Решение по гражданскому делу № 2-58/2012 по иску Ишемьяровой А.А. к администрации МР Гафурийский район о признании помещений жилого дома нежилыми и исключении их из общей площади жилого дома, признании решений администрации незаконными



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Красноусольский 9 апреля 2012 года

Гафурийский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Рамазанова А.Ф. с участием представителей истца Ишимьяровой А.А. – Гарифуллина Р.С., Ишемьярова Т.Т., представителя ответчика – администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан Кульмасовой Л.А. при секретаре Ишмухаметовой З.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ишемьяровой А.А. к администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан о признании помещений жилого дома нежилыми и исключении их из общей площади жилого дома, признании решений администрации незаконными, возложении обязанности поставить истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Ишимьярова обратилась в суд с иском к администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее по тексту – администрация района) о признании помещений кухни и прихожей жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> нежилыми помещениями, исключении их из общей площади жилого дома, признании незаконными решений администрации района об отказе в постановке Ишимьяровой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить Ишимьярову на данный учет.

Истец мотивировал свои требования тем, что, являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, она обратилась в администрацию района с заявлением о предоставлении ей жилья как нуждающейся в улучшении жилищных условий. Администрацией района ей было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении. С решением администрации она не согласна, так как своего жилья не имеет, проживает вместе с сыном в принадлежащем ему доме по адресу: <адрес>. В данном доме отсутствуют удобства, нет ванной, душа, туалет на улице. Дом какими-либо комиссиями не обследовался. Также истец указывает, что обеспечена жильем менее учетной нормы, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 16,3 кв.м. При этом Решение Совета муниципального района Гафурийский район от 30.07.2007 № 22-158з «Об утверждении учетной нормы жилого помещения…», которым учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв.м., по мнению истца, является незаконным ввиду недостаточного опубликования, поэтому учетная нора должна приниматься за 18 кв.м. Кроме того, по мнению истца, помещения кухни и прихожей ее жилого дома не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, поскольку высота потолков в них ниже 2,7 метров, в связи с чем данные помещения следует признать нежилыми и исключить из общей жилой площади дома. Ввиду изложенного истец считает себя необеспеченным жилым помещением, и полагает, что на администрацию района должна быть возложена обязанность поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Истец Ишимьярова, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Ее представители – Ишемьяров и Гарифуллин в судебном заседании заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика – администрации района – Кульмасова Л.А. иск не признала.

Суд, выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Ишимьярова является вдовой ветерана Великой Отечественной войны.

Пункт 4 ч.1 ст.21Федерального закона от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

По смыслу данного закона меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем могут быть оказаны лишь тем членам семьи погибшего (умершего) инвалида и участника Великой Отечественной войны, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствии с ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ишимьярова обратилась в администрацию района с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника Великой Отечественной войны.

Постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ утверждено решение жилищной комиссии, которым Ишимьяровой отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ввиду отсутствия нуждаемости в жилом помещении.

Судом установлено, что Ишимьярова зарегистрирована и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Общая площадь данного жилого дома составляет 68,9 кв.м.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права указанный жилой дом принадлежит на праве собственности Ишемьярову Т.Т..

Согласно справке администрации сельского поселения Имендяшевский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ, выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ в данном доме зарегистрированы и проживают три человека: собственник дома Ишемьяров Т.Т., его жена И.Р.З. и его мать – истец Ишимьярова А.А.

Представитель истца Ишемьяров Т.Т. в судебном заседании пояснил, что истец Ишимьярова А.А. приходится ему матерью. Она проживает вместе с ним и его женой в указанном жилом доме.

Решением Совета муниципального района Гафурийский район РБ от 30.07.2007 г. № 22-158з в Гафурийском районе установлена учетная норма площади жилого помещения менее 12 кв.м. общей площади на одного человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Таким образом, истец Ишимьярова является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы, в связи с чем оснований для признания ее нуждающейся в жилом помещении не имеется.

Довод истца о том, что решение Совета муниципального района Гафурийский район РБ от 30.07.2007 г. № 22-158з, устанавливающее учетную норму площади жилого помещения, не имеет юридической силы ввиду него недостаточного опубликования, суд находит несостоятельным.

Согласно информации Совета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение Совета обнародовано путем опубликования в районной газете «Звезда» от 08.08.2007 г. № 62 (8776).

Кроме того, законность данного решения Совета района никем не оспорена и в настоящее время оно не отменено, в связи с чем имеет юридическую силу.

Также суд находит необоснованным довод истца о несоответствии помещений кухни и прихожей ее жилого дома требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, ввиду того, что высота потолков в них ниже 2,7 метров, влекущем признание данных помещений нежилыми и исключение их из общей жилой площади дома.

В соответствии с п.22 вышеуказанного Положения высота (от пола до потолка) комнат и кухни (кухни-столовой) в климатических районах IА, IБ, IГ, IД и IVа должна быть не менее 2,7 м, а в других климатических районах - не менее 2,5 м.

Представленный истцом Акт от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в жилом доме истца высота кухни составляет 2,20 м, прихожей – 2,10 м, составленный Ишемьяровым Т.Т., М.А.И., Р.Р.М., не может быть расценен судом в качестве доказательства несоответствия жилого помещения истца предъявляемым требованиям, поскольку данный Акт составлен неуполномоченными на то лицами, кроме того, из данного Акта невозможно установить, на каком основании и каким образом проводились замеры.

Суд считает, что, во всяком случае, несоответствие каких-либо помещений жилого дома истца данным требованиям п.22 Положения, не влечет автоматического признания их нежилыми помещениями и исключения их из общей жилой площади дома.

Согласно техническому паспорту домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, здание (жилой дом), расположенное по данному адресу является жилым помещением.

Согласно ч.2 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Дом, в котором проживает истец, является недвижимым имуществом, и он пригоден для проживания. Доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с ч.5 ст.15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

При таких обстоятельствах оснований для признания помещений зала, кухни и спальной комнаты жилого дома истца нежилыми помещениями и исключения их из общей площади жилого помещения не имеется.

Довод истца о непригодности дома для проживания ввиду отсутствия в нем удобств, ванной, душа суд находит несостоятельным.

Согласно ч.4 ст.15 ЖК РФ Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, признание помещения муниципального жилищного фонда пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления, на основании оценки соответствия указанного помещения установленным в указанном Положении требованиям.

Доказательств признания жилого помещения, в котором проживает истец, непригодным для проживания уполномоченной на то межведомственной комиссией истцом и ее представителями суду не представлено.

Обследование жилого помещения, в котором проживает истец, межведомственной комиссией не проводилось.

В соответствии с п.42 вышеназванного Положения обследование и оценка жилого дома на предмет соответствия предъявляемым требованиям и пригодности для проживания проводятся на основании заявления собственника или нанимателя помещения.

Доказательств того, что истец или собственник дома обращались в администрацию района с заявлением о проведении обследования жилого дома на предмет пригодности для проживания суду не представлено.

В настоящее время истец и ее представитель Ишемьяров Т.Т. не лишены права обратиться в администрацию района с заявлением о проведении обследования жилого дома межведомственной комиссией на предмет пригодности для проживания, и в случае признания жилого дома непригодным для проживания – повторно обратиться в администрацию района с заявлением о постановке истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Ишемьяровой А.А. к администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан о признании помещений жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, нежилыми помещениями и исключении их из общей площади жилого дома, признании незаконным решения администрации об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить Ишимьярову на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца через Гафурийский районный суд Республики Башкортостан.

Председательствующий подпись А.Ф. Рамазанов

Решение в законную силу не вступило.