Дело № 2-508/2010
Мотивированное решение составлено 26 ноября 2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой А.А.,
при секретаре Голубевой Н.В.,
с участием:
истца Хромова Е.В.,
представителя ответчика ОВД по Фурмановскому муниципальному району Кудряшова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области 22 ноября 2010 года гражданское дело по исковому заявлению Хромова Е.В. к ОВД по Фурмановскому муниципальному району, Министерству Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ивановской области о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Хромов Е.В. обратился в суд с иском к ОВД по Фурмановскому муниципальному району, Министерству Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ивановской области о компенсации морального вреда.
Исковые требования обоснованны тем, что 26.06.09 г. истец обратился в ОВД по Фурмановскому муниципальному району с заявлением об установлении, в соответствии со ст. 7 ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий», факта применения политических репрессий, в административном порядке, в отношении (ФИО 1), <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, выселенного из места проживания в <адрес>. В указанном заявлении, на основании п. «в» ст. 3 и ст. 7 ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий», истец просил установить факт применения политических репрессий в отношении (ФИО 1), признать (ФИО 1) репрессированным, составить заключение о данном факте и выдать справку о его реабилитации. Согласно ст. 6 ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» заинтересованным лицам дано право выбора места подачи заявления о реабилитации либо по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя. Истец принял решение подать заявление по месту своего жительства. 26.06.09 г. начальником ОВД по Фурмановскому муниципальному району было вынесено незаконное постановление о передаче заявления по подследственности. Постановление было вынесено, на основании п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ. Истец посчитал данное постановление незаконным, т.к. применение общих норм УПК РФ, в данном случае, при наличии специальных норм - Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» необоснованно. Данные действия уклонение от обязанностей, возложенных на органы внутренних дел Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» и Приказом МВД РФ от 17.10.2005 г. № 834 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения органами внутренних дел РФ Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Решение было обжаловано Фурмановскому межрайонному прокурору, по результатам рассмотрения жалобы, 24.07.09 г. было принято решение об обоснованности жалобы, прокурором было внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства. Истец после внесения данного представления рассчитывал, что заявление будет передано в ИЦ УВД Ивановской области, в соответствии с Приказом МВД РФ от 17.10.2005 г. № 834 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения органами внутренних дел РФ Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», но должностные лица ОВД по Фурмановскому муниципальному району этого не сделали. Истец считает явным нарушением ст. 2 Закон РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции», в которой одной из задач милиции объявлено оказание помощи физическим лицам в защите их прав и законных интересов, а так же Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», Приказа МВД РФ от 17.10.2005 г. № 834 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения органами внутренних дел РФ Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Неправомерными действиями сотрудников милиции истцу был причинен моральный вред, выразившийся в том, что истец в течение года с момента подачи заявления не мог реабилитировать Новожилова В.П., моральный вред истец оценивает в размере 40.000 рублей. Просит суд признать действия ОВД по Фурмановскому муниципальному району незаконными, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 40.000 рублей, возложить на ответчика расходы по уплате государственной пошлины.
