Решение суда



Дело (Номер) (Дата)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Фурмановский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Леоновой Н.В.,

при секретаре (Ю.С.),

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области

(Дата) гражданское дело по иску (Л.И.) к Управлению

Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Фурмановском муниципальном районе о возложении

обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал,

У С Т А Н О В И Л:

(Л.И.). обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области (далее - Управление) о возложении на него обязанности выдать ей ((Л.И.)) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Заявленные требования обоснованы следующим.

(Дата) она ((Л.И.)) родила сына (Л.И.) Артема Николаевича, который через три дня после рождения, а именно (Дата), умер. (Дата) она (истец) родила второго ребенка (А.Н.). В (Дата) она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в соответствии с Федеральным законом № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». К заявлению были приложены документы, подтверждающие рождение детей.

Однако (Дата) решением Управления (Номер) в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал ей ((Л.И.)) было отказано на основании ст. 5 ч. 6 пп. 1 ФЗ № 256 от 29.12.2006 года в связи с отсутствием у неё права на дополнительные меры государственной поддержки. В устном разговоре сотрудники пенсионного фонда пояснили ей, что для получения указанного сертификата, она должна представить им свидетельство о рождении первого ребенка, однако свидетельства о рождении у неё нет.

С таким отказом она (истец) не согласна, поскольку в соответствии с вышеназванным законом право на дополнительные меры государственной поддержки возникает, в частности, при рождении (усыновлении) второго ребенка, начиная с 01 января 2007 года. Она родила второго ребенка (Дата). Факт рождения первого ребенка подтверждается справкой филиала ЗАГС о рождении ребенка, так как её ребенок умер на первой неделе жизни, и свидетельство о рождении в таких случаях в соответствии со ст. 20 ФЗ № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» органами ЗАГС не выдается. Также у неё (истца) имеется свидетельство о смерти ребенка, подтверждающее не только смерть, но и рождение ребенка. Таким образом, она ((Л.И.)) считает, что на неё распространяется действие закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». То обстоятельство, что её первый ребенок умер, не должно, по её мнению, приниматься во внимание при решении вопроса о выдаче сертификата на материнский капитал, поскольку вышеуказанный закон не содержит ограничений по получению сертификата в случае смерти первого ребенка. Поэтому она просит обязать ответчика выдать ей государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Истец (Л.И.) в судебном заседании (Дата) поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и дополнила.

Она, возможно, и не стала бы обжаловать решение ответчика, если бы могла родить ещё одного ребенка, но она перенесла две операции, и теперь не может больше рожать. Она смотрела по телевизору передачу «Пусть говорят», где была такая же ситуация у женщины, и там её поддержали. Она ((Л.И.)) хочет, чтобы её ребенок в будущем пошел учиться, поэтому материнский капитал нужен ей для обучения ребенка. Ответчик отказал ей в выдаче сертификата, так как у неё нет свидетельства о рождении первого ребенка, который умер. Поэтому она (истец) просит обязать Пенсионный фонд выдать ей сертификат на материнский капитал, так как она рожала второго ребёнка л.д. 28-28-оборот).

В судебном заседании (Дата) истец также поддержала изложенные в исковом заявлении требования и подтвердила свои объяснения, данные в судебном заседании (Дата).

Представитель ответчика (И.А.) в судебном заседании (Дата) исковые требования не признала, полностью поддержав свои возражения на исковое заявление (Л.И.) л.д.16-17), а также дополнила, что если ребенок умер на первой неделе жизни, ему свидетельство о рождении не выдается. Она просит отказать в удовлетворении исковых требований по всем указанным в возражениях на иск причинам в совокупности: и потому, что нет свидетельства о рождении первого ребенка, и в связи с тем, что первого ребенка не имеется, то есть он умер л.д. 28-оборот).

Представитель ответчика (П.Н.) в судебном заседании (Дата) исковые требования также не признала, поддержав возражения на иск, и дополнила следующее.

Перечень документов, необходимых для получения государственного сертификата на материнский капитал, установлен законом. В перечне среди необходимых документов указано свидетельство о рождении детей. Если бы истица представила в пенсионный фонд свидетельство о рождении первого ребенка, ей бы не отказали в выдаче сертификата. При наличии свидетельства о рождении первого ребёнка, сотрудники пенсионного фонда не выясняют, жив ребёнок или умер л.д. 28-оборот).

В судебном заседании (Дата) представители ответчика (И.А.) и (П.Н.), не признавая исковые заявления (Л.И.), поддержали возражения на иск и подтвердили свои объяснения, данные в судебном заседании (Дата).

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что (Дата) у истицы (Л.И.) и её мужа (Н.В.) родился сын (Б.А.) л.д.9).

(Дата) (Б.А.) умер л.д. 6).

(Дата) у (Л.И.) и (Н.В.) родился второй ребенок - сын (А.Н.) л.д. 7).

