решение суда



Дело № 2-173 (Дата обезличена) года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Фурмановский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Леоновой Н.В.,

при секретаре Новожиловой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Фурманове Ивановской области (Дата обезличена) года гражданское дело по иску Погодиной О.В. к военному комиссариату Ивановской области о признании права на меры социальной поддержки,

У С Т А Н О В И Л:

Погодина О.В. обратилась в суд с иском к Отделу военного комиссариата Ивановской области по г. Фурманову и Фурмановскому району о признании права на меры социальной поддержки.

Иск обоснован тем, что она (Погодина) является матерью военнослужащего контрактной службы (ФИО 1), погибшего (Дата обезличена) года при исполнении обязанностей военной службы, и как мать умершего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего она приравнена к членам семьи погибшего ветерана боевых действий и имеет право на меры социальной поддержки.

26.01.2010 года она (Погодина О.В.) обратилась к ответчику с письменным заявлением о выдаче ей удостоверения о праве на меры социальной поддержки. Однако ответчик отказал ей в выдаче удостоверения, мотивировав отказ тем, что право на меры социальной поддержки имеют нетрудоспособные члены семьи погибшего, а она (истец) таковой не является.

Она считает, что доводы ответчика являются незаконными и необоснованными, так как право на пенсию по случаю потери кормильца она уже имеет, поскольку достигла возраста 50 лет, с которого в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» наступает право родителей погибшего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего на пенсию по случаю потери кормильца. Из-за отсутствия денежного аттестата сына пенсия ей пока не назначена.

Кроме этого, считает, что родителям погибшего (умершего) военнослужащего меры социальной поддержки предоставляются независимо от нахождения на иждивении и получении любого вида пенсии и заработка. Закон отрицает зависимость права на получение мер социальной поддержки от таких условий как: нетрудоспособность, нахождение на иждивении и получении какой-либо пенсии или заработка. Эти условия применимы к другим членам семьи, которые согласно Пенсионному законодательству находились на иждивении погибшего и имеют право на пенсию. Нетрудоспособность родителей погибших военнослужащих применима только к назначению пенсии по случаю потери кормильца.

Поэтому она (Погодина О.В.) просит суд признать ее право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст. 21, 23.1 Закона «О ветеранах» для родителей погибшего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего; признать отказ Отдела военного комиссариата по г. Фурманову и Фурмановскому району в выдаче ей удостоверения о праве на меры социальной поддержки незаконным; обязать Отдел военного комиссариата по г. Фурманову и Фурмановскому району выдать ей удостоверение о праве на меры социальной поддержки.

Определением Фурмановского городского суда Ивановской области от 12 мая 2010 года ненадлежащий ответчик - Отдел военного комиссариата Ивановской области по г. Фурманову и Фурмановскому району заменен на надлежащего - военный комиссариат Ивановской области.

В судебном заседании истец Погодина О.В. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении, подтвердила ранее данные пояснения и дополнила, что связь гибели сына с исполнением служебных обязанностей подтверждается приказом командира части и извещением о гибели. Согласно материалам уголовного дела, возбужденного и рассмотренного по факту гибели её сына, он находился в составе суточного наряда при исполнении обязанностей дневального. После случившегося его обнаружил командир роты. Экспертиза была назначена уже после того, как она (Погодина О.В.) добилась возбуждения уголовного дела. До последнего времени ей говорили, что для получения мер социальной поддержки ей не хватает только одного документа - денежного аттестата сына, теперь его прислали, однако отказали в мерах социальной поддержки.

В судебном заседании (Дата обезличена) года истец Погодина О.В. поясняла, что ст. 21 ФЗ «О ветеранах» является основным нормативным актом, регулирующим перечень и условия предоставления льгот (мер социальной поддержки) для категории «члены семей погибших военнослужащих». Ее сын погиб при исполнении обязанностей военной службы на полигоне в г. Гороховце Владимирской области. По данному факту было возбуждено уголовное дело, следствием занималась Ковровская прокуратура. В ходе следствия было выявлено нарушение правил электробезопасности. 02 июля 2009 года состоялся суд во Владимирском гарнизонном суде. Виновный установлен и осужден. Все причинно-следственные связи установлены. Данный факт квалифицирован как несчастный случай, но при исполнении военнослужащим служебных обязанностей, поскольку ее сын погиб от тока во время нахождения в суточном наряде при исполнении обязанностей дневального.

Как мать умершего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего она (Погодина О.В.) приравнена к членам семьи погибшего ветерана боевых действий и имеет право на меры социальной поддержки, которые предоставляются на основании удостоверения установленного образца. Ее сын был военнослужащим контрактной службы, следовательно, пенсионное обеспечение ей должно осуществляться военным комиссариатом. Пункт 2 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» прямо предусматривает предоставление мер социальной поддержки родителям погибшего (умершего) независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, т.е. данная норма является исключением из общего правила о наличии других необходимых условий, предусмотренных для других членов семьи (нетрудоспособности члена семьи погибшего и состояния на иждивении погибшего, либо получения пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством. Юридическим фактом, с которым закон связывает право родителей погибшего военнослужащего на льготы, предусмотренные ст. 21 ФЗ «О ветеранах», является гибель военнослужащего при выполнении им обязанностей военной службы. Однако, когда она обратилась с заявлением о выдаче ей удостоверения о праве на меры социальной поддержки, в выдаче удостоверения ей было отказано на основании того, что меры социальной поддержки имеют нетрудоспособные члены семьи, а она таковой не является.

