Гражданское дело № 2-220/2011 по иску о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Красноусольский 30 мая 2011 года

Гафурийский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Рамазанова А.Ф. с участием истца Махмутовой Г.Р., ее представителя – адвоката Абдрахманова Н.Х., представителя ответчика – Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан Сторублевкина А.С. при секретаре Ермаковой Л.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махмутовой Г.Р. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан (деле по тексту – УПФ) о признании незаконным и отмене решения УПФ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии, возложении на УПФ обязанности назначить Махмутовой досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, периода работы в качестве "должность" в "наименование" с ДД.ММ.ГГГГ, периода учебы в "наименование" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода работы в "наименование" в качестве "должность" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей и услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей,

УСТАНОВИЛ:

Махмутова обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что ей незаконно отказано в установлении пенсии, поскольку УПФ необоснованно, по ее мнению, не включило в специальный стаж периоды нахождения ее в учебных отпусках, работы в качестве "должность" в "наименование", учебы в "наименование" и работы в "наименование" в качестве "должность".

В судебном заседании Махмутова и ее представитель – адвокат Абдрахманов Н.Х. иск поддержали по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Сторублевкин А.С. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что в установлении пенсии Махмутовой отказано на законных основаниях, поскольку ее работа в качестве "должность" "наименование" не является педагогической деятельностью и не подлежит включению в специальный стаж, период учебы в институте не может быть включен в специальный стаж, поскольку обучению не предшествовала педагогическая деятельность, работа в "наименование" не подтверждена приказами о приеме на работу, а возможность включения в специальный стаж периодов нахождения в учебных отпусках не предусмотрена законом.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, считает, что иск Махмутовой подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона (женщинам до достижения возраста 55 лет) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно ст.80 Закона РФ от 20 ноября 1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 1 января 2002 г., пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

В соответствии с абз.2 п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее – Положение), действовавшим до 1993 года, в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывается работа по специальности во внешкольных детских учреждениях.

Согласно п. 3.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» к работе по специальности во внешкольных детских учреждениях относится работа в качестве руководителя или заместителя руководителя этих учреждений, руководителя кружка, тренера-преподавателя и др.

При этом в письме отмечено, что к внешкольным детским учреждениям относятся, наряду с прочими, Дворцы и Дома пионеров.

Таким образом, работу Махмутовой в качестве "должность" в "наименование" с ДД.ММ.ГГГГ следует расценивать как педагогическую деятельность, подлежащую включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

При этом суд отмечает, что работа в качестве "должность" учреждения дополнительного образования детей, в частности "наименование", включена в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

В соответствии с абз.5 п.2 вышеназванного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В судебном заседании установлено, что Махмутова в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в "наименование", что подтверждается дипломом серии <данные изъяты> №, а также записью в трудовой книжке. При этом обучению в университете предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Согласно п. 4 указанного Положения время работы по специальности во внешкольных детских учреждениях и время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Подтвержденная ответчиком продолжительность специального стажа Махмутовой составляет <данные изъяты>, что составляет более чем 2/3 стажа, приходящегося на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию, как того требует п.4 вышеназванного Положения.

Таким образом, периоды работы Махмутовой в качестве "должность" в "наименование" с ДД.ММ.ГГГГ и ее обучения в "наименование" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный трудовой стаж.

Суд считает возможным применить Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, поскольку в периоды работы Махмутовой "должность" в "наименование", обучения в институте и последующей ее педагогической деятельности вплоть до 1993 года данное Постановление и утвержденное им Положение действовали, предоставляя Махмутовой соответствующие права. Иное ставило бы истицу в неравное положение с работками, выполнявшими аналогичные функции и вышедшими не пенсию ранее.

Из смысла постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П следует, что если в период работы действовало законодательство, дающее право на льготы, а в настоящее время оно отменено, то необходимо применять законодательство, действовавшее в период работы истицы.

Из трудовой книжки Махмутовой следует, что с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № (параграф 1) от ДД.ММ.ГГГГ она назначена "должность" в "наименование".

Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом образования администрации <адрес>, приказ о приеме Махмутовой на работу в "наименование" от ДД.ММ.ГГГГ в книге приказов "наименование" отсутствует, приказ о ее переводе был издан по школе, лицевые счета хранятся в администрации <адрес>, тарификационные списки за ДД.ММ.ГГГГ не сохранились.

Представленные администрацией <адрес> лицевые счета за период ДД.ММ.ГГГГ свидетельствуют о том, что Махмутова с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № (параграф 1) принята "должность" в "наименование" и работала там до ДД.ММ.ГГГГ. При этом в лицевых счетах отражено начисление ей заработной платы как "должность" за указанный период.

Таким образом, суд считает установленным факт работы Махмутовой в "наименование" "должность" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и данный период должен быть включен в специальный стаж.

Довод представителя ответчика о том, что период работы Махмутовой в "наименование" не подлежит включению в специальный стаж ввиду отсутствия соответствующих приказов о назначении ее на должность, является несостоятельным, поскольку отсутствие данных приказов в архивах, равно как и их неиздание работодателем при фактическом принятии работника на работу, и при отсутствии в том вины работника, не может нарушать право Махмутовой на досрочное назначение пенсии.

Согласно п.2 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения трудовой пенсии по старости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из смысла ст.ст.173–175 ТК РФ следует, что при нахождении работника в отпуске, связанном с обучением в образовательных учреждениях и поступлением в образовательные учреждения – учебном отпуске, за ним сохраняется средний заработок.

Поэтому период нахождения работника в учебных отпусках является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из изложенного следует, что периоды нахождения Махмутовой в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Подтвержденная ответчиком продолжительность специального стажа Махмутовой составляет <данные изъяты>.

С учетом прибавления к данному стажу периодов ее работы в качестве "должность" в "наименование" с ДД.ММ.ГГГГ, обучения в "наименование" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы в "наименование" "должность" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, общий специальный стаж ее работы составляет более чем 25 лет, следовательно, у Махмутовой возникает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Ввиду вышеизложенного решение УПФ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии Махмутовой следует признать незаконным и подлежащим отмене, а иск Махмутовой – удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Из материалов дела следует, что Махмутова обратилась в УПФ с заявлением о назначении ей пенсии ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, именно с этой даты ей следует назначить пенсию.

В соответствии с ч.1 ст.98, ч.1 ст.100 ГПК РФ расходы Махмутовой по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей и услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, подтвержденные соответствующими квитанциями, подлежат взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Махмутовой Г.Р. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан удовлетворить.

Решение Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии признать незаконным и отменить.

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан назначить Махмутовой Г.Р. досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж периоды ее работы в качестве "должность" в "наименование" с ДД.ММ.ГГГГ, обучения в "наименование" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы в "наименование" "должность" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан в пользу Махмутовой Г.Р. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей и услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Гафурийский районный суд Республики Башкортостан.

Председательствующий подпись А.Ф. Рамазанов

Решение в законную силу не вступило.