Дело № 2-222/2010 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой А.А.,
при секретаре Голубевой Н.В.,
с участием:
заявителя (заявитель),
представителя администрации Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области (представитель администрации),
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области (дата обезличена) гражданское дело по заявлению (заявитель) об оспаривании Постановления Администрации Фурмановского городского поселения от 16.02.2010 г. № 64 о признании помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: (адрес обезличен), жилым помещением, пригодным для постоянного проживания,
УСТАНОВИЛ:
(заявитель) обратился в суд с заявлением об оспаривании Постановления Администрации Фурмановского городского поселения от 16.02.2010 г. № 64 о признании помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: (адрес обезличен), жилым помещением, пригодным для постоянного проживания. (дата обезличена) г. межведомственной комиссией, назначенной Распоряжением главы муниципального образования «Фурмановское городское поселение» от (дата обезличена) г. (номер обезличен), вынесено Заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, предназначенного для предоставления его гражданину (опекаемый) инвалиду 1 группы, колясочнику, страдающему тяжёлой формой хронического заболевания, участнику Великой Отечественной войны. Жилое помещение расположено по адресу: (адрес обезличен). Заключение составлено на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для постоянного проживания, установленным разделами «Положения о признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для постоянного проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47. Из заключения следует, что межведомственной комиссией проведена оценка жилого помещения по степени огнестойкости, обеспечения условий эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов содержания потенциально опасных для здоровья человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов: источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. При этом комиссия утверждает, что все факторы, по которым была проведена оценка, соответствуют требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, с чем заявитель категорически не согласен. Вышеперечисленные характеристики, по которым вынесено заключение, визуальному определению и оценке не подлежат, а определяются на основе исследований специалистами, которых в комиссии нет, и показаний приборов. По определению, визуально, данную квартиру нельзя назвать благоустроенным жилым помещением, если в ней присутствует в наличии только туалет и умывальник, а ванной или душевой комнаты и кухни нет вообще. В заключении комиссии, в нарушение Постановления Правительства РФ № 47, не указаны характеристика строения, место его расположения, процент износа старой деревянной пристройки, построенной век назад в дореволюционный период, и это несмотря на то, что был произведён ремонт в помещении. По всему периметру потолка, в соприкосновении перекрытия со стенами, зияет сплошная глубокая трещина, что указывает на просадку стен здания, а в гнилых оконных проёмах рам и косяков под подоконниками просматривается улица, а на момент осмотра помещения отклеившиеся от стен обои не могли скрыть все недостатки аварийного здания, также как и покрытые ДВП сгнившие полы, которые были заявителем осмотрены ещё до ремонта. Отсутствие в предоставляемом (опекаемый) «жилом» помещении основных условий жизнеобеспечения благополучия человека, необходимых для постоянного проживания, указанных во всех разделах требований Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, с учётом п. 54 данного Постановления, площадь выделяемой комнаты -10 кв. метров не только не позволяет разместить необходимый набор мебели, но и средства реабилитации инвалида-колясочника: комнатную коляску, кресло - коляску с санитарным оснащением, прогулочную коляску. И, наконец, изолированное жилое помещение для постоянного проживания человека, осуществляющего постоянный уход за больным. Данное помещение не соответствует п. 41 раздела 3 Положения в части «... несоответствия объёмно-планировочного решения жилых помещений и их расположения, минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объёмно - планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требования эргономики в части размещения необходимого набора мебели и функционального оборудования». Отсутствие ванной или душевой комнаты с санитарно-техническими приборами и оборудованием, отсутствие газа и газового оборудования водогрейной колонки для горячего водоснабжения и газовой плиты для приготовления пищи. Всё это является непременным, основным атрибутом жизнеобеспечения человека, закреплённым п. 12 Постановления, которым предусмотрено их наличие при условии имеющихся в данном районе коммуникационных систем: - газовых сетей, систем канализации и водоотведения, наличия водопроводной сети и сети энергоснабжения. В плане оценки санитарно - эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, предъявляемых к жилым помещениям, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, физических факторов