Поэтому она просит признать ее право на меры социальной поддержки, признать отказ военкомата в выдаче ей удостоверения незаконным и обязать военкомат выдать ей удостоверение о праве на меры социальной поддержки л.д. 31-32).

Ответчик Военный комиссариат Ивановской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования Погодиной О.В. не признал, предоставив суду письменный отзыв на иск л.д. 39, 48), где указал следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 21 ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы.

Пунктом 1 ст. 37 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях, перечисленных в этом пункте. В то же время в представленных документах в установленном законом порядке (заключение ВВК) причинная связь гибели с исполнением обязанностей военной службы не установлена.

В п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» также разъяснено, что вопрос о наличии или отсутствии причинной связи между гибелью (смертью), увечьем (заболеванием) военнослужащего и исполнением им обязанностей военной службы решается судом с учетом заключения военно-врачебной комиссии (является экспертным заключением), а в необходимых случаях, и заключения соответствующих экспертов. В документах заключения ВВК не имеется.

Третье лицо - Управление пенсионного фонда России (ГУ) в Фурмановском муниципальном районе в судебное заседание не явилось, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя л.д. 21).

В судебном заседании 15 июня 2010 года представитель Управления Пенсионного фонда России (ГУ) в Фурмановском муниципальном районе Ешкутова И.А. решение по исковым требованиям Погодиной О.В. оставила на усмотрение суда, пояснив, что в соответствии с ФЗ «О ветеранах» право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) имеют члены семей погибших инвалидов войны, участников ветеранов боевых действий, члены семей погибших в ВОВ, члены семей погибших работников госпиталей и больниц г. Ленинграда. Согласно ст. 28 указанного закона, реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлению ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов.

На основании перечня документов, рассматриваемых территориальным органом Пенсионного фонда РФ при обращении граждан за ЕДВ, документом, подтверждающим статус лица, имеющего право на ЕДВ, является удостоверение с отметкой о праве на льготы по ст. 21 ФЗ «О ветеранах», либо справка, заменяющая это удостоверение, либо пенсионное удостоверение с отметкой «вдова (мать, отец) погибшего воина», или справка установленной формы о гибели военнослужащего, либо документы, подтверждающие право члена семьи на пенсию по СПК, относящегося к числу указанных в настоящем пункте ветеранов При наличии у Погодиной О.В. соответствующего документа ей будут назначены меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты л.д. 32).

Третье лицо - Территориальное управление социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району в судебное заседание не явилось, возражений против исковых требований не представили, представили заявление о рассмотрении дела в отсутствии их представителя л.д. 28).

Выслушав объяснения истца, изучив позицию ответчика, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Погодиной О.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее - погибшие (умершие)), которые предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ.

Однако, в соответствии с п. 2 этой же статьи родителям погибшего (умершего) меры социальной поддержки предоставляются, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка.

Согласно п. 3 указанной статьи меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Судом установлено, что Погодина О.В. является матерью умершего (Дата обезличена) года (ФИО 1) л.д. 6, 7).

Согласно извещению военкомата г. Фурманова от (Дата обезличена) года, рядовой (ФИО 1) (Дата обезличена) года погиб в результате несчастного случая при исполнении служебных обязанностей в в/ч 74192 л.д. 6).

Как следует из выписки из приказа командира войсковой части 74192 от 03 сентября 2008 г. № 184 смерть рядового контрактной службы Погодина В.С., водителя линейного надсмотрщика роты связи (УС ППУ, ТПУ. ВУС), умершего (Дата обезличена) г., связана с исполнением обязанностей военной службы л.д. 8).

В соответствии со справкой Военного комиссариата Ивановской области от 12.02.2010 г. (ФИО 1), 1988 года рождения, призванный (Дата обезличена) г. военным комиссариатом г. Фурманова на военную службу по призыву, с (Дата обезличена) г. заключил контракт о прохождении военной службы сроком на 3 (три) года с учетом военной службы по призыву, и (Дата обезличена) г. (ФИО 1) умер при прохождении военной службы по контракту в в/ч 74192. Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы л.д. 9).

26 января 2010 г. Погодина О.В. обратилась в Военный комиссариат г. Фурманова Ивановской области с заявлением о выдаче ей удостоверения о праве на меры социальной защиты, предусмотренные законодательством, как матери погибшего военнослужащего л.д. 10).

09 февраля 2010 года начальником отдела военного комиссариата Ивановской области по г. Фурманову в выдаче удостоверения о праве на меры социальной защиты Погодиной О.В. было отказано, в связи с тем, что право на меры социальной поддержки имеют нетрудоспособные члены семьи погибшего, а она таковой не является л.д. 11).

