РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ село Красноусольский 29 февраля 2012 года Гафурийский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Рамазанова А.Ф. с участием представителя истца – Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан Сиразетдиновой А.В., представителей ответчика – Товарищества собственников жилья «Детский санаторий» Пашкиной Н.Г., Шарафутдинова Р.Р. при секретаре Ишмухаметовой Э.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан к Товариществу собственников жилья «Детский санаторий» о ликвидации, УСТАНОВИЛ: Государственная жилищная инспекция Республики Башкортостан (далее по тексту – Инспекция) обратилась в суд с иском к Товариществу собственников жилья «Детский санаторий» (далее по тексту – ТСЖ «Детский санаторий») о ликвидации, исключении сведений о ТСЖ «Детский санаторий» из единого государственного реестра юридических лиц, возложении на председателя ТСЖ «Детский санаторий» обязанности осуществления ликвидационных процедур. Иск мотивирован тем, что данное товарищество создано с нарушением норм жилищного права, устав товарищества не соответствует требованиям закона, что является основанием для его ликвидации. В судебном заседании представитель инспекции Сиразетдинова заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Представители ответчика Пашкина и Шарафутдинов иск не признали, мотивируя тем, что порядок создания ТСЖ «Детский санаторий» и его устав соответствуют требованиям закона, инспекция не вправе была проводить проверку в отношении ТСЖ «Детский санаторий» без согласования с органами прокуратуры. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.141 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством. Согласно ч.2 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией. В том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Судом установлено, что при создании ТСЖ «Детский Санаторий» допущены грубые неустранимые нарушения закона, а также несоответствие Устава ТСЖ «Детский санаторий» закону, являющиеся основанием для ликвидации товарищества. Из Акта проверки № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Государственной жилищной инспекцией Республики Башкортостан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ТСЖ «Детский санаторий» проведена проверка, по результатам которой установлено следующее. В ходе инспекционной проверки произведен опрос жителей <адрес> и <адрес>, по вопросу проводились ли общие собрания: по выбору способа управления и создания ТСЖ на момент проведения проверки опрошены 14 собственников помещений многоквартирных домов, из них 6 собственников помещений многоквартирных домов письменно подтвердили, что на общих собраниях не участвовали и подписи в протоколах не ставили. В нарушении ст.45 - 46 ЖК РФ в протоколе № общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах № и № по <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ нет сведений о надлежащем уведомлении собственников помещений в многоквартирных домах о повестки дня и вопросах решаемых на собрании. Нет сведений об инициаторе созыва общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах. В протоколе отсутствуют сведения об избрании председателя и секретаря собрания, о создании счетной комиссии и данные вопросы не внесены в повестку дня. Нет сведений о результатах голосования по каждому вопросу повестки дня, с указанием количества проголосовавших «за», «против» и «воздержался». В протоколе отсутствует сведения о регистрации собственников помещений, принявших участие в общем собрании, приложением к протоколу является список с отметкой о получении приглашения на собрание, нет сведений по определению порядка подсчета голосов, которыми обладает каждый собственник или его представитель на общем собрании. Реестр сведений о лицах, проголосовавших за создание ТСЖ с указанием долей в праве общей собственности отсутствует, список проголосовавших за создание ТСЖ не представлен, реестр подсчета голосов отсутствует, бюллетень голосования по повестке дня не оформлен. Согласно протоколу № общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах № и № по <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ присутствующий на общем собрании глава администрации сельского поселения "наименование" М.Н.М. ознакомил собственников о способах управления многоквартирным домом и предложил создать ТСЖ (товарищество собственников жилья), при этом в нарушении ст.45 ЖК РФ он, не являясь собственником в данных многоквартирных домах, инициировал проведение данного общего собрания. Согласно протоколу № общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах № и № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановили создать правление ТСЖ в количестве 3 человек, при этом в нарушении п.2 ст.147 ЖК РФ членом правления избран гражданин К.В.С., который не является собственником помещения в многоквартирных домах № и № по <адрес> и не может быть членом товарищества. В нарушение ст.45 - 46 ЖК РФ в протоколе № общего собрания собственников квартир по адресу: <адрес>, дома №№ и № от ДД.ММ.ГГГГ нет сведений о надлежащем уведомлении собственников помещений в многоквартирных домах о повестки дня и вопросах решаемых на собрании. Нет сведений об инициаторе созыва общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах. В повестку дня не внесен вопрос об избрании председателя собрания и секретаря собрания. В протоколе отсутствуют сведения о создании счетной комиссии и данный вопрос не внесен в повестку дня. Нет сведений о результатах голосования по каждому вопросу повестки дня, с указанием количества проголосовавших «за», «против» и «воздержался». В протоколе отсутствуют сведения по определению порядка подсчета голосов, которыми обладает каждый собственник или его представитель на общем собрании. Реестр сведений о лицах, проголосовавших за создание ТСЖ с указанием долей в праве общей собственности отсутствует, список проголосовавших за создание ТСЖ не представлен, реестр подсчета голосов отсутствует, бюллетень голосования по повестке дня не оформлен. Согласно протоколу № общего собрания собственников квартир по адресу: <адрес>, дома № № и № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об избрании членов правления ТСЖ в количестве 3 человек, при этом в нарушении п.2 ст.147 ЖК РФ членом правления избран гражданин К.