Матвеевой Л.В.», о признании недействительным договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией МР Гафурийский район и Матвеевой Л.В., о признании недействительной государственной регистрации права аренды на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> и аннулировании записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее ЕГРП) № от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности возвратить администрации МР Гафурийский район РБ данный земельный участок.
Исковое требование мотивировано тем, что при выделении земельного участка администрацией района не опубликована информация о предоставлении на праве аренды спорного земельного участка. Это нарушение противоречит интересам неопределенного круга лиц, поскольку ограничивает их права и не позволяет им в равной и доступной форме получить указанный земельный участок в аренду либо в собственность.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению собственностью Минземимущества РБ по Гафурийскому району, в качестве соответчика привлечено Управление Росреестра РФ в Гафурийском районе РБ.
Стороны в судебном заседании не участвовали, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, истец просил рассмотреть иск в его отсутствие и удовлетворить требования.
Суд, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Из представленных в суд материалов видно, что оспариваемый земельный участок предоставлен в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, то есть для целей, не связанных со строительством.
Порядок и условия предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, урегулированы ст. 34 Земельного Кодекса РФ (далее ЗК РФ), согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, до предоставления земельного участка, предоставляемый земельный участок должен быть сформирован, обязанность его формирования лежит на органе местного самоуправления. После формирования земельного участка информация о предоставлении данного участка подлежит опубликованию.
В постановлениях главы администрации МР Гафурийский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении акта выбора земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства», № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта границ образования земельного участка из земель», идет речь о формировании земельного участка, они обезличены, в них не говорится, что участок формируется для Матвеевой и поэтому соответствуют требованиям закона.
Из материалов дела усматривается, что, рассмотрев заявление о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, в нарушение требований ч. 1 ст. 34 ЗК РФ, а именно без подготовки информации о земельных участках, которые предоставляются на праве аренды и без заблаговременной публикации такой информации, главой администрации муниципального района издано постановление о предоставлении земельного участка на праве аренды и заключен договор аренды спорного земельного участка.
Данное нарушение является существенным нарушением закона, поскольку нарушены одни из основополагающих принципов- принципы публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, предусмотренные ч. 1 ст. 34 ЗК РФ. Нарушение этих принципов влечет нарушение интересов неопределенного круга лиц, поскольку ограничивает их права и не позволяет им в равной и доступной форме получить указанный земельный участок в аренду. На основании изложенного постановление главы администрации МР Гафурийский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка на праве аренды Матвеевой Л.В.», является незаконным.
В силу ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре.
На основании постановления главы администрации МР Гафурийский район № между администрацией МР Гафурийский район и Матвеевой Л.В. заключен договор аренды данного земельного участка.
Поскольку настоящий договор аренды заключен на основании незаконного постановления органа местного самоуправления, которым Матвеева Л.В.. незаконно управомочена заключить данный договор, то договор аренды спорного земельного участка ничтожен как несоответствующий требованиям закона.
Ст. 12 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено в судебном порядке. При этом проверке подлежит законность основания возникновения права.
Согласно выписке из ЕГРП на указанный земельный участок <данные изъяты> Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ответчицей зарегистрировано право аренды.
Поскольку право аренды возникло не на законных основаниях, то право аренды подлежит прекращению.
Согласно ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки стороны обязаны возвратить друг другу все полученное по сделке, поэтому ответчица обязана вернуть администрации МР «Гафурийский район» земельный участок.
Довод представителя третьего лица КУС МЗИО РБ по Гафурийскому району о том, что ст. 10 Закона РБ « О регулировании земельных отношений в РБ» предусматривает предоставление земельных участков в аренду для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов несостоятелен.
Согласно ч. 1 ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
В данном случае приведенная выше норма земельного права субъекта Российской Федерации противоречит положениям ст. 34 ЗК РФ и поэтому данным правоотношениям не может быть применена.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление главы администрации МР Гафурийский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка на праве аренды Матвеевой Л.В.».
Признать недействительным договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, заключенного между администрацией МР Гафурийский район и Матвеевой Л.В..
Прекратить право аренды Матвеевой Л.В. земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером №.
Обязать Матвееву Л.В. возвратить в администрацию муниципального района Гафурийский район PБ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в доход государства госпошлину в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано через Гафурийский районный суд в Верховный суд РБ в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.
Судья: подпись Ф.Ф.Каскинбаев
Решение не вступило в законную силу.