Дело № 2-68/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Павлова А.Е.,
при секретаре судебного заседания Рыбкиной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по иску Игнатьевой Л.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области о назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
Игнатьева Л.А. обратилась в суд с иском о назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью, указав следующее:
<ДД.ММ.ГГГГ> она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью. <ДД.ММ.ГГГГ> ответчик ее уведомил о том, что в назначении пенсии ей отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. С отказом в назначении пенсии она не согласна. Ответчик необоснованно не зачел в стаж для назначения пенсии периоды учебных отпусков в 1984 году: январь - 26 дней, апрель - 25 дней, июнь - 6 дней, декабрь - 19 дней, в 1985году: февраль - 4 дня, апрель - 2 дня, июнь - 25 дней, в 1990 году: январь - 3 дня, февраль - 8 дней, в 1991 году: январь - 15 дней, июнь - 14 дней, в 1992 году: январь - 12 дней, в 1993 году: февраль - 12 дней, декабрь - 27 дней, в 1994 году: январь - 5 дней, февраль - 26 дней; периоды простоев по вине работодателя в 1992 году: август - 6 дней, сентябрь - 11 дней, ноябрь - 10 дней, декабрь - 5 дней, в 1993 году: январь - 10 дней, март - 5 дней, май - 4 дня, сентябрь - 6 дней, октябрь - 6 дней, ноябрь - 3 дня, в 1994 году: февраль - 3 дня, март - 4 дня, апрель - 3 дня, государственной обязанности 1 день в феврале 1985 года; отсутствие рабочих смен с марта по сентябрь 1990 года; период работы в должности музыкального руководителя в ясли-саду <№> «Сказка» АООТ «Текстиль» с 12 июля по <ДД.ММ.ГГГГ>, т. к. не выполнена норма рабочего времени, когда выполнялась эта работа; периоды курсов повышения квалификации: с 11 по <ДД.ММ.ГГГГ>. Считает, что указанные периоды должны зачисляться в стаж. Просит обязать ответчика включить в стаж для назначения пенсии указанные периоды, произвести расчет и назначение досрочной пенсии с момента обращения в ГУ УПФ РФ, а также отнести на ответчика расходы по делу.
В судебном заседании истец Игнатьева Л.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, уточнив, что исключает из заявленных требований - требование об обязании ответчика произвести расчет пенсии, и включении в специальный стаж одного дня государственной обязанности.
Представитель ответчика Ешкутова И.А. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, оглашенных ею в судебном заседании и приобщенных к материалам дела.
Представитель ответчика Хусяинова О.А. в судебном заседании исковые требования не признала.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В ходе судебного заседания установлено следующее:
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при управлении пенсионного фонда РФ (ГУ) в Фурмановском муниципальном районе от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> Игнатьева Л.А. обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости <ДД.ММ.ГГГГ>, ее специальный стаж на данное время составил 24 года 4 месяца 20 дней. При этом в специальный стаж истца не зачтены периоды учебных отпусков, а именно, в 1984 году: январь - 26 дней, апрель - 25 дней, июнь - 6 дней, декабрь - 19 дней, в 1985году: февраль - 4 дня, апрель - 2 дня, июнь - 25 дней, в 1990 году: январь - 3 дня, февраль - 8 дней, в 1991 году: январь - 15 дней, июнь - 14 дней, в 1992 году: январь - 12 дней, 1993 году: февраль - 12 дней, декабрь - 27 дней, в 1994 году: январь - 5 дней, февраль - 26 дней; периоды простоев по вине работодателя в 1992 году: август - 6 дней, сентябрь - 11 дней, ноябрь - 10 дней, декабрь - 5 дней, в 1993 году: январь - 10 дней, март - 5 дней, май - 4 дня, сентябрь - 6 дней, октябрь - 6 дней, ноябрь - 3 дня, в 1994 году: февраль - 3 дня, март - 4 дня, апрель - 3 дня, государственной обязанности 1 день в феврале 1985 года; отсутствие рабочих смен с марта по сентябрь 1990 года; период работы в должности музыкального руководителя в ясли-саду <№> «Сказка» АООТ «Текстиль» с 12 июля по <ДД.ММ.ГГГГ>, т. к. не выполнена норма рабочего времени, когда выполнялась эта работа; периоды курсов повышения квалификации с 11 по <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д. 8-9). Решением ответчика от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> в назначении истцу досрочной трудовой пенсии отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа (л.д. 10).
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Истец просит включить время учебных отпусков, которые в общей сумме составляют 229 дней. Факт обучения в Ивановском областном культурно-просветительском училище в 1982-1985 годах и в Шуйском государственном педагогическом институте в 1988-1994 годах подтверждается дипломами (л.д. 17, 18), предоставление учебных отпусков - архивной справкой (л.д. 28-30). До начала обучения, в период обучения и после получения образования Игнатьева Л.А. работала на должностях воспитателя и музыкального руководителя в детском саду, т.е. осуществляла педагогическую деятельность, что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 11-16). Время осуществления данной педагогической деятельности ответчик включил в специальный стаж истца.