В соответствии с п. 2 ст. 20 ФЗ № 146-ФЗ «Об актах гражданского состояния», в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти, которая производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом.

На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.

Судом установлено, что у истицы (Л.И.) имеется справка (Номер) о рождении сына (Б.А.), родившегося (Дата) л.д. 9), который умер (Дата), то есть, на первой неделе жизни.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38); каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей (ч. 1 ст. 39).

Признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, одной из форм которой является предоставление соответствующих видов государственных пособий и иных гарантий социальной защиты, Конституция РФ тем самым предлагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством.

В силу п. 1 ст. 3 ФЗ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у следующих граждан Российской Федерации, независимо от места их жительства: 1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01 января 2007 года.

Пунктом 7 ст. 3 данного Закона установлено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка и последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

В соответствии со ст. 5 вышеназванного Закона № 256-ФЗ лица, имеющие право на материнский (семейный) капитал, вправе обратиться за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

Истец (Л.И.) обратилась в ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Фурмановском муниципальном районе (далее ГУ УПФ РФ) с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (Дата), как следует из возражений ответчика на исковое заявление л.д. 16-17).

Уведомлением (Номер) от (Дата) ГУ УПФ РФ в Фурмановском муниципальном районе отказало истице в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал по причине отсутствия у истицы такого права.

Согласно п. 1 ст. 6 ФЗ № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», одним из оснований для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки.

Из смысла положений этого Закона следует, что целью закона является стимулирование рождения в семье второго и последующих детей и оказание в этом случае дополнительных мер государственной поддержке семьям, имеющим детей. Цель Закона определена в преамбуле и реализуется в его конкретных статьях.

Из преамбулы следует, что настоящий Закон устанавливает меры государственной поддержки семьям, имеющим детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Анализ словосочетания «имеющим детей», используемого в Законе, позволяет прийти к следующим выводам: детей должно быть не менее двух, а слово «имеющим» необходимо расценивать, как «имеющим в наличии», то есть дети должны быть живы. Аналогичные по содержанию нормы, предусматривающие распространение соответствующих мер государственной поддержки лишь на семьи, имеющие детей, содержатся в ряде иных статей данного Закона (п. 1 ст. 1, подп. 1 ст. 2 ФЗ № 256-ФЗ).

Таким образом, право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные ст. 3 указанного Федерального закона возникает при рождении второго ребенка и при наличии в живых первого ребенка. То есть, исходя из системного толкования норм Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256 -ФЗ, для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал необходимо наличие двух и более детей на дату обращения за выдачей сертификата.

Вместе с тем, у (Л.И.) на дату обращения за выдачей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал имелся только родин ребенок.

Кроме того, в соответствии с п. 5 «Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 873, одним из документов, который необходимо предоставить вместе с заявлением о выдаче сертификата, является документ, подтверждающий рождение (усыновление) детей.

Согласно ст. 4 ФЗ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее - Регистр). При этом Регистр содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, в виде сведений о детях, в числе которых указываются: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении детей, очередность рождения, гражданство, что отражено и в бланке заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, п. 14 которого содержит реквизиты свидетельств о рождении детей.

Также и Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, содержит реквизиты именно свидетельств о рождении.

Поскольку выдача свидетельства о рождении ребенка, умершего на первой неделе, не производится, в подобных случаях в соответствии со ст. 20 ФЗ от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» на основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка.

Судом установлено, что свидетельство о рождении первого ребенка (Л.И.) не выдавалось, и поэтому при обращении к ответчику с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал настоящего документа истицей представлено не было. Следовательно, в связи со смертью первого ребенка данные умершего ребенка не могли быть внесены в федеральный регистр, подтверждающий право граждан на дополнительные меры государственной поддержки.

Таким образом, суд не соглашается с мнением истицы о том, что ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не содержит требования о предоставлении свидетельства о рождении ребенка при подаче заявления о выдаче сертификата.

Суд также не может согласиться и с мнением истицы о том, что документом, подтверждающим рождение ребенка, является справка о рождении, так как данное утверждение противоречит положениям ст.ст. 23, 24 ФЗ «Об актах гражданского состояния», а также ст. 47 СК РФ, согласно которой, права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке - путем составления актовой записи о рождении, в подтверждение которой выдается свидетельство о рождении.

Таким образом, суд считает, что сам по себе факт рождения истицей второго ребенка, при том, что первый ребенок умер на первой неделе жизни, не порождает у (Л.И.) права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Данный вывод суд основывает на системном и буквальном толковании норм Закона.

При таких обстоятельствах, поскольку на момент обращения за выдачей государственного сертификата у истицы в семье имелся только один ребенок, то ответчиком обоснованно отказано ей в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Поэтому, суд приходит к выводу, что исковые требования (Л.И.) удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований (Л.И.) к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области о возложении обязанности выдать ей государственный сертификат на материнский (семейный) капитал отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Леонова Н.В.