В.С.., который не является собственником помещения в многоквартирных домах № и № по <адрес> и не может быть членом товарищества. В ходе инспекционной проверки не представлены следующие документы: -копии протокола общих собраний собственников помещений многоквартирного дома о наделении гражданина (в т. ч. одного из собственников жилых домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, -документы, подтверждающие права ТСЖ на имущество, отражаемое на его балансе, -копия протокола общего собрания об утверждении собственниками помещений условий договора управления многоквартирными домами. -копии протоколов общего собрания собственников помещений многоквартирного дома об утверждении отчета ревизора (ревизионной комиссии) о финансовой деятельности ТСЖ за отчетные периоды и размерах обязательных платежей и взносов членов ТСЖ, об утверждении заключений о смете доходов и расходов за соответствующие года. По результатам изучения Устава ТСЖ «Детский санаторий» на предмет соответствия требованиям законодательства РФ – Жилищному кодексу РФ выявлены следующие нарушения: 1. В нарушение ч.2 ст.135 ЖК РФ не отражено в уставе: Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. 2. В нарушение ч.4 ст.135 ЖК РФ не отражено в уставе: Товарищество собственников жилья создается без ограничения срока деятельности, если иное не предусмотрено уставом товарищества. 3. В нарушение п.7 ч.1 ст.137 ЖК РФ не отражено в уставе: Товарищество собственников жилья вправе: продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу. 4. В нарушение ч.3 ст.137 ЖК РФ не отражено в уставе: В случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов. 5. В нарушение п.5 ч.1 ст.138 ЖК РФ не отражено в уставе: Товарищество обязано обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; 6. В нарушение п.8 ч.1 ст.138 ЖК РФ не отражено в уставе: Товарищество собственников жилья обязано: представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами; 7. В нарушение п.9 ч.1 ст.138 ЖК РФ не отражено в уставе: Товарищество собственников жилья обязано: вести реестр членов товарищества и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этого реестра в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса; 8. В нарушение п.10 ч.1 ст.138 ЖК РФ не отражено в уставе: Товарищество собственников жилья обязано: представлять в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в течение трех месяцев с момента государственной регистрации внесенных в устав товарищества изменений заверенные председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копию устава товарищества, выписку из протокола общего собрания членов товарищества о принятии решения о внесении изменений в устав товарищества с приложением заверенных председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копий текстов соответствующих изменений. 9. В нарушение ч.2 ст.141 ЖК РФ не отражено в уставе: Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. 10.В нарушение ч.4 ст.143 ЖК РФ не отражено в уставе: Реестр членов товарищества собственников жилья должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. 11. В нарушение ч.5 ст.143 ЖК РФ не отражено в уставе: Член товарищества собственников жилья обязан предоставить правлению товарищества достоверные сведения, предусмотренные частью 4 настоящей статьи, и своевременно информировать правление товарищества об их изменении. 12. В нарушение ч.6 ст.143 ЖК РФ не отражено в уставе: Членство в товариществе собственников жилья, созданном собственниками помещений в двух и более многоквартирных домах, прекращается у всех являвшихся членами товарищества собственников помещений в одном из многоквартирных домов с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества собственника помещения в многоквартирном доме, в товариществе которого после прекращения этого членства члены товарищества, являющиеся собственниками помещений в том же доме, будут обладать менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. После прекращения членства в товариществе собственники помещений в данном доме обязаны выбрать и реализовать один из указанных в статье 161 Жилищного Кодекса РФ способов управления многоквартирным домом. 13. В нарушение ч.1 ст.143.1 ЖК РФ не отражено в уставе: Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества. 14. В нарушение ч.2 ст.143.1 ЖК РФ не отражено в уставе: Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право предъявлять требования к товариществу относительно качества оказываемых услуг и (или) выполняемых работ. 15. В нарушение ч.3 ст.143.1 ЖК РФ не отражено в уставе: Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами: 1) устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества; 2) реестр членов товарищества; 3) бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок); 4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; 5) документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе; 6) протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества; 7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования; 8) техническая документация на многоквартирный дом и иные, связанные с управлением данным домом документы; 9) иные предусмотренные настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества. 