источников шума, вибрации, параметров микроклимата помещения и его требуемой освещённости, а также месторасположения помещения и степени его огнестойкости, комиссией визуально отклонений от норм, предъявляемых требований, изложенных в Постановлении, также не обнаружено. Задняя часть здания, в которой расположено выделяемое помещение, стоит в 30 метрах от автодорожной магистрали с интенсивным движением. Основание здания, также как и окна, расположены ниже уровня верхнего полотна дороги, глухой забор, - граница участка, примыкающий к единственным окнам так называемой квартиры (номер обезличен) с северо-западной стороны в менее чем 3-х метрах означает, что во внутрь помещения солнечные лучи никогда не проникают даже при закате солнца, а потому и вид из окна - безликий, мрачный, глухой забор, как в тюрьме, что не отвечает требованиям СНиП и СанПиН 2.1.4. Вся прилегающая территория захламлена настолько, что к зданию невозможно пройти. Старая электропроводка внутри помещения, которая уже более полувека не выпускается промышленностью, настолько ветхая, что не нужно быть специалистом, чтобы определить её электро и пожароопасность, так как она не выдержит нагрузки простой электроплитки, не говоря уже об электроплите или электроводонагревателе, если установить их вместо газовой плиты и газовой колонки. Эти факторы относятся к степени оценки огнестойкости здания, которую комиссия признала отвечающей требованиям безопасности. Оценка качества атмосферного воздуха внутри помещения, его влажности при подтекающих трубах отопления, а также содержания в воздухе вредных биологических и химических веществ в помещениях с полами, подверженных гнилью, без лабораторного исследования, визуально определить невозможно. В заключении отсутствует оценка по соответствию (не соответствию) помещения требованиям п. 54 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47. Все необходимые медицинские документы при постановке на учёт (опекаемый), как гражданина, страдающего тяжёлой формой хронических заболеваний, были представлены своевременно. Заключение ничтожно, т.к. составлено не по прилагаемой к Постановлению Форме № 1 и не соответствует требованиям п. 7 Постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г. Акт обследования помещения по Форме 2 Постановления отсутствует. Заключение составлено без привлечения специалистов и участия представителей органов, уполномоченного государственного контроля и надзора в сферах экологической, санитарно-эпидемиологической и иной другой безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, медико-социальной экспертизы, а в данном случае ещё и органов архитектуры, градостроительства и других соответствующих организаций.
В судебном заседании заявитель (заявитель) заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель администрации Фурмановского городского поселения (представитель администрации) возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку согласно заключению эксперта спорное жилое помещение является жилым, необходимо только устранить выявленные недостатки.
Свидетель (свидетель 2) в судебном заседании показал, что работает инспектором государственного пожарного надзора и входит в состав межведомственной комиссии при администрации Фурмановского городского поселения, (дата обезличена) г. (свидетель 2) в составе комиссии осматривал квартиру (адрес обезличен), по пожарной безопасности квартира безопасна и пригодна для проживания, в квартире электропроводка проложена открытым способом с использованием керамических предохранителей, поэтому ее эксплуатация пожаробезопасна.
Свидетель (свидетель 1) в судебном заседании показала, что работает начальником отдела ЖКХ при администрации Фурмановского городского поселения и входит в состав межведомственной комиссии при администрации Фурмановского городского поселения, (дата обезличена) г. (свидетель 1) в составе комиссии осматривала квартиру (адрес обезличен), помещение является пригодным для проживания, в квартире выполнен ремонт, свет, вода, отопление в квартире проведены, имеется подключение для баллонного газа, уровень шума, освещенности и радиоактивности члены комиссии не измеряли, поскольку у администрации нет соответствующих приборов.
Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района (опекаемый), как гражданину, страдающему тяжелой формой хронических заболеваний, предоставлено жилое помещение по адресу: (адрес обезличен)
(заявитель) является опекуном над (опекаемый).
(дата обезличена) г. межведомственная комиссия, назначенная распоряжением главы муниципального образования «Фурмановское городское поселение», провела обследование помещения, расположенного по адресу: (адрес обезличен), л.д. 19-20) и пришла к заключению, что помещение соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным разделом 2 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 л.д. 13).
Постановлением администрации Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района № 64 от 16.02.2010 г. помещение по адресу: (адрес обезличен) признано жилым помещением, соответствующим требованиям раздела 2 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 л.д. 14).