В соответствии со ст. 196 КЗоТ РСФСР работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, предоставляются оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы.
Ежегодные оплачиваемые отпуска указанным работникам по их желанию предоставляются в любое время года.
За время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, за работниками сохраняется средняя заработная плата (ст. 198 КЗОТ РСФСР).
В действующем в настоящее время Трудовом кодексе Российской федерации данные гарантии предусмотрены ст. 173.
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 ФЗ "О трудовых пенсиях", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В период обучения истца работодателем ежегодно предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы для прохождения промежуточной аттестации.
Кроме того, в соответствии с п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 953, п. 3 приложения N 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года N 94, действовавших в спорный период, был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В силу указанных выше норм материального права периоды нахождения Игнатьевой Л.А. в учебных отпусках подлежат включению в специальный стаж работы.
Подлежит включению в специальный стаж истца и период курсов повышения квалификации, который подтверждаются свидетельством о повышении квалификации и справкой (л.д. 20. 33), по следующим основаниям.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата. Аналогичная норма содержалась в ст. 112 Кодекса законов о труде РФ, утратившего силу с 01 февраля 2002 года.
Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в пенсионный фонд РФ.
На курсах повышения квалификации Игнатьева Л.А. занималась повышением своего профессионального мастерства, продолжая при этом занимать штатную педагогическую должность, трудовой договор с ней не расторгался, ей продолжалась начисляться заработная плата. От прохождения курсов повышения квалификации она отказаться не могла, это было ее обязанностью.
Истец просит также включить в специальный стаж периоды простоев по вине работодателя.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодательство связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в рассматриваемом случае в сфере педагогической деятельности, осуществляемой в учреждениях для детей).
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 9 этих же Правил в специальный стаж периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника) не включаются.
Не предусматривал включение периодов простоя в специальный стаж и действовавший ранее Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», из смысла ст. 80 которого следует, что именно постоянное осуществление педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет является льготным основанием для установления пенсии за выслугу лет. В периоды простоя истец не работал, а значит не испытывал воздействия различного рода факторов, повышенных психофизиологических нагрузок, обусловленных спецификой и характером труда в сфере педагогической деятельности, с учетом которых и назначается соответствующая льготная пенсия. При этом ссылка истца в иске на ст. 12 ТК РФ несостоятельна, т.к. положения Трудового кодекса РФ условия досрочного назначения трудовой пенсии по старости не регулируют.
Учитывая изложенное, оснований для включения дней простоя в специальный стаж не имеется.
Не подлежит также включению в специальный стаж время работы с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> в должности музыкального руководителя в яслях-саду <№> «Сказка», т.к. истцом не представлено доказательств выполнения в этот период (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Данное требование предусмотрено п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.
Таким образом, в специальный стаж истца подлежат включению только периоды учебных отпусков и курсов повышения квалификации, при суммировании которых с периодами работы, зачисленных ответчиком, специальный стаж истца в итоге составит 25 лет 28 дней.
Следовательно, поскольку у Игнатьевой Л.А. в день ее первоначального обращения к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии, специальный стаж, дающий ей право на назначение пенсии на льготных условиях в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", составлял не менее 25 лет, пенсия ей должна быть назначена с <ДД.ММ.ГГГГ>.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Истец просит в иске взыскать с ответчика уплаченную государственную пошлину в сумме 200 руб. и за составление у адвоката заявления в суд 500 рублей. Данные расходы являются издержками, связанными с рассмотрением дела, но, учитывая, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, присуждению в счет возмещения понесенных по делу судебных расходов в пользу истца подлежат только 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный стаж Игнатьевой Л.А., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следующие периоды:
- периоды учебных отпусков в 1984 году: январь - 26 дней, апрель - 25 дней, июнь - 6 дней, декабрь - 19 дней, в 1985году: февраль - 4 дня, апрель - 2 дня, июнь - 25 дней, в 1990 году: январь - 3 дня, февраль - 8 дней, в 1991 году: январь - 15 дней, июнь - 14 дней, в 1992 году: январь - 12 дней, 1993 году: февраль - 12 дней, декабрь - 27 дней, в 1994 году: январь - 5 дней, февраль - 26 дней;
- период курсов повышения квалификации с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>.
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области назначить Игнатьевой Л.А. трудовую пенсию по старости с <ДД.ММ.ГГГГ>.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Игнатьевой Л.А. 400 рублей в счет возмещения понесенных по делу судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Фурмановский городской суд Ивановский области в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья А.Е. Павлов
Решение составлено в окончательной форме <ДД.ММ.ГГГГ>.