Гражданское дело №2-74/2011 о признании права собственности на дом



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 февраля 2011 года с. Красноусольский

Гафурийский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Каскинбаева Ф.Ф., с участием представителя истца Бусыгиной Н.А., при секретаре Иделбаевой У.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельниковой И.А. к администрации сельского поселения «Красноусольский сельсовет» муниципального района Гафурийский район РБ, третьи лица Управление Росреестра РФ по РБ, администрация МР «Гафурийский район» РБ, КУС МЗИО РБ по Гафурийскому району, Комарова Л.Н., Ильина В.А., Комаров В.А., Басареева Р.Ш., Романов Г.З., Ишбулдина Л.Ф. о признании права собственности на дом,

УСТАНОВИЛ:

Мельникова И.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения Красноусольский сельский совет МР Гафурийский район РБ о признании права собственности на жилой дом с верандой (<данные изъяты>) общей площадью <данные изъяты> и жилой площадью <данные изъяты>, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.

Истица мотивировала свои требования тем, что ее родители ФИО1 и ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ проживали в зарегистрированном браке. В ДД.ММ.ГГГГ они построили жилой дом по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, который в последующем был перенумерован на № и на №. Дом находился во владении отца истицы. На данном участке расположен жилой дом с верандой, вошедший в перечень техпаспорта от ДД.ММ.ГГГГ.

В ДД.ММ.ГГГГ отец умер, завещав дом Мельниковой И.А. После смерти отца она обратилась к нотариусу, но в выдаче свидетельства о праве на наследство ей было отказано, в связи с отсутствием документов, подтверждающих регистрацию права собственности на дом и земельный участок за ФИО1. Супруга ФИО1 – ФИО2 и дети отказываются от принятия наследства после смерти ФИО1. Дом и все постройки отвечают всем требованиям застройки населенных пунктов и не нарушают интересов других лиц. Споров по границам земельного участка с соседями нет. Для надлежащего оформления права на дом ей необходимо решение суда о признании права собственности на дом и дворовые постройки.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены к участию в деле администрация МР Гафурийский район, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ в Гафурийском районе, КУС Минимущества РБ в Гафурийском районе.

В судебном заседании ответчик – АСП Красноусольский сельсовет МР Гафурийский район РБ, и третьи лица: администрация МР Гафурийский район, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ в Гафурийском районе, КУС Минимущества РБ в Гафурийском районе не участвовали, не просили суд отложить судебное заседание.

Представитель истицы Бусыгина Н.А., представившая доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Мельниковой И.А. поддержала, просила признать за истицей право собственности на жилой дом с верандой по <адрес>, находящийся на земельном участке мерою <данные изъяты> под кадастровым номером №.

Третьи Комарова Л.Н., Ильина В.А., Комаров В.А., Басареева Р.Ш., Романов Г.З., Ишбулдина Л.Ф. в судебное заседание не явились, представили в суд заявления о рассмотрении дела без их участия, на жилой дом не претендуют, споров по наследству нет, не возражают в удовлетворении исковых требований Мельниковой И.А.

Суд, выслушав представителя истицы Бусыгину Н.А., изучив материалы гражданского дела, считает, что исковые требования Мельниковой И.А. подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В соответствии с ч. 3 статьи 222 ГК РФ (в ред. до 01.09.2006 года) право собственности на самовольную постройку могло быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.

В судебном заседании установлено, что родители истицы ФИО1 и ФИО2, состоявшие в браке, совместно своими силами и за счет собственных средств построили жилой дом № по <адрес>, что подтверждается показаниями представителя истицы, третьих лиц.

Согласно архивной выписке ФИО1 исполкомом Красноусольского поссовета разрешено строительство жилого дома на ранее закрепленном земельном участке по <адрес>. Согласно справке Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ в Гафурийском районе права на земельный участок не зарегистрированы.

Согласно справке сельсовета дому ФИО1 по <адрес> присвоен номер №.

Жилой дом № по <адрес> соответствует нормам пожарной безопасности и строительным требованиям, т.е. не создает угрозу жизни и здоровью граждан (<данные изъяты>).

ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (<данные изъяты>).

Согласно свидетельству о рождении № Мельникова И.А. является дочерью ФИО1 и ФИО2.

Согласно свидетельству о заключении брака № Мельникова И.А. вышла замуж за ФИО3 и ей присвоена фамилия мужа.

После его смерти на совместно нажитое имущество супруга ФИО2 и дети Ильина В.А., Бусыгина Н.А., ФИО4 не претендуют и не возражают против признания права собственности на жилой дом с верандой за Мельниковой И.А..

В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Право на приобретение в собственность жилого дома является правом имущественным.

В соответствии со ст.ст. 1113, 1114 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина; днем открытия наследства является день смерти гражданина.

Статьей 1142 ГК РФ установлено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В силу ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц.

В силу ч. 1 ст. 1157 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества.

Наследственное имущество после смерти ФИО1 было завещано Мельниковой И.А. и фактически ею принято.

Согласно ответов Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ в Гафурийском районе, Гафурийского территориального участка Стерлитамакского МРО филиала ГУП БТИ РБ сведения о регистрации прав на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствуют (<данные изъяты>).

Претензий по строениям и границам земельного участка со стороны третьих лиц – соседей не имеются.

Установленные судом обстоятельства дают основание для удовлетворения иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое требование удовлетворить в полном объеме.

Признать за Мельниковой И.А. право собственности на дом <адрес> по <адрес>, расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья: подпись Ф.Ф.Каскинбаев

Решение не вступило в законную силу.