Истец Хромов Е.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования по вышеуказанным основаниям, просил признать действия начальника ОВД по Фурмановскому муниципальному району Ивановской области в части направления заявления Хромова Е.В. о реабилитации (ФИО 1) по подследственности в ОВД по Гаврилово-Посадскому муниципальному району незаконными, дополнительно пояснил, что 26.06.2010 г. он обратился в ОВД по Фурмановскому муниципальному району с заявлением о реабилитации (ФИО 1), сначала обратился в канцелярию ОВД, но секретарь отказалась у него принимать заявление, пояснив, что заявления регистрируются в дежурной части, после чего Хромов Е.В. зарегистрировал свое заявление в дежурной части ОВД, где ему выдали талон уведомление. Сотрудники ОВД по Фурмановскому муниципальному району в нарушение Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», вместо направления заявления Хромова Е.В. в информцентр УВД Ивановской области, направили заявление по подследственности в ОВД по Гаврилово-Посадскому муниципальному району. Хромов Е.В. обратился в Фурмановскую межрайонную прокуратуру с жалобой на действия сотрудников ОВД по Фурмановскому муниципальному району, прокурор вынес представление в адрес начальника ОВД по Фурмановскому муниципальному району об устранении допущенных нарушений, однако, нарушения так и не были устранены, в связи с чем Хромов Е.В. обратился с жалобой на действия сотрудников ОВД по Фурмановскому муниципальному району в УВД Ивановской области, где ему предложили написать еще одно заявление о реабилитации (ФИО 1), 09.07.2010 г. Хромов Е.В. обратился непосредственно к начальнику ИЦ УВД Ивановской области с заявлением о реабилитации (ФИО 1), 19.07.2010 г. Хромов Е.В. получил ответ о невозможности выдать справку о реабилитации (ФИО 1), и ему рекомендовали обратиться в суд. Данную справку Хромов Е.В. должен был получить в течение трех месяцев со дня обращения в ОВД по Фурмановскому муниципальному району - 26.06.2009 г., то есть не позднее 26.09.2009 г., из-за незаконных действий сотрудников ОВД по Фурмановскому муниципальному району, и нарушения ими требований Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», Инструкции о порядке исполнения ОВД РФ данного закона, ответ о невозможности выдать справку о реабилитации (ФИО 1) Хромов Е.В. получил только 19.07.2010 г., т.е. спустя более года со дня обращения с первоначальным заявлением. Многие родственники Хромова Е.В. были расстреляны, не одно поколение семьи Хромова Е.В. занимается вопросами их реабилитации, для Хромова Е.В. лично и для всей его семьи важно реабилитировать всех своих родственников, из-за незаконных действий сотрудников ОВД по Фурмановскому муниципальному району в части направления заявления Хромова Е.В. по подследственности в ОВД по Гаврилово-Посадскому муниципальному району, Хромов Е.В. испытал сильные душевные и нравственные страдания, более года был лишен возможности обратиться в суд с заявлением о реабилитации (ФИО 1), поскольку не было официального отказа из органов внутренних дел. Действия сотрудников ОВД по Фурмановскому муниципальному району считает недостойными высокого звания сотрудника милиции, до настоящего времени сотрудники ОВД по Фурмановскому муниципальному району не исполнили представление Фурмановского межрайонного прокурора, не принесли Хромову Е.В. свои извинения за незаконные действия. Моральные вред оценивает в 40.000 рублей, из них 30.000 рублей это моральный вред, причиненный Хромову Е.В. и его семейным традициям и интересам, и 10.000 рублей моральный вред за подрыв авторитета органов внутренних дел. Начальник ОВД по Фурмановскому муниципальному району своими действиями нарушил ст.ст. 6 и 7 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», ст. 5 Приказа МВД РФ от 17.10.2005 г. № 834 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения органами внутренних дел РФ Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Ответчик ссылается на общие нормы административного регламента деятельности дежурной части, что при коллизии общих и специальных норм является недопустимым. Тем самым было нарушено субъективное право истца, предусмотренное ст. 6 Закона - право на реабилитацию и ст. 5 ФЗ «О порядке рассмотрения заявлений граждан РФ» - право на получение ответа. Заявление истца было незаконно передано в ОВД по Гав-Посадскому району. Вред, нанесенный истцу ОВД по Фурмановскому муниципальному району, выразился в нравственных и физических страданиях, которые выразились в душевных переживаниях по поводу дальнейшего восстановления социальной справедливости в отношении родственника истца (ФИО 1) Душевные переживания были связаны с особой значимостью семейных ценностей в семье истца и для истца лично. Кроме душевных страданий были и физические - раздражительность, сопровождавшаяся головными болями, потерей сна. Особую остроту этим душевным волнениям придавало то обстоятельство, что вопрос репрессий в отношении членов семьи истца особенно болезнен для истца, т.