Согласно заключению строительно-технической экспертизы (дата обезличена) л.д. 86-102) объектом осмотра является квартира (номер обезличен), расположенная в строении литер А состоит из помещений (номер обезличен) - коридор, (номер обезличен) - жилая комната, (номер обезличен) санузел, (номер обезличен) - кухня, а также холодной 2-х тесовой пристройки литер а2, выполняющей роль закрытого тамбура (крыльца) квартиры (номер обезличен). Квартира, расположенная по адресу: (адрес обезличен), является жилым помещением, пригодным для постоянного проживания граждан с учетом устранения недостатков, указанных в исследовательской части: в кирпичной кладке фундамента отслоение и отпадение штукатурки, отдельные трещины осадочного характера, неравномерная осадка фундамента; трещины в венцах, перекос дверных и оконных косяков, повреждение венцов (со стороны подполья) гнилью, повреждение гнилью тесовой обшивки стен; оконные блоки, подоконные доски поражены гнилью, древесина расслаивается, дверные коробки местами повреждены гнилью, дверные коробки осели, оконные стекла имеют трещины, на открытых осмотру местах, дощатые полы в комнате, санузле, коридоре имеют стирание досок в ходовых местах, сколы, необходима перестилка полов с добавлением нового материала; на штукатурном слое в местах сопряжения стен и потолков видны трещины, что свидетельствует о деформации фундаментов, и вероятнее всего, необходимости смены подшивки и дранки потолка, отмостка здания разрушена, что способствует проникновению влаги в подвальное помещение, разрушению фундамента - необходима полная замена; при осмотре кровельного покрытия наблюдается ржавчина на поверхности кровли, неплотности фальцев, нарушение примыканий к выступающим частям, местами установка небольших заплат; электропроводка в исследуемых помещениях выполнена с нарушениями Правил устройства электроустановок, а именно: соединения проводов выполнены путем скрутки вместо пайки или винтового соединения, электропроводка проложена открытым способом (без коробов). Техническое состояние строения литер А оценивается как неудовлетворительное, эксплуатация конструктивных элементов возможна лишь при условии значительного капитального ремонта. Эксплуатация квартиры (адрес обезличен) возможна при условии капитального ремонта отдельных конструктивных элементов. Эксплуатация холодной пристройки литер а2 квартиры (адрес обезличен) не возможна, т.к. состояние характеризуется как ветхое, необходима полная замена конструкции. Квартира, расположенная по адресу: (адрес обезличен), не является жилым помещением, пригодным для постоянного проживания инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками. Ответить на вопрос, является ли квартира, расположенная по адресу: (адрес обезличен) жилым помещением, пригодным для постоянного проживания инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» не представляется возможным, поскольку решение данного вопроса не требует специальных познаний эксперта-строителя.
Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, ЖК РФ, другими федеральными законами соответствующих субъектов.
Согласно ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами.
Согласно п. 7 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Согласно п. 42 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п. 52 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 решение соответствующего органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Спорное постановление вынесено администрацией Фурмановского городского поселения (дата обезличена) г., (заявитель) обратился в суд (дата обезличена) г., таким образом, (заявитель) не пропустил трехмесячный срок обращения в суд с заявлением.
Суд приходит к выводу, что Постановление Администрации Фурмановского городского поселения от 16.02.2010 г. № 64 о признании помещения, расположенного в многоквартирном доме, по адресу: (адрес обезличен) жилым помещением, пригодным для постоянного проживания, незаконно, поскольку согласно заключению эксперта квартира, расположенная по адресу: (адрес обезличен) является жилым помещением, пригодным для постоянного проживания граждан с учетом устранения недостатков, техническое состояние строения оценивается как неудовлетворительное, эксплуатация конструктивных элементов возможна лишь при условии значительного капитального ремонта. Эксплуатация квартиры (адрес обезличен) возможна при условии капитального ремонта отдельных конструктивных элементов. Эксплуатация холодной пристройки литер а2 квартиры (адрес обезличен) не возможна, т.к. состояние характеризуется как ветхое, необходима полная замена конструкции. Поскольку эксплуатация квартиры (адрес обезличен) возможна только при условии капитального ремонта, а эксплуатация холодной пристройки, выполняющей роль закрытого тамбура (крыльца) квартиры в виду ветхости невозможна, администрация Фурмановского городского поселения не могла придти к выводу, что помещение по адресу: (адрес обезличен) является жилым помещением, соответствующим требованиям раздела 2 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47.
Заявление (заявитель) подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемым постановлением нарушается право (опекаемый) на жилище, опекуном которого является заявитель.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Расходы по оплате государственной пошлины суд возлагает на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Заявление (заявитель) удовлетворить.
Признать Постановление Администрации Фурмановского городского поселения от 16.02.2010 г. № 64 о признании помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: (адрес обезличен), жилым помещением, пригодным для постоянного проживания, незаконным.
Взыскать с Администрации Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области в доход государства расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья:
Секретарь: