РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Красноусольский 14.01.2011 г.
Гафурийский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Рамазанова А.Ф. при секретаре Ишмухаметовой З.М. с участием истца Ибатуллиной Ф.Г., ее представителя – адвоката Абдрахманова Н.Х., представителя ответчика – Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан Сторублевкина А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ибатуллиной Ф.Г. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан (деле по тексту – УПФ) о признании незаконным и отмене решения УПФ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии Ибатуллиной Ф.Г., возложении на УПФ обязанности назначить Ибатуллиной Ф.Г. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включив в стаж, дающий право на назначение пенсии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учебы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы в <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> по совместительству с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> и услуг представителя в размере <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Ибатуллина Ф.Г. обратилась в суд с иском к УПФ о признании незаконным и отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии Ибатуллиной Ф.Г., возложении на УПФ обязанности назначить Ибатуллиной Ф.Г. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включив в стаж, дающий право на назначение пенсии, периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учебы в Башкирском <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы в <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> по совместительству с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> и оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>
Исковые требования Ибатуллина Ф.Г. мотивирует тем, что решением УПФ № от ДД.ММ.ГГГГ ей незаконно отказано в установлении пенсии, поскольку УПФ необоснованно, по ее мнению, не включило в специальный стаж периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учебы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы в <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> по совместительству с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Ибатуллина Ф.Г. и ее представитель – адвокат Абдрахманов Н.Х. иск поддержали и суд пояснили, что в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 период ее учебы в педагогическом университете должен был быть включен в специальный стаж, поскольку обучению предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Период нахождения ее на курсах повышения квалификации также должен быть включен в специальный стаж, так как согласно ст.187 ТК РФ на время нахождения истца на данных курсах за ней сохранялось место работы и заработная плата. В период ее работы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она по совместительству работала в качестве <данные изъяты>, в связи с чем данный период ее работы также подлежит включению в специальный стаж. Невключение данного периода ее работы в специальный стаж ставит истца в неравное положение с другими <данные изъяты>, выполнявшими те же функции, но по основному месту работы.
Представитель ответчика Сторублевкин А.С. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что в установлении пенсии Ибатуллиной Ф.Г. отказано на законных основаниях, поскольку действующее в настоящее время законодательство не предусматривает возможность включения периодов обучения в университете в специальный стаж, повышение квалификации проводилось с отрывом от производства, а работа Ибатуллиной Ф.Г. в качестве <данные изъяты> не подтверждается приказами о приеме ее на работу по совместительству на должность <данные изъяты>.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, считает что иск Ибатуллиной Ф.Г. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона (женщинам до достижения возраста 55 лет) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ст.80 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2002 г. пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.
В соответствии с п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшим до 1993 года, в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В судебном заседании установлено, что Ибатуллина Ф.Г. обучалась в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записями в ее трудовой книжке. При этом обучению в университете предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Таким образом, период обучения Ибатуллиной Ф.Г. в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный трудовой стаж.
Довод представителя ответчика Сторублевкина А.С. о неприменимости Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 в связи с его отменой является несостоятельным, поскольку в период обучения Ибатуллиной Ф.Г. в университете и последующей ее педагогической деятельности вплоть до 1993 г. данное Постановление и утвержденное им Положение действовали, предоставляя Ибатуллиной Ф.Г. соответствующие права. Иное ставило бы истицу в неравное положение с работками, выполнявшими аналогичные функции и вышедшими не пенсию ранее.
Из смысла постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П следует, что если в период работы действовало законодательство, дающее право на льготы, а в настоящее время оно отменено, то необходимо применять законодательство, действовавшее в период работы истицы.
Согласно п.2 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения трудовой пенсии по старости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из изложенного следует, что период нахождения Ибатуллиной Ф.Г. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ибатуллина Ф.Г. работала библиотекарем ГОУ НПО Профессиональное училище № (далее <данные изъяты>). Данный период работы не включен в специальный стаж истицы.