к. родственники истца стали жертвами политических репрессий, были расстреляны, умерли в СИЗО, скончались в ссылке. Указанные лица реабилитированы заключениями прокуроров Ивановской и Владимирской областей. Кроме этого душевные страдания истца выразились в страхе перед государством в лице органов внутренних дел из-за активных действий истца по отстаиванию его субъективных прав, а так же душевные переживания по поводу того, что истец живет в стране, где органы, призванные защищать и реализовывать субъективные права граждан, так цинично их нарушают. Отстаивание своих субъективных прав в Фурмановской межрайонной прокуратуре, УВД по Ивановской области - так же стало причиной душевных страданиях истца, из за самой ситуации, когда гражданин отстаивает свои права, нарушенные органами государственной власти является по своей природе стрессовой. Незаконные действия ОВД по Фурмановскому муниципальному району препятствовали реализации права истца на реабилитацию (ФИО 1), а так же права на реализацию прав и законных интересов гражданина РФ. Обращал внимание суда на особую циничность совершенного правонарушения со стороны ОВД по Фурмановскому муниципальному району, зная о гарантированном праве на реабилитацию (ФИО 1), ответчик принял меры, препятствующие реализации этого права, решение о передаче заявления истца было принято в тот же день 26.06.2009 г., не повлияло и представление Фурмановского межрайонного прокурора Ивановской области, не смотря на требования названного представления, никаких действий по восстановлению нарушенных прав истца ответчик не произвел до настоящего времени. Просит суд, принимая во внимание степень душевных и нравственных страданий истца, степень вины ответчика, удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ОВД по Фурмановскому муниципальному району Кудряшов А.Ю. исковые требования Хромова Е.В. не признал, поскольку в соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Истцом Хромовым Е.В. не представлены доводы и доказательства, достоверно подтверждающие причинение ему морального вреда, сумма компенсации ничем не обоснована. Также истцом не представлены доказательства того, что моральный вред ему причинен именно действиями сотрудников органов внутренних дел. В соответствии со статьями 1069, 1071 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, в лице соответствующего финансового органа. Таким образом, требования истца к ОВД по Фурмановскому муниципальному району являются необоснованными. ОВД по Фурмановскому муниципальному району считает себя ненадлежащим ответчиком. В удовлетворении искового заявления Хромова Е.В. к ОВД по Фурмановскому муниципальному району о возмещении морального вреда в сумме 40.000 рублей отказать в полном объеме.
Представитель ответчика ОВД по Фурмановскому муниципальному району Кудряшов А.Ю. в судебном заседании дополнительно пояснил суду, что если бы Хромов Е.В. обратился в канцелярию ОВД, то данной ошибки не произошло бы. Представление Фурмановского межрайонного прокурора об устранении нарушений закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» исполнено только в части привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности, в части принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона представление прокурора не исполнено, поскольку заявление на тот момент уже было направлено по подследственности в ОВД по Гаврилово-Посадскому району. Считает, что Хромов Е.В. не доказал, что действиями сотрудников ОВД по Фурмановскому муниципальному району ему причинен моральный вред. Считает ответ, направленный в адрес Хромова Е.В. из информцентра УВД по Ивановской области, ответом на первоначальное заявление истца, поскольку ОВД по Фурмановскому муниципальному району входит в состав УВД области. Действия начальника ОВД по Фурмановскому муниципальному району в части направления заявления истца в ОВД по Гаврилово-Посадскому муниципальному району в день поступления заявления, считает не проявлением циничности, а заинтересованностью в более быстром разрешении заявления истца.
Представитель ответчика Министерства Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ивановской области, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против удовлетворения исковых требований Хромова Е.В., поскольку в соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами вред подлежит возмещению за счет казны РФ, от имени казны РФ выступает соответствующий финансовый орган - Министерство финансов Российской Федерации. В силу приказа Министерства финансов РФ и Федерального казначейства от 25.08.2006 года № 114н/9н «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов РФ и интересов Правительства РФ в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов РФ» Управление Федерального казначейства по Ивановской области выступает от имени Министерства финансов РФ на основании доверенности. Как следует из представленных документов, неправомерность действий сотрудников ОВД выразилась в нарушении ст. 7 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.01.1991 г. № 1761-1, а именно были нарушены нормы процессуального права (постановление о передаче сообщения по подследственности от 26.06.2009, ответ Фурмановской межрайонной прокуратуры от 24.07.2009 №151-ж-09). Вместе с тем, действующее законодательство не предусматривает возможности компенсации морального вреда в случае нарушения процессуальных норм. Указанная позиция высказана президиумом Ивановского областного суда в определении от 03.10.2003 по делу № 44г-70. Истец указывает, что причиненный ему моральный вред выразился в том, что он в течение года с момента подачи заявления не мог реабилитировать (ФИО 1) Вместе с тем, в соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Считают, что истец не доказал факт причинения ему морального вреда указанными действиями сотрудников ОВД по Фурмановскому муниципальному району. Истцом не указано каким личным неимущественным, личным имущественным правам или нематериальным благам истца причинен вред. Таким образом, истцом, во-первых, не доказан факт причинения ему морального вреда; во-вторых, действующее законодательство не предусматривает возможности компенсации морального вреда, причиненного нарушением процессуальных норм. Просят в удовлетворении исковых требований Хромова Е.В. отказать в полном объеме.