Погодина О.В. является матерью, то есть родителем погибшего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего (ФИО 1)

Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 21 Закона «О ветеранах» родителям погибшего (умершего) меры социальной поддержки предоставляются, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, то юридическим фактом, с которым закон связывает право родителей погибшего военнослужащего на льготы, предусмотренные ст. 21 названного закона, является гибель военнослужащего при выполнении им обязанностей военной службы (служебных обязанностей), без взаимосвязи с нетрудоспособностью родителей погибшего военнослужащего или достижения ими пенсионного возраста.

То есть, возможность приобретения этого права не ставится в зависимость от трудоспособности названных лиц.

Данная норма (п. 2 ст. 21 закона «О ветеранах») является исключением из общего правила о наличии других необходимых условий, предусмотренных п. 1 ст. 21 указанного закона для других членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего и состояния на его иждивении либо получения пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на её получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ.

Следовательно, по данному основанию истице Погодиной О.В. необоснованно отказано в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки.

Доводы ответчика о том, что не установлена причинная связь гибели военнослужащего (ФИО 1) с исполнением обязанности военной службы, так как в документах военнослужащего не имеется заключения военно-врачебной комиссии (ВВК), следовательно, он не является погибшим при исполнении обязанностей военной службы, являются необоснованными и противоречат имеющимся в материалах дела документам - извещению и справке отдела военкомата по г. Фурманову, о которых указывалось выше л.д. 6, 9), а также выписке из приказа командира войсковой части об исключении (ФИО 1) из списков личного состава в/ч с формулировкой: «смерть связана с исполнением обязанностей военной службы» л.д. 8).

Кроме того, в материалах дела имеется факсимильная копия «Административного расследования» по факту гибели военнослужащего войсковой части 74192 рядового контрактной службы (ФИО 1) в результате поражения электрическим током, из которого следует, что (Дата обезличена) года около 22 часов 30 минут военнослужащий роты связи узла связи (Номер обезличен) рядовой контрактной службы (ФИО 1), назначенный истопником в палатке для проживания личного состава роты связи, прибыл к прицепу-кунгу командира роты связи капитана (ФИО 1) для растопки печи, находящейся в салоне и через некоторое время при выходе из прицепа погиб в тамбуре от поражения электрическим током л.д. 40-43). То есть, данный документ подтверждает факт гибели военнослужащего (ФИО 1) при исполнении обязанностей военной службы, то есть, должностных обязанностей.

Пунктом 1 ст. 37 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе в РФ» установлено, что военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях: б) исполнения должностных обязанностей.

Статья 21 ФЗ «О ветеранах», предусматривающая предоставление мер социальной поддержки членам семьи погибшего при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) военнослужащего, не устанавливает необходимости приобщения к документам заключения ВВК для предоставления мер социальной поддержки.

Также в соответствии с действующим законодательством заключение ВВК необходимо только для решения вопроса о назначении пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу …» № 4468-1, в данном же случае разрешается спор о выдаче удостоверения, на основании которого предоставляются меры социальной поддержки, в частности, ежемесячная денежная выплата, а для этого имеет значение лишь связь гибели военнослужащего с исполнением обязанностей военной службы, которая определяется, в соответствии с приказами Министерства обороны № 200 и № 5, только командиром воинской части на основании ст. 37 Закона «О воинской обязанности и военной службе в РФ» и указывается в приказе командира воинской части об исключении из списков личного состава и в извещении о гибели.

Таким образом, с учетом всех обстоятельств дела, исследованных по делу доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что смерть военнослужащего (ФИО 1) наступила при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а, значит, истец Погодина О.В., как родитель погибшего военнослужащего, имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах», а также на получение ежемесячной денежной выплаты, установленной ст. 23.1 этого же закона, выплата которой возложена на территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

При таких обстоятельствах отказ начальника отдела военного комиссариата Ивановской области по г. Фурманову и Фурмановскому району в выдаче Погодиной О.В. удостоверения о праве на меры социальной поддержки, как матери погибшего военнослужащего, является незаконным.

Реализация истцом мер социальной поддержки, согласно ст. 28 ФЗ «О ветеранах» должна осуществляться при предъявлении ею удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 01 января 1992 года либо Правительством РФ.

Согласно п. 2.16 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов, удостоверения о праве на льготы выдаются гражданам, осуществляющим их пенсионное обеспечение.

Выдача удостоверения о праве на льготы для матери погибшего военнослужащего (ФИО 1) возложена в рассматриваемом случае на военный комиссариат, так как (ФИО 1) был военнослужащим контрактной службы.

Таким образом, исковые требования Погодиной О.В. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, ФЗ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12 января 1995 года (с последующими изменениями и дополнениями), руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:

Признать отказ начальника отдела военного комиссариата Ивановской области по г. Фурманову и Фурмановскому району от 09 февраля 2010 года в выдаче Погодиной О.В. удостоверения о праве на меры социальной поддержки, как матери погибшего военнослужащего, незаконным.

Признать за Погодиной О.В., (Дата обезличена) года рождения, право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах» для родителей погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего.

Обязать военный комиссариат Ивановской области выдать Погодиной О.В. удостоверение о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», установленного образца, как матери погибшего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Леонова Н.В.