РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Красноусольский 29.12.2010 г.
Гафурийский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Рамазанова А.Ф. при секретаре Никитиной Л.Н. с участием представителя истца Валекжаниной Н.А. – адвоката Абдрахманова Н.Х., представителя ответчика – Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан Сторублевкина А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валекжанина Н.А. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан (деле по тексту – УПФ) о признании незаконным и отмене решения УПФ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии Валекжаниной Н.А., возложении на УПФ обязанности назначить Валекжаниной Н.А. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включив в стаж, дающий право на назначение пенсии, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, периоды нахождения <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей и оплате услуг представителя в размере 3000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Валекжанина Н.А. обратилась в суд с иском к УПФ о признании незаконным и отмене решения УПФ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии Валекжаниной Н.А., возложении на УПФ обязанности назначить Валекжаниной Н.А. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включив в стаж, дающий право на назначение пенсии, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, периоды нахождения <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей и оплате услуг представителя в размере 3000 рублей.
Исковые требования Валекжанина Н.А. мотивирует тем, что решением УПФ № от ДД.ММ.ГГГГ ей незаконно отказано в установлении пенсии, поскольку УПФ необоснованно, по ее мнению, не включило в специальный стаж периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, периоды нахождения на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель истца – адвокат Абдрахманов Н.Х. иск поддержал и суд пояснил, что работа в качестве <данные изъяты> должна быть включена в специальный стаж независимо от профиля данных учреждений, так как, работая в указанных должностях, истец осуществляла <данные изъяты>. Невключение данных периодов ее работы в специальный стаж ставит истца в неравное положение с <данные изъяты> Периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации также должны быть включены в специальный стаж, так как согласно ст.187 ТК РФ на время нахождения истца на данных курсах за ней сохранялось место работы и заработная плата.
Представитель ответчика Сторублевкин А.С. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что в установлении пенсии Валекжаниной Н.А. отказано на законных основаниях, поскольку <данные изъяты>, где истец работала в должности <данные изъяты>, не являются <данные изъяты>, работа в которых включается в специальный стаж, предоставляющий право на досрочную пенсию.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.81 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2002 г. (в период работы истца в должности медицинской сестры детского сада и школы-интернат), пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.
Из ст.83 этого же закона следует, что списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 27.08.1992 № 634, от 23.07.1993 № 701, от 22.09.1993 № 953), действовавшим до 01.11.1999, утвержден Список профессий и должностей работников, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет.
Согласно данному Списку право на пенсию за выслугу лет предоставлено лишь врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачам и среднему медицинскому персоналу, занимающемуся индивидуальной трудовой деятельностью.
Таким образом, главными критериями, определяющими право работника, осуществляющего лечебную и иную работу по охране здоровья населения, на пенсию за выслугу лет, является его работа в исключительно лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях либо занятие индивидуальной трудовой деятельностью.
В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующего в настоящее время, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона (женщинам до достижения возраста 55 лет) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Таким образом, действующее законодательство также предусматривает необходимость работы в учреждениях здравоохранения для получения права на досрочное назначение пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 г. № 395, а также действовавшей ранее Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министра здравоохранения СССР от 31.12.1974 г. № 1180, детский сад и школа-интернат не отнесены к категории лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических либо иных учреждений здравоохранения, а являются образовательными учреждениями, что истцом и его представителем не оспаривается.
Доводы адвоката Абдрахманова Н.Х. о том, что в <данные изъяты>, имелась лицензия на выполнение услуг в виде <данные изъяты>, а согласно должностной инструкции <данные изъяты> и иную работу по охране здоровья детей, в связи с чем данный период ее работы подлежит включению в специальный трудовой стаж, являются несостоятельными, по следующим основаниям.
<данные изъяты>, в штате которого состояла Валекжанина Н.А.
Наличие у образовательного учреждения лицензии на выполнение услуг в виде оказания <данные изъяты> не наделяет его статусом учреждения здравоохранения.
Факт выполнения Валекжаниной Н.А. лечебной и иной работы по охране здоровья детей ответчиком не оспаривается, однако, сам по себе не имеет значения для разрешения спора по делу, поскольку указанная работа истцом выполнялась в образовательном учреждении, а не в учреждении здравоохранения.
Согласно п.2 Определения Конституционного Суда РФ от 29.05.2007 № 351-О-О в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Из материалов дела следует, что Валекжанина Н.А. работала в должности медицинской сестры детского сада и школы-интернат в период, когда установленное правовое регулирование не предусматривало включение периодов работы медицинской сестрой в образовательных учреждениях в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и досрочное назначение пенсии согласно п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Следовательно, периоды работы Валекжаниной Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не подлежат. Следовательно, решение УПФ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии Валекжаниной Н.А. в данной части является законным и обоснованным.
Вместе с тем, данное решение УПФ в части невключения в специальный стаж периодов нахождения Валекжаниной Н.А. на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не основано на законе.
Согласно п.2 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения трудовой пенсии по старости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Таким образом, решение УПФ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии Валекжаниной Н.А. в части невключения в специальный стаж периодов нахождения Валекжанина Н.А. на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с.ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и подлежит отмене.
Учитывая, что специальный стаж Валекжаниной Н.А., с учетом включения в него периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации, не составляет необходимых 25 лет, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у нее не возникает.
С учетом того, что исковые требования Валекжаниной Н.А. подлежат частичному удовлетворению, и при этом носят неимущественный характер, в связи с чем определить пропорциональность размера их удовлетворения судом в соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ не представляется возможным, расходы по оплате государственной пошлины и услуг представителя подлежат взысканию с ответчика.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ расходы на оплату услуг представителя взыскиваются в разумных пределах. Определяя разумные пределы взыскания расходов по оплате услуг представителя, суд учитывает уровень сложности рассматриваемого дела, характер выполненной представителем работы и объем удовлетворенных исковых требований.
С учетом указанных обстоятельств суд определяет размер подлежащих взысканию с ответчика расходов на оплату услуг представителя в сумме 1500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Валекжанина Н.А. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан удовлетворить частично.
Решение Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии Валекжаниной Н.А. в части невключения в специальный стаж периодов нахождения Валекжаниной Н.А. на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить.
Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан включить в специальный стаж Валекжаниной Н.А. периоды нахождения ее на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В остальной части иск Валекжанина Н.А. оставить без удовлетворения.
Взыскать с Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан в пользу Валекжанина Н.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей и услуг представителя в размере 1500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Гафурийский районный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья подпись А.Ф. Рамазанов
Решение не вступило в законную силу.