Свидетель (ФИО 2) в судебном заседании показала, что является матерью истца Хромова Е.В., истец с детства заинтересовался историей их семьи, в связи с чем постоянно делает запросы в различные архивы, из всех архивов ему приходят ответы, многие их родственники были репрессированы, расстреляны, практически все родственники усилиями истца были репрессированы. В июне 2009 г. Хромов Е.В. обратился в ОВД по Фурмановскому муниципальному району с заявлением о реабилитации (ФИО 1), но ответа из милиции так и не получил, истец был очень расстроен, переживал, нервничал, потерял сон, долгое время обдумывал ситуацию и решил обратиться в суд. Реабилитация членов семьи для истца важна, поскольку это его родственники, для истца важно, чтобы восторжествовала справедливость.
Выслушав объяснения сторон, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
26.06.2009 г. Хромов Е.В. обратился в ОВД по Фурмановскому муниципальному району с заявлением об установлении факта применения политических репрессий, в административном порядке в отношении (ФИО 1), выселенного из места проживания в <адрес> (л.д. 8).
26.06.2009 г. заявление Хромова Е.В. постановлением начальника ОВД по Фурмановскому муниципальному району в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ для принятия решения было передано по подследственности начальнику ОВД по Гаврилово-Посадскому муниципальному району (л.д. 7).
02.07.2009 г. постановлением дознавателя ОВД по Гаврилово-Посадскому муниципальному району в возбуждении уголовного дела по заявлению Хромова Е.В. было отказано в связи с отсутствием события преступления (л.д. 102).
10.07.2010 г. Хромов Е.В. обратился к Фурмановскому межрайонному прокурору с жалобой на постановление о передаче сообщения по подследственности от 26.06.2009 г., вынесенное начальников ОВД по Фурмановскому муниципальному району (л.д. 75-76).
24.07.2009 г. Фурмановским межрайонным прокурором было вынесено представление в адрес начальника ОВД по Фурмановскому муниципальному району об устранении нарушений Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», в ходе проверки установлено, что сотрудники ОВД по Фурмановскому муниципальному району заявление Хромова Е.В. необоснованно зарегистрировали в КУСП и направили по подследственности в ОВД Гаврилово-Посадского района. Таким образом, должностными лицами ОВД по Фурмановскому муниципальному району были нарушены требования ст. 7 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», а также п. 5 Инструкции о порядке исполнения органами внутренних дел РФ Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Выявленные нарушения стали возможными ввиду недобросовестного отношения к своим служебным обязанностям со стороны должностных лиц ОВД по Фурмановскому муниципальному району, а также ненадлежащего ведомственного контроля со стороны руководства ОВД по Фурмановскому муниципальному району. Начальник ОВД по Фурмановскому муниципальному району был обязан рассмотреть представление, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствовавших, не допускать подобных нарушений в дальнейшей работе. Привлечь к дисциплинарной ответственности виновных в выявленных нарушениях федерального законодательства должностных лиц ОВД по Фурмановскому муниципальному району (л.д. 82-83).
Согласно сообщению начальника ОВД по Фурмановскому муниципальному району факт нарушения, связанный с необоснованным направлением заявления гр-на Хромова Е.В. в ОВД по Гаврилово-Посадскому району нашел свое подтверждение. За допущенное нарушение требований Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» в отношении помощника начальника ОВД - оперативного дежурного (ФИО 3) принято решение ограничиться ранее наложенным взысканием (л.д. 86).
18.06.2010 г. Хромов Е.В. обратился с жалобой на действия начальника ОВД по Фурмановскому муниципальному району Ивановской области к начальнику УВД Ивановской области (л.д. 60-62).
Согласно сообщения начальника Инспекции штаба УВД по Ивановской области, по результатам проверки в деятельности должностных лиц ОВД по Фурмановскому и Гаврилово-Посадскому муниципальным районам выявлены нарушения порядка рассмотрения входящих в компетенцию органов внутренних дел вопросов о реабилитации граждан. Должностными лицами ИЦ при УВД по Ивановской области нарушений требований ведомственной нормативной базы не допущено (л.д. 107).
09.07.2010 г. Хромов Е.В. обратился в ИЦ УВД Ивановской области с заявлением об установлении факта применения политических репрессий, в административном порядке в отношении (ФИО 1), выселенного из места проживания в <адрес> (л.д. 46).
19.07.2010 г. заявление Хромова Е.В. было рассмотрено, Хромову Е.В. рекомендовано решать вопрос по признанию факта раскулачивания политической репрессией в административном порядке в отношении семьи (ФИО 1) в судебном порядке (л.д. 47), данный ответ был дан начальником информцентра УВД Ивановской области на заявление Хромова Е.В. от 09.07.2010 г. (л.д. 108).
Согласно ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. № 10 (в ред. от 06.02.2007 г.) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно ст. 6 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями. Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя, в отношении лиц, указанных в пункте «в» ст. 3 Закона, - в органы внутренних дел, в отношении прочих репрессированных - в органы прокуратуры. Срок рассмотрения заявлений о реабилитации не может превышать трех месяцев.
Согласно ст. 7 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О милиции» задачами милиции является оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.
Согласно п. 19 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной Приказом МВД РФ от 04.05.2010 г. № 333 заявления граждан специального характера (по направлениям деятельности), связанные с утратой или выдачей удостоверений, разрешений, лицензий, справок, заключений, государственных регистрационных знаков, талонов, паспортов, актов, документов, предоставляющих или восстанавливающих какое-либо право, направляются в соответствующие подразделения, где учитываются в отдельных учетных формах. Порядок работы с такого рода обращениями регламентируется законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 1 Инструкции о порядке исполнения органами внутренних дел РФ Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», утвержденной Приказом МВД РФ от 17.10.2005 г. № 834 органы внутренних дел РФ в соответствии с пунктом «в» статьи 3 и частью первой статьи 6, частью первой статьи 8.1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» рассматривают заявления граждан или общественных организаций о реабилитации лиц, которые по политическим мотивам были подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», а также иным ограничениям прав и свобод.
Согласно п. 5 Инструкции о порядке исполнения органами внутренних дел РФ Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», утвержденной Приказом МВД РФ от 17.10.2005 г. № 834 заявления о реабилитации лиц, подвергнутых репрессиям в административном порядке, поступающие в органы внутренних дел РФ, регистрируются с соблюдением требований делопроизводства и передаются на рассмотрение в подразделение реабилитации ИЦ по месту поступления заявления. После рассмотрения поступивших заявлений соответствующими подразделениями реабилитации ИЦ они направляются вместе с имеющимися материалами на репрессированных на исполнение в подразделение реабилитации ИЦ по месту принятия решения о применении репрессии.