При этом имеющиеся в материалах дела приказы <данные изъяты> о закреплении педагогических часов (№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ) и тарификационные списки свидетельствуют о том, что за Ибатуллиной Ф.Г. (до регистрации брака – ФИО1) были закреплены педагогические часы в количестве: в ДД.ММ.ГГГГ учебном году – 280 часов (<данные изъяты>), в ДД.ММ.ГГГГ учебном году – 280 часов (<данные изъяты>), в ДД.ММ.ГГГГ учебном году – 280 часов (<данные изъяты>), в ДД.ММ.ГГГГ учебном году – 360 часов (<данные изъяты> – 280, <данные изъяты> – 80), в ДД.ММ.ГГГГ учебном году – 176 часов (<данные изъяты> – 128, <данные изъяты> – 48), в ДД.ММ.ГГГГ учебном году – 176 часов (<данные изъяты>), в ДД.ММ.ГГГГ учебном году – 336 часов (<данные изъяты>), в ДД.ММ.ГГГГ учебном году – 360 часов (<данные изъяты> – 192, <данные изъяты> – 48, <данные изъяты> – 120).
Указанные документы подтверждают, что в период работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. Ибатуллина Ф.Г. была протарифицирована именно как <данные изъяты> и получала заработную плату из фонда заработной платы учреждения за выполняемую работу <данные изъяты>.
Указанное обстоятельство – осуществление Ибатуллиной Ф.Г. преподавательской деятельности, ведение уроков, представителем ответчика Сторублевкиным А.С. не оспаривается.
В соответствии с п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Исходя из обстоятельств данного дела: характера и специфики выполняемой Ибатуллиной Ф.Г. работы в <данные изъяты>, выполняемых ею функциональных обязанностей (она регулярно <данные изъяты>), направления деятельности учреждения (<данные изъяты> является образовательным учреждением), суд приходит к выводу о тождественности функций, выполняемых Ибатуллиной, функциям, выполняемым лицами, состоящими в должности учителя (преподавателя).
Таким образом, суд считает установленным факт работы Ибатуллиной Ф.Г. в <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. <данные изъяты> по совместительству.
Согласно «Списку должностей и учреждений…», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, работа в должности учителя (преподавателя) училища засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах работа Ибатуллиной Ф.Г. учителем по совместительству в <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Период работы Ибатуллиной Ф.Г. в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (до издания приказа № от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении педагогических часов) включению в специальный стаж не подлежит, поскольку суду не предоставлены доказательства (приказы о закреплении педагогических часов, тарификационные списки) выполнения ею функций учителя в указанный период.
Довод представителя ответчика Сторублевкина А.С. о том, что период работы Ибатуллиной в <данные изъяты> не подлежит включению в специальный стаж ввиду отсутствия соответствующих приказов о назначении ее на должность <данные изъяты> по совместительству, является несостоятельным, поскольку неиздание данных приказов работодателем, при отсутствии в том вины работника, не может нарушать право Ибатуллиной Ф.Г. на досрочное назначение пенсии.
Также является необоснованным довод представителя ответчика о невыполнении истицей в период работы в <данные изъяты> необходимой нормы рабочего времени.
Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 г. работы засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки). Ибатуллина Ф.Г. работала в <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, требование о необходимости выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) на нее не распространяется.
Подтвержденная ответчиком продолжительность специального стажа Ибатуллиной Ф.Г. составляет 19 лет 8 месяцев 20 дней.
С учетом прибавления к данному стажу периодов ее обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 10 месяцев 6 дней), нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 дней), работы <данные изъяты> по совместительству в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (8 лет 8 дней) общий специальный стаж ее работы составляет более чем 25 лет, следовательно, у Ибатуллиной Ф.Г. возникает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Ввиду вышеизложенного решение УПФ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии Ибатуллиной Ф.Г. следует признать незаконным и подлежащим отмене, а иск Ибатуллиной Ф.Г. – удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Из материалов дела следует, что Ибатуллина Ф.Г. обратилась в УПФ с заявлением о назначении ей пенсии ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, именно с этой даты ей следует назначить пенсию.
В соответствии с ч.1 ст.98, ч.1 ст.100 ГПК РФ расходы Ибатуллиной Ф.Г. по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> и услуг представителя в размере <данные изъяты>, подтвержденные соответствующими квитанциями, имеющимися в деле, подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Ибатуллиной Ф.Г. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан удовлетворить.
Решение Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии признать незаконным и отменить.
Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан назначить Ибатуллиной Ф.Г. досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж периоды ее обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы <данные изъяты> по совместительству в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан в пользу Ибатуллиной Ф.Г. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> и услуг представителя в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Гафурийский районный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья: подпись А.Ф. Рамазанов
Решение вступило в законную силу 15 марта 2011 года.