16. В нарушение п.1 ч.2 ст.145 ЖК РФ не отражено в уставе: К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: - внесение изменений в устав товарищества или утверждение устава товарищества в новой редакции; 17. В нарушение п.2 ч.2 ст.145 ЖК РФ не отражено в уставе: К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: - принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; 18. В нарушение п.5 ч.2 ст.145 ЖК РФ не отражено в уставе: К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся:- утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов; 19. В нарушение п.8 ч.2 ст.145 ЖК РФ не отражено в уставе: К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: - утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана; 20. В нарушение п.8.1 ч.2 ст.145 ЖК РФ не отражено в уставе: К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: - утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок); 21. В нарушение п.8.2 ч.2 ст.145 ЖК РФ не отражено в уставе: К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: - утверждение годового отчета о деятельности правления товарищества; 22. В нарушение п.8.3 ч.2 ст.145 ЖК РФ не отражено в уставе: К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: - утверждение заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества; 23. В нарушение п.9 ч.2 ст.145 ЖК РФ не отражено в уставе: К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; 24. В нарушение п.10 ч.2 ст.145 ЖК РФ не отражено в уставе: К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положения об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества; 25. В нарушение п.10 ч.2 ст.145 ЖК РФ не отражено в уставе: К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: - определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества; 26. В нарушение ч.3 ст.146 ЖК РФ не отражено в уставе: Правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со статьей 45 ЖК РФ и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют члены товарищества или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов членов товарищества. 27. В нарушение ч.5 ст.147 ЖК РФ не отражено в уставе: Заседание правления товарищества собственников жилья созывается председателем в сроки, установленные уставом товарищества. 28. В нарушение ч.6 ст.147 ЖК РФ не отражено в уставе: Правление товарищества собственников жилья правомочно принимать решения, если на заседании правления товарищества присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов правления товарищества. Решения правления товарищества принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов членов правления, присутствующих на заседании, если большее число голосов для принятия таких решений не предусмотрено уставом товарищества. Решения, принятые правлением товарищества, оформляются протоколом заседания правления товарищества и подписываются председателем правления товарищества, секретарем заседания правления товарищества. 29. В нарушение ч.6 ст.147 ЖК РФ не отражено в уставе: Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества. 30. В нарушение п.1.1 ч.3 ст.150 ЖК РФ не отражено в уставе: Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья: - представляет общему собранию членов товарищества заключение по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества; 31. В нарушение п.3 ч.3 ст.150 ЖК РФ не отражено в уставе: Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья: - отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности. Изложенные в отзыве на исковое заявление доводы представителя ответчика Шарафутдинова о соответствии закону порядка создания и Устава ТСЖ «Детский санаторий» суд находит необоснованными, поскольку они опровергаются данными вышеуказанного Акта проверки, а также содержанием Протоколов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников квартир домов № и № по <адрес> <адрес>, Устава ТСЖ «Детский санаторий». Приложенные к протоколам № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ списки жильцов домов №№ и № не свидетельствуют о том, что о предстоящих собраниях извещались именно собственники (а не жильцы) квартир данных домов. Довод представителя ответчика о незаконности проведенной проверки ввиду отсутствия согласования ее проведения с органом прокуратуры суд также считает необоснованным. Как следует из материалов дела, внеплановая проверка в отношении ТСЖ Детский санаторий» проведена уполномоченным должностным лицом на основании распоряжения начальника Госжилинспекции Республики Башкортостан – "наименование" З.И.Г. от ДД.ММ.ГГГГ Им же мероприятия по контролю продлены до ДД.ММ.ГГГГ Основанием для проведения проверки послужило обращение собственников квартир <адрес> о нарушении прав потребителей. По смыслу п.5 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по обращению граждан о нарушении прав потребителей согласования с органом прокуратуры не требует. При таких обстоятельствах требование истца о ликвидации ТСЖ «Детский санаторий» является обоснованным. Вместе с тем, суд не находит предусмотренных законом оснований для возложения обязанности осуществить ликвидационные процедуры на председателя ТСЖ «Детский санаторий». В соответствии с п.3 ст.61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Уставом ТСЖ «Детский санаторий» предусмотрено, что принятие решения о ликвидации товарищества относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества (п.13.7.2). Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Таким образом, требование истца о возложении на председателя ТСЖ «Детский санаторий» обязанности осуществить ликвидационные процедуры удовлетворению не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан удовлетворить частично. Товарищество собственников жилья «Детский санаторий» (<данные изъяты>) ликвидировать и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц. В остальной части иск оставить без удовлетворения. Взыскать с Товарищества собственников жилья «Детский санаторий» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца через Гафурийский районный суд Республики Башкортостан. Председательствующий: подпись А.Ф. Рамазанов Решение в законную силу не вступило.