Суд, исследовав доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам, 26.06.2009 г. Хромов Е.В. обратился к начальнику ОВД по Фурмановскому муниципальному району с заявлением о реабилитации (ФИО 1), начальник ОВД по Фурмановскому муниципальному району в нарушение ст.ст. 6 и 7 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», п. 19 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной Приказом МВД РФ от 04.05.2010 г. № 333, п.п. 1 и 5 Инструкции о порядке исполнения органами внутренних дел РФ Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», утвержденной Приказом МВД РФ от 17.10.2005 г. № 834, вместо направления заявления Хромова Е.В. для рассмотрения в информцентр УВД Ивановской области, зарегистрировал заявление Хромова Е.В. в КУСП и принял решение о передаче заявления Хромова Е.В. для рассмотрения по подследственности в ОВД по Гаврилово-Посадскому муниципальному району. Таким образом, исковые требования Хромова Е.В. о признании действий начальника ОВД по Фурмановскому муниципальному району в части направления заявления Хромова Е.В. о реабилитации (ФИО 1) по подследственности в ОВД по Гаврилово-Посадскому муниципальному району незаконными, подлежат удовлетворению, поскольку действия начальника ОВД по Фурмановскому муниципальному району противоречат нормам действующего законодательства.
Из-за незаконных действий начальника ОВД по Фурмановскому муниципальному району в части направления заявления Хромова Е.В. о реабилитации (ФИО 1) по подследственности в ОВД по Гаврилово-Посадскому муниципальному району, заявление Хромова Е.В. так и не было направлено в Информцентр УВД по Ивановской области, первоначально Хромов Е.В. обратился в ОВД по Фурмановскому муниципальному району 26.06.2009 г., данное заявление должно было быть рассмотрено в срок не более 3 месяцев, т.е. не позднее 26.09.2009 г., однако, поскольку начальник ОВД по Фурмановскому муниципальному району так и не устранил нарушения, выявленные в ходе прокурорской проверки по заявлению Хромова Е.В., Хромов Е.В. был вынужден 09.07.2010 г. вновь обратиться с аналогичным заявлением непосредственно к начальнику Информцентра УВД Ивановской области, ответ на которое получил 19.07.2010 г., после чего Хромов Е.В. 16.09.2010 г. смог обратиться в суд с заявлением о реабилитации (ФИО 1)., все это время Хромов Е.В. нервничал, переживал, страдал из-за потери сна.
Таким образом, незаконные действия начальника ОВД по Фурмановскому муниципальному району в части направления заявления Хромова Е.В. о реабилитации (ФИО 1) по подследственности в ОВД по Гаврилово-Посадскому муниципальному району находятся в прямой причинно-следственной связи с нарушением личных неимущественных прав Хромова Е.В. - право на обращение в суд, право на реабилитацию своего родственника, право на своевременное получение ответа из органов внутренних дел. Моральный вред Хромова Е.В. заключается в нравственных переживаниях в связи с лишением его права в течение года обратиться в суд за защитой своих прав, лишением права на реабилитацию своего родственника, данное лишение права стало возможным в связи с нарушением начальником ОВД по Фурмановскому муниципальному району действующего законодательства, суд не соглашается с доводами представителя ответчика Министерства финансов РФ, что в данном случае были нарушены процессуальные нормы, поскольку в данном случае незаконными действиями начальника ОВД по Фурмановскому муниципальному району были нарушены личные неимущественные права Хромова Е.В.
С учетом характера и объема, причиненных истцу нравственных страданий, степени вины ответчика, с учетом требования разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать в пользу Хромова Е.В. в счет компенсации морального вреда 800 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Согласно Приказу Минфина РФ № 114н, Казначейства РФ N 9н от 25.08.2006 г. «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации» руководителям управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации приказано на основании доверенностей (с правом передоверия), выданных Министерством финансов Российской Федерации, представлять в судебных органах интересы Министерства финансов Российской Федерации и интересы Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации.
При данных обстоятельствах компенсацию морального вреда и расходы по оплате государственной пошлины в пользу Хромова Е.В. необходимо взыскивать с Министерства финансов РФ за счет казны РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Хромова Е.В. удовлетворить частично.
Признать действия начальника ОВД по Фурмановскому муниципальному району Ивановской области в части направления заявления Хромова Е.В. о реабилитации (ФИО 1) по подследственности в ОВД по Гаврилово-Посадскому муниципальному району незаконными.
Взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу Хромова Е.В. в счет компенсации морального вреда 800 рублей, в счет расходов по оплате государственной пошлины 200 рублей, а всего 1.000 (одну тысячу) рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение десяти дней со дня вынесения.
